Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему
Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe.docx | 155.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи»
Содержание:
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава I. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста в организованных формах обучения………стр6-20
- . Анализ взглядов психологов и педагогов на проблему нравственно – патриотического воспитания у старших дошкольников ………….…стр. 6
- . Особенности формирования знаний воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР о родном городе ………..…………….стр.12
- . Пути, методы и средства формирования знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста ………………………..……………стр.18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о городе Тула в организованных формах обучения………………………...……..стр 21-55
2.1 Определение уровня сформированности знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста ……………………….……………. стр.21
2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в организованных формах обучениях………………………………………………………..…….....…. стр.33
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы при определении уровня знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….…...……стр.42
Заключение……………………………………………………………...… стр.53
Список литературы…………………………………………………….... стр. 55
Приложения……………………………………………………………………
Введение
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных и противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; средства массовой информации усилено пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.[39,c.3]
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» - писал Д. С.Лихачёв.
Именно поэтому родная культура Тульского края, России, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Педагогами МБДОУ №______ накоплен опыт работы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Теоретической основой, которого являются положения: Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачёв и др.), а также программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Объект исследования — патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – воспитание у старших дошкольников любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания.
Цель исследования – определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент
Задачи исследования:
1) Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень представлений и знаний старших дошкольников о родном городе.
3) Разработать методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников.
4) Подобрать диагностический инструментарий для определения сформированности знаний старших дошкольников о родном городе.
5) Получение и расширение доступных знаний о родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.
Для осуществления выше сказанного мною были выбраны следующие направления:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки, пословицы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
- Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ взглядов психологов и педагогов на проблему нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.[2,c.16-17]
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма, на мой взгляд, может быть только утвердительным. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.[12,c.23]
В 60-70-е гг. 20 века патриотизм стал рассматриваться как стиль преподавания. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры. Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Увидели свет новые методические пособия для воспитателей детских садов, в частности "С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений" (сост. Л.А. Кондрыкинская. М., 2003). Предпринимаются попытки разработать дидактические игры патриотического содержания.
Среди серьезных научных исследований замечена кандидатская диссертация Л.В. Кокуевой "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста", защищенная в Ярославском государственном педагогическом университете в 2002 году. Автор стремится переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области. [11, c.66-68]
Много интересного материала по общим проблемам патриотического воспитания молодежи в этот период содержится в публикациях (Возлинский Г.М., 2000; Илющенко Р., 2004; Князьков С., 2002; Миронов В., 1994; Печень Н. А. , 1994 и т.д.). Общим для них является показ злободневности этой работы, поиск и предложение наиболее эффективных путей ее ведения.[23, c. 123]
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
М.Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
– нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
– понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
– нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
– в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
– истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, – писал К. Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». [39, c.3]
Вывод:
Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего города, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением интересом относится к историческому наследию всей страны.
1.2. Особенности формирования знаний воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР о родном городе
Большое значение в приобщении детей к истории родного города является формирование интереса. Усвоение знаний связано с тем, насколько заинтересован ребенок деятельностью. Этот интерес поддерживается положительными эмоциями детей, соответствующими педагогическими условиями, новым содержанием и методами воспитания, многообразием форм организации занятий. Особое значение необходимо придавать игровым формам проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД) и игровым видам деятельности.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.
Основные цели и задачи образования.
Система образования призвана обеспечить:
– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
– формирование культуры мира и межличностных отношений;
– разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т. д.
Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма, как качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.
Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.
Базовым этапом формирования у детей с ОНР любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек и поэтому у ребенка необходимо воспитывать желание узнать больше об истории своего края и его особенностях. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей с ОНР, правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Тула город мастеров, ковала оружие для победы в захватнических войнах, родина великого писателя Л.Н. Толстого. Тула славится своими пряниками, самоварами, оружием и гармонями.
Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги. Ориентиры воспитателя на расширение детского кругозора не забывать, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка равнозначно воспитательным отношениям. Поэтому очень важно правильный с точки зрения педагогики выбор объекта, о котором следует рассказывать детям.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. До начала реформ программы включали раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни» (как часть направления «Ознакомление с окружающим»), в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.
В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используется несколько терминов, области значений которых пересекаются, но не являются идентичными. Это – патриотическое воспитание, нравственное воспитание и социальное развитие.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определённое отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент. С психологической точки зрения, быть гражданином – более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создаёт определённые предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки – необходимое, но недостаточное его условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определённых черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, – активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п.
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определённой возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы:
- патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического воспитания;
- отбор и систематизация знаний о родном городе проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начала патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать детям сообщение знаний о родном крае, родной стране, чтобы вызвать у них познавательный интерес, активность, развивать любознательность. Наблюдение окружающей жизни и усвоение знаний способствует развитию образного и логического мышления у ребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое живое слово, музыка, изоискусство.
Всем хорошо известно, что родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся – задача, которая вполне по плечу любой семье. Условие детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни и здесь на помощь могут прийти родители.
При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания, каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «вот здесь жил когда то …, здесь строится …, это музей знаменитого писателя … и т.д.»
Все эти требования отражены в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2007, в Основной общеобразовательной программе МБДОУ №______, на основе примерной образовательной программе «От рождения до школы». Анализируя программные задачи раздела «Ребенок и окружающий мир», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий жизни.
Поэтому педагоги нашего детского сада наряду с поставленными целями и задачами образовательного процесса считают необходимым разработать систему патриотического и духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образования, которые представлены в виде возрастных характеристик ребёнка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:
– проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
– уважение к достоинству других;
– стремление к познанию окружающей действительности;
– решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;
– бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Вывод:
Таким образом, базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоения принятых в нем норм поведения, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
- Пути, методы и средства формирования знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление дошкольников с родным городом – это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями и традициями. знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времен и поколений обеспечивает традиции, обычаи, обряды .[2,c.16-17]
После выхода Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы изменяется построение образовательного процесса, оно строится на интеграции образовательных областей, что и получило отражение в моей работе.
Работа проводилась с учетом межпредметных связей по образовательным областям:
- Познание. Проводилась образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
- Социализация, где использовались дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводились экскурсии, посещали музеи.
- Художественное творчество, где использовались произведения живописи о природе по сезонам, изготавливались различные изделия в соответствии с тематикой образовательной деятельности. Проводились выставки детского творчества, мастер - классы.
- Художественная литература, где использовались произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривались иллюстрации, картинки.
- Музыка, где использовались музыкальные произведения в соответствии с тематикой образовательной деятельности; проводились праздники (в том числе и фольклорные), музыкальные игры.
- Физическая культура, где проводились подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды – патриотического уголка, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Познание»).
- в образовательную деятельность на НОД ;
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, работа с картой);
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по району; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее).
Вывод:
Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь помнить, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся только при определенных условиях, а именно при доступности восприятия, в соответствии с возрастными возможностями восприятия, эмоциональной насыщенности.
2.1. Определение уровня сформированности знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная деятельность проходила в старшей группе компенсирующей направленности в МБДОУ №______. Группу посещаю 12 воспитанников в возрасте 5-6 лет с диагнозом общее недоразвитие речи.
Эксперимент разделен на 3 этапа:
Цель констатирующего этапа: определить уровень знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Определить критерии оценки уровня сформированности знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
- Подобрать диагностические методики для оценки уровня сформированности знаний у детей группы
- Выявить уровень сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с задачами мною были отобраны критерии знаний, которые были заимствованы из исследований Лернера И.Я., методика диагностирования Крулехт М.В.
Полнота знаний – объем программных знаний о родном городе.
Показатель – содержание знаний о достопримечательностях родного города.
Глубина знаний – установление существенных связей, отражающих сущность явлений.
Показатель – установление связей между историческими событиями и в знании достопримечательностей города.
Эмоциональное отношение – положительное, заинтересованные реакции на задаваемые вопросы, ответы эмоционально окрашены, экспрессивные действия: мимические, жестовые, понтомимические.
Для определения знаний у детей старшего дошкольного возраста мною было отобрано следующее содержание программных знаний о родном городе:
- История возникновения нашего города – «Тульский кремль»;
- «Тула - деревянная»;
- «Тула - современная»;
- Памятники нашего города;
- «Тула город мастеров».
Была использована методика Крулехт В.М., предложенная в книге «Готовимся к аттестации» в разделе «Социальное развитие». Ею представлены уровни оценки знаний для старших дошкольников.
Низкий уровень – ребенок вычленяет существенные особенности объектов только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя не на существенные. Но привлекательные признаки; содержание описательного рассказа неполно отражает особенности объекта; средста языковой выразительности не используется, нет эмоционального отклика; количество знакомых объектов ниже среднего – до трех.
Средний уровень – ребенок вычленяет существенные признаки и осуществляет группировку объектов с небольшой помощью взрослого; составление описательного рассказа требует помощи взрослого для отражения в рассказе особенностей объекта положительно настроен на ответ, речь выразительна; количество знакомых объектов 4-5.
Высокий уровень – ребенок доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя объекты по разным признакам; самостоятельно составляет полный описательный рассказ об объекте; речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями, при рассказе положительные реакции выражены мимически и в речи; количество знакомых объектов – 6-8.
Для обследования мною была выбрана группа детей старшей группы № 10, соответствующих возрастным нормам развития и рекомендованная воспитателем.
Маша С.
Маша любознательна, заинтересованно слушает, когда читают книги. С интересом рассматривает иллюстрации, альбомы, открытки, при этом задает интересующие вопросы. Большой интерес проявляет к настольно-печатным играм, усидчива. Маша любит рисовать, лепить, но может расстроиться если ее работа не удачно получилась. При приходе мамы требует одобрения и поощрения к ее результатам деятельности. Любит дарить свои рисунки детям и родителям. На образовательной деятельности внимательна, активна, отвечает на вопросы. Маша любит принимать участие в праздниках, развлечениях, соревнованиях, викторинах. С большим удовольствием принимает участие в экскурсиях. Маша общительна, дети с ней любят играть, у ее проявляются замашки лидера. Игры с ее участием эмоционально окрашены.
Никита П.
Так как мама занята маленьким ребенком, мальчик много времени предоставлен сам себе. Он играет один в компьютерные игры и сидит у телевизора. Никита очень подвижный мальчик. Играть любит в подвижные игры. В дидактические и настольно - печатные игры играет без особого интереса и энтузиазма, быстро бросает и уходит. На образовательной деятельности не очень внимателен. Задания выполняет не аккуратно, спешит. Не усидчив и подвижен. У Никиты хорошая память, он быстро запоминает стихи, песни. Выразительно выступает на общих мероприятиях. Любит ходить на экскурсии. В детский сад ходит с настроение, в конце дня уходить не хочет.
Артем С.
Артем общительный мальчик. Любит играть в конструктивные игры, лего, дидактические игры. Все, что задумал, доводит до конца. Ребята с пашей играют с удовольствием. Мальчик любознательный, внимательный, с интересом занимается на образовательной деятельности. Выполняет работу аккуратно. Любит принимать участие в различных мероприятиях и утренниках. Мама всегда присутствует на этих мероприятиях и радуется успехам ребенка. Артем часто с семьей ходит на мероприятия в городе. Он знает много памятников и достопримечательностей города ______. С родителями они посещают музей, ходят в цирк, в ТЮЗ. Артем в детский сад приходит в хорошем настроении. Родители доброжелательно относятся к воспитателям и другим работникам детского сада.
София М.
София любознательна, большой интерес проявляет к настольно-печатным играм, усидчива. Любит играть в сюжетно-ролевую игру «Семья», где постоянно пытается взять на себя роль мамы. Проявляет лидерские качества. София любит рисовать, лепить. На образовательной деятельности внимательна, активна, отвечает на вопросы. София любит принимать участие в праздниках, развлечениях, соревнованиях, викторинах. С большим удовольствием принимает участие в экскурсиях. София общительна, дети с ней любят играть. Игры с ее участием эмоционально окрашены.
Артем П.
На образовательной деятельности не очень внимателен. Задания выполняет не аккуратно, спешит. Не усидчив и подвижен. Не очень любит выступать на общих мероприятиях. Любит ходить на экскурсии. В детский сад ходит с хорошим настроением. С мамой редко ходит на мероприятия города ______. Несколько раз был в цирке, о других мероприятиях бывает очень редко. Мама много работает, чтобы обеспечить семью. Но у ребенка много дома развивающих игр, он хорошо питается.
Коля М.
Коля общительный мальчик. Любит играть в конструктивные игры, лего, сюжетно – ролевые игры «Гараж», «Автозаправка». Ребята с пашей играют с удовольствием. Мальчик любознательный, с интересом занимается на образовательной деятельности. Выполняет работу не очень аккуратно, но с большим удовольствием. Любит принимать участие в различных мероприятиях и утренниках. Коля не часто с семьей ходит на мероприятия в городе. Коля в детский сад приходит в хорошем настроении. Родители доброжелательно относятся к воспитателям и другим работникам детского сада.
Ангелина М.
По характеру Ангелина медлительна. Всю работу она выполняет медленно, но аккуратно. На образовательной деятельности внимательна. Ангелина любит рисовать, раскрашивать. Детив детский сад в группе не очень любят с ней играть, потому что она часто плачет, и только через слезы выражает свои эмоции.
Даниил М..
На образовательной деятельности не очень внимателен. Задания выполняет не аккуратно. Медленно выполняет задания. Отвечает на вопросы не внимательно, связный рассказ составляет с трудом и с подсказками взрослого. Не очень любит выступать на общих мероприятиях. Плохо запоминает стихи и читает их невнятно. Любит ходить на экскурсии. В детский сад ходит с хорошим настроением. С мамой редко ходит на мероприятия города ______.
Рома Л.
На образовательной деятельности ведет себя спокойно. Задания выполняет аккуратно, но медленно. Отвечает на вопросы не внимательно, связный рассказ составляет с трудом и с подсказками взрослого. Не очень любит выступать на общих мероприятиях. Плохо запоминает стихи и читает их невнятно. Любит ходить на экскурсии. С семьей часто бывает на мероприятиях города. Мама уделяет много времени воспитанию сына. Она оказывает помощь воспитателям, участвует в конкурсах на базе МБДОУ №______. Мама эмоционально положительно относится к воспитателям и другому персоналу детского сада.
Кирилл Н.
Кирилл воспитанный мальчик, вежлив, доброжелателен. На образовательной деятельности внимателен и усидчив. Всю работу выполняет аккуратно. Он интересно рассказывает, любит, когда читают художественную литературу. С интересом рассматривает иллюстрации, альбомы открытки. Дети с удовольствием играют с Кириллом. Игры с его участием получаются интересные и увлекательные. Кирилл ходит в школу спортивной гимнастики три раза в неделю с удовольствием. Так как Кириллу много времени уделяют родители, знания о нашем городе у него достаточно расширенные и глубокие. С семьей они часто ходят на праздники, которые проводятся в нашем городе.
Саша Н. играть любит в подвижные игры. В дидактические и настольно - печатные игры играет без особого интереса и энтузиазма, быстро бросает и уходит. Активен и подвижен, но характер своенравный. Любит играть с другими детьми, но если ему не нравится что-либо бросает играть, обижается, может даже заплакать. На образовательной деятельности не очень внимателен. Задания выполняет не аккуратно, спешит. Не усидчив и подвижен. Не любит выступать на публике, кривляется. Любит ходить на экскурсии. В детский сад ходит с настроением.
Методика диагностирования уровня сформированности знаний о родном городе предложена Маневцевой Л.М., Крулехт М.В. в книге «Готовимся к аттестации». [6, c.81-85]
Вопросы к детям адаптированы к теме исследования.
Условия обследования детей:
- Интервьюирование проводилось в индивидуальной форме в свободное время.
- Для беседы создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.
- Беседы по открыткам и фотографиям, предварялись небольшим рассказом воспитателя о городе.
Для диагностики использовались вопросы к детям:
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется наш город? (Тула)
- Жителей нашего города называют… (туляки)
- Как назыавется река, на которой был построен наш город? (Упа)
- Как называется крепость в центре города ? (Кремль)
- Из какого материала сложены Кремлевские стены? (Из красного кирпича)
- Как называется улица на которой находится детский сад? (Пузакова)
Результаты диагностирования заносились в таблицу №1
Таблица №1
№ | Имя ребенка | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | 7 вопрос | уровень |
1 | Маша С. | ответила сразу | ответила | ответила после подсказки | не ответила | ответила сразу | ответила | ответила сразу | средний |
2 | Никита П. | ответил сразу | ответил | не ответил | не ответил | ответил после подсказки | ответил подумав | ответил | средний |
3 | Паша Р. | ответил | ответил | не ответил | не ответил | ответил | ответил | ответил | средний |
4 | Артем С. | ответил сразу | ответил | не ответил | ответил | ответил | ответил сразу | ответил | средний |
5 | Ангелина М. | ответила | ответил | не ответила | не ответила | ответила | ответила | ответила после подсказки | низкий |
6 | Артем П. | не ответил | ответил подумав | не ответил | не ответил | ответил после подсказки | ответил после подсказки | не ответил | низкий |
7 | Кирилл Н. | ответил сразу | ответил | ответил после подсказки | ответил после подсказки | ответил | ответил сразу | ответил | средний |
8 | Соня М. | ответила | ответил | не ответил | не ответила | ответила | ответила | ответила подумав | средний |
9 | Саша Н. | не ответил | ответил | не ответил | не ответил | ответил | ответил | не ответил | низкий |
10 | Рома Л. | ответил | ответил | не ответил | не ответил | ответил | ответил | ответил после подсказки | |
11 | Даня М. | не ответил | ответил | не ответил | не ответил | ответил | ответил после подсказки | ответил после подсказки | низкий |
12 | Коля М. | ответил | ответил | не ответил | не ответил | ответил | ответил | ответил | средний |
Диаграмма к таблице №1
Продолжила диагностику сформированности знаний воспитанников с помощью игрового упражнения «Узнай и опиши». Детям предлагалось узнать изображенную на фотографии или открытке достопримечательность и составить небольшой рассказ – описание. Результаты диагностирования по каждому ребенку заносилось в таблицу №2.
Таблица №2
№ | Имя ребенка | «Тульский кремль» | «Тула -деревянная» (деревянный дом | «Площадь Победы» | Памятник «Тульский самовар» | уровень |
1 | Маша С. | ответила сразу | ответила | ответила после подсказки | ответила | средний |
2 | Никита П. | ответил сразу | ответил | ответил | ответил, но не знает где находится | средний |
3 | Паша Р. | ответил | ответил | не ответил | ответил | низкий |
4 | Артем С. | ответил сразу | ответил | ответил | ответил | средний |
5 | Ангелина М. | ответила | ответил | не ответила | ответила, но не знает, где находится | низкий |
6 | Артем П. | ответил | ответил подумав | ответил после подсказки | ответил подумав | низкий |
7 | Кирилл Н. | ответил сразу | ответил | ответил после подсказки | ответил | средний |
8 | Соня М. | ответила | ответил | не ответила | ответила «Три штыка» | средний |
9 | Саша Н. | ответил | ответил | не ответил | ответил «Вечный огонь» | низкий |
10 | Рома Л. | ответил | ответил | не ответил | ответил после подсказки | низкий |
11 | Даня М. | ответил | ответил | не ответил | не ответил | низкий |
12 | Коля М. | ответил | ответил | ответил после подсказки | ответил | средний |
Диаграмма к таблице №2
Таким образом, обработав данные, результаты проведенной беседы показали, что у большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией. Более полными были ответы у детей, которые посещают чаще других посещают массовые мероприятия и знакомы с достопримечательностями города ______, а также детям знакомы те памятники, которые чаще всего показывают по телевизору. При этом они его называют, но затрудняются ответить каково его значение для города, не знакомы с историческими событиями. Остальные достопримечательности города детям менее знакомы. Они затрудняются ответить, где находится этот объект, назвать его значение для города, историческое значение, хотя существенные признаки называют, стараются вспомнить, где и когда они там были.
Поэтому по итогам диагностирования 6 детей находятся на средем уровне и 6 детей на низком уровне.
Вывод: таким образом, решение проблемы патриотического воспитания в условиях ДОУ возможно только при систематической и целенаправленной работе педагогов и помощи семьи.
2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в организованных формах обучениях
По результатам констатирующего эксперимента был проведен формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: создание педагогических условий для формирования знаний о достопримечательностях гогода ______ у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Отобрать педагогические условия, способствующие эффективному усвоению знаний о достопримечательностях города ______ у детей старшего дошкольного возраста.
- Организовать воспитательно – образовательную работу по формированию знаний об истории и достопримечательностях города ______.
- Определить эффективность используемых средств и форм воспитательно– образовательной работы с детьми.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №______ в старшей группе №10.
С целью организации работы по формированию знаний о родном городе были отобраны разнообразные средства:
- наглядный и демонстрационный материал;
- исторические материалы о городе;
- мультемидийные материалы.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы были отобраны следующие педагогические условия:
- Дидактические.
Были отобраны методы и приемы, которые были направлены на расширение и усвоение знаний необходимых при ознакомлении с родным городом.
- Наблюдение в ходе целевых прогулок к историческим местам.
- Метод элементарного анализа - где дети учатся анализировать, что помогает усваивать знания осознано, уяснять внешние признаки, видеть предмет в целом.
- Метод сравнения – где на образовательной деятельности включаются задания на сравнение по контрасту. Дети могут сравнивать: Тула – старая и новая, дома современные и старые, деревянные (чем похоже, чем отличаются). Учатся группировать, классифицировать предметы, анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
- Метод моделирования и конструирования – позволяет научить детей составлять план – карту улицы, дороги в детский сад, участка ДОУ, составлять маршрут экскурсии.
В старшем дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном. Поэтому очень важное место уделялось беседе с детьми. Где не только закрепляются знания, но и формируется у детей положительно – эмоциональное отношение, к тому, о чем беседуют с ними.
- Метод вопросов – умение и потребность задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- Метод повторения – важнейшие дидактический принцип, позволяющий детям прочнее усваивать знания на образовательной деятельности, он выступает как ведущий метод.
Большое значение при ознакомлении с родным городом занимают дидактические игры и упражнения, которые помогают не только закреплять полученные знания, но и учат детей общаться с друг с другом, развивают логическое мышление.
Методические приемы используются как на образовательной деятельности и индивидуальной деятельности.
Формирование знаний опиралось на принцип последовательности.
Для эффективности процесса ознакомления старших дошкольников с родным городом использовались разнообразные средства.
- Сама социальная действительность, так как она является не только объектом изучения, но и воздействует на ребенка, питает его ум и душу. В ходе работы по теме был составлен «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. Сюда вошли: описание социальных объектов ближайшего окружения; перечень улиц и их название; указание знаменательных дат, которые будут отмечаться в городе и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении.
- Предметы рукотворного мира – это игрушка. При ознакомлении детей с родным городом использовались технические игрушки при знакомстве с улицами города, транспортом. Народные игрушки при знакомстве детей с народными традициями Туляков.
- Художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка – это то, что является и источником знаний, и источником чувств. В ходе работы отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, стихи. Все произведения разного содержания – познавательные, юмористические, на т ему морали.
На каждой образовательной деятельности, в свободной деятельности детей использовались иллюстрации к книгам, альбомы фотографии, буклеты о Туле.
Большое значение при ознакомлении детей с городом является использование произведений художников, они более затрагивают душу даже маленького ребенка. Отбор произведений осуществлялся на основе учета возраста детей.
- Гносеологические
С учетом требований Основной общеобразовательной программы МБДОУ №______, на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» к объему знаний детей дошкольного возраста и опираясь на методические разработки С.А. Козловой в книге «Мой мир», методические разработки в книге «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкиной и книги Н.В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью », была отобрана та информация об истории и достопримечательностях родного города, которая могла быть достаточно успешно усвоена детьми, вызывала интерес и чувство привязанности к месту, где живут дети.
- Психологические
Перед началом систематической работы проведено обследование детей, выявлена заинтересованность данной проблемой и с учетом степени заинтересованности отбирались методы и приемы, повышающие познавательную и эмоциональную активность детей при освоении содержания знаний о родном городе.
4.Организационные
Для ознакомления были отобраны следующие формы организации работы:
- НОД;
- целевые прогулки;
- индивидуальное посещение музеев с родителями;
- игровые упражнения;
- дидактические игры, упражнения познавательного цикла;
- проблемные ситуации;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов;
- работа с родителями.
5. Социальные
Вся работа по теме проводилась в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями), а также педагогическим коллективом ДОУ.
Знакомство с городом – важная проблема МДОУ №______, так как оно находится на окраине и дети редко выходят за пределы улиц Пузакова, М.Горького, Пороховой, Кв. малые гончары, поэтому ознакомление с городом мы начали со своего Зареченского района Работа началась со знакомства с улицы на которой находится детский сад, после этого с достопримечательностями района, находящимися в нем, а затем с Тулой и Тульским Кремлем.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, испытывала некоторые затруднения. Дети старшего дошкольного возраста имели слабый словарный запас, кругозор, отставали в развитии. Поэтому мы начали работу с обогащения словаря и коррекции познавательных процессов. Были организованы совместные экскурсии с родителями воспитанников в Тульский экзотариум, музей пряников, Зареченский стадион, музей «Тульские древности», занятия с показом слайдов по истории Тульского Кремля.
Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому направлению
- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны, в сочетании с экскурсионной беседой руководителя Музейной комнаты детского сада о подвигах воинов-героев.
- Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определённых возрастов.
- Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
- Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «День победы под Сталинградом», «Папин праздник», «День победы» и другие.
- Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
С учетом педагогических условий и принципов систематической целостности, периодичности осуществлялось формирование знаний детей о Туле в следующих направлениях.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) проводилась два раза в месяц. Отбор содержания знаний осуществлялся в соответствии с учетом требований Основной общеобразовательной программы МБДОУ №______, на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы», опираясь на методические разработки С.А. Козловой в книге «Мой мир», методические разработки в книге «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкиной и книги Н.В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью ».
Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом
В начале моей работы были проведены НОД, посвященные истории города (близлежайших улиц). Далее знакомство с историей города продолжалось через мой рассказ «Об истории Тульского кремля», поддерживаемый иллюстрациями родного города. На НОД использовались и мультемидийные материалы, что позволяло повысить усвояемость материала. Продуктивная деятельность, также неотъемлемый элемент при ознакомлении дошкольников с родным городом. Были проведены: аппликация «Улица Пузакова», рисование «Тульский пряник» и др.
Проходило знакомство с историческими достопримечательностями города ______, как на продуктивных видах деятельности, так и совместной и самостоятельной деятельности воспитанников. Рассматривали иллюстрации и альбомы. Мною проводились беседы о памятниках Защитникам отечества «Площадь победы» и многие другие. Совместно с родителями были изготовлены дидактические игры, пособия; пополнена предметно-развивающая среда мини – музея «Тульское наследие». Мною было проведено НОД «Самовар – душа живая», с детьми мы совершили виртуальное путешествие в музей Самоваров. С детьми постоянно посещали выставки в мини-музее «Тульское наследие», на базе МБДОУ №______. Мною были подобраны мультимедийные презентации по данной теме.
Совместно с воспитанниками были проведены экскурсии:
- целевая прогулка по улице_;
- экскурсия в библиотеку №20;
- экскурсия к стеле «Тульского рабочего полка»;
- экскурсия в «Музей Тульского пряника»;
- экскурсия с «Музей оружия».
В заключение работы было проведено итоговое НОД «Тульская ярмарка».
Для повышения интереса у родителей было проведено родительское собрание с выступлением детей, показов рисунков и аппликаций сделанных детьми.
Таким образом, работа по формированию знаний об истории города ______ требует тщательной подготовки всего педагогического коллектива, тесной взаимосвязанной работы с родителями.
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы при определении уровня знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: выявить динамику формирования знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Отобрать диагностический инструментарий для выявления формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста.
- Определить уровень сформированности знаний у детей группы.
Для выявления динамики уровня сформированности были использованы теже диагностические методики предложенные Л.М. Маневцевой, М.В. Крухлет, что и на констатирующем этапе, но добавлены вопросы интервьюирования.
Условия проведения:
- Интервьюирование проводилось в индивидуальной форме в свободное время.
- Для беседы создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.
- Беседы по открыткам и фотографиям предварялась небольшим рассказом воспитателя о городе.
Для диагностики использовались вопросы к детям:
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется наш город? (Тула)
- Жителей нашего города называют… (туляки)
- Как называется река, на которой был построен наш город? (Упа)
- Как называется крепость в центре города? (Кремль)
- Из какого материала сложены Кремлевские стены? (Из красного кирпича)
- Как называется улица, на которой находится детский сад? (Пузакова)
- Как называется район, в которым ты живешь? (Зареченский район)
- Чем знаменит наш город? (Тульский пряник, Тульский самовар, Тульская гармошка, оружие)
- Из какого материала строились дома в старой Туле? (из дерева)
- Какой писатель жил на Тульской земле и ему установлен памятник в нашем городе? (Л.Н. Толстой)
Результаты диагностирования заносились в таблицы №3,4
Таблица №3
Вопросы | Маша С. | Никита П. | Паша Р. | Артем С. | Ангелина М. | Артем П. |
1 | ответила сразу, назвала президента | ответил сразу | ответил | ответил сразу | ответила | ответил после подсказки |
2 | ответила | ответил | ответил подумав | ответил | ответила | ответил |
3 | ответила сразу | ответил | ответил | ответил эмоцион. | ответила | ответил подумав |
4 | ответила | ответил сказал, что недавно там был | ответил | ответил | ответила | ответил |
5 | ответила | ответил | ответил подумав | ответил сразу | ответила | ответил |
6 | ответила сразу | ответил | ответил | ответил | ответил | ответил после подсказки |
7 | ответила | ответил | ответил | ответил | ответила | ответил |
8 | ответила подумав | ответил | ответил после подсказки | ответил сразу | ответила | ответил |
9 | Назвала Тульский пряник, самовар, гармошку | Назвал Тульский пряник, самовар | Назвал Тульский пряник, оружие | Назвал Тульский пряник, самовар, гармошку, оружие | Назвала Тульский самовар, гармошку | Назвал Тульский пряник, самовар |
10 | ответила сразу | ответил | ответил после подсказки | ответил сразу | ответила | ответил |
11 | ответила подумав | ответил | ответил после подсказки | ответил сразу | ответила | не ответил |
Таблица №4
Вопросы | Кирилл Н. | Рома Л. | Саша Н. | Даня М. | Соня М. | Коля М. |
1 | ответил сразу, назвал президента | ответил | ответил | ответил | ответила | ответил после подсказки |
2 | ответил | ответил | ответил подумав | ответил | ответила | ответил |
3 | ответил сразу эмоцион. | ответил | ответил | ответил | ответила | ответил подумав |
4 | ответил | ответил сказал | ответил | ответил | ответила | ответил, что недавно там был |
5 | ответил | ответил | ответил подумав | ответил | ответила | ответил |
6 | ответила сразу | ответил | ответил после подсказки | ответил | ответила | ответил |
7 | ответил | ответил | ответил подумав | ответил | ответила | ответил |
8 | ответил подумав | ответил | ответил после подсказки | ответил | ответила | ответил сразу |
9 | Назвал Тульский пряник, самовар, гармошку, оружие, назвал Л.Н. Толстого | Назвал Тульский пряник, самовар | Назвал Тульский пряник, оружие | Назвал Тульский пряник, самовар, оружие | Назвала Тульский самовар, гармошку | Назвал Тульский пряник, самовар |
10 | ответил сразу | ответил | ответил после подсказки | ответил подумав | ответила | ответил |
11 | ответил сразу | ответил | ответил после подсказки | не ответил | ответила | ответил подумав |
Общая качественная характеристика ответов детей по критериям:
Имя ребенка | Анализ ответов | Уровень |
Маша С. | Отвечает достаточно быстро, развернуто, ориентируется в сущности вопроса. Видна заинтересованность ребенка данным вопросом, ответ эмоциональный, окрашен жестами, мимикой. Добавляет ответ небольшим рассказом, пояснениями. | высокий |
Никита П. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, в сути вопроса ориентируется не всегда. Но если знает ответ, отвечает эмоционально. | средний |
Паша Р. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, в сути вопроса ориентируется не всегда. Но если знает ответ, отвечает эмоционально. | средний |
Артем С. | Отвечает достаточно быстро, развернуто, ориентируется в сущности вопроса. Видна заинтересованность ребенка данным вопросом, ответ эмоциональный, окрашен жестами, мимикой. Добавляет в ответ небольшой рассказ, дополнительные сведения об объекте. | высокий |
Ангелина М. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, в сути вопроса ориентируется не всегда. Но если знает ответ, отвечает быстро, дополняя ответ мимикой, эмоциями | средний |
Артем П. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, в сути вопроса ориентируется не всегда. Долго думает, прежде чем ответить. | средний |
Кирилл Н. | Отвечает достаточно быстро, развернуто, ориентируется в сущности вопроса. Видна заинтересованность ребенка данным вопросом, ответ эмоциональный, окрашен жестами, мимикой. Добавляет ответ небольшим рассказом, пояснениями. | высокий |
Соня М. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто. Эмоционально поддерживает свои ответы. | средний |
Саша Н. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, в сути вопроса ориентируется не всегда. | средний |
Рома Л. | Отвечает правильно не на все вопросы. Долго обдумывает ответ. На вопросы, которые отвечает правильно. Но если знает ответ, отвечает эмоционально, развернуто. | средний |
Даня М. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, в сути вопроса ориентируется не всегда. Но если знает ответ, отвечает эмоционально. Обдумывает ответ тчательно. | средний |
Коля М. | Отвечает правильно не на все вопросы. Отвечает на вопросы быстро. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, эмоционально. | средний |
Продолжила диагностику сформированности знаний воспитанников с помощью игрового упражнения «Узнай и опиши». Детям предлагалось узнать изображенную на фотографии или открытке достопримечательность и составить небольшой рассказ – описание. Результаты диагностирования по каждому ребенку заносилось в таблицу №5.
Таблица №5
№ | Имя ребенка | «Тульский кремль» | «Тула -деревянная» (деревянный дом | «Площадь Победы» | Памятник «Тульский самовар» | уровень |
1 | Маша С. | ответила сразу, называет существенные признаки | ответила | ответила | ответила | высокий |
2 | Никита П. | ответил сразу | ответил после подсказки | ответил | ответил | средний |
3 | Паша Р. | ответил | ответил | ответил подумав | ответил | средний |
4 | Артем С. | ответил сразу | ответил | ответил | ответил, назвав существенные признаки | высокий |
5 | Ангелина М. | ответила | ответил подумав | не ответила | ответила после подсказки | средний |
6 | Артем П. | ответил | ответил подумав | ответил | ответил подумав | средний |
7 | Кирилл Н. | ответил сразу | ответил | ответил полно | ответил развернуто | высокий |
8 | Соня М. | ответила | ответила развернуто | не ответила | ответила полно | средний |
9 | Саша Н. | ответил | ответил | не ответил | ответил | средний |
10 | Рома Л. | ответил | ответил | ответил после подсказки | ответил подума | средний |
11 | Даня М. | ответил | ответил | ответил подумав | ответил | средний |
12 | Коля М. | ответил | ответил после подсказки | ответил | ответил | средний |
Общая качественная характеристика ответов детей по критериям:
Имя ребенка | Анализ ответов | Уровень |
Маша С. | Отвечает достаточно быстро, развернуто, ориентируется в сущности вопроса. Группирует объекты по разным признакам, самостоятельно составляет описательный рассказ, речь выразительна. Ответы эмоционально окрашены. | высокий |
Никита П. | Отвечает не всегда правильно, ждет подсказки. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, называет существенные признаки объекта. Отвечает эмоционально. | средний |
Паша Р. | Отвечает в основном правильно. Видна заинтересованность ребенка данным вопросом, ответ эмоциональный, окрашен жестами, мимикой. Составляет описательный рассказ с помощью воспитателя. Но если знает ответ, отвечает эмоционально. | средний |
Артем С. | Отвечает на вопросы быстро, развернуто, ориентируется в сущности вопроса. Группирует объекты по разным признакам, самостоятельно составляет описательный рассказ, речь выразительна. Ответы эмоционально окрашены. | высокий |
Ангелина М. | Отвечает правильно не на все вопросы. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, в сути вопроса ориентируется не всегда. Но если знает ответ, отвечает быстро, дополняя ответ мимикой, эмоциями | средний |
Артем П. | Отвечает правильно не на все вопросы. Выделяет существенные признаки предлагаемого объекта. Долго думает, прежде чем ответить. Описательный рассказ составляет при помощи взрослого. | средний |
Кирилл Н. | Отвечает достаточно быстро, развернуто, ориентируется в сущности вопроса. Видна заинтересованность ребенка данным вопросом, ответ эмоциональный, окрашен жестами, мимикой. Добавляет ответ небольшим рассказом, пояснениями. | высокий |
Соня М. | Отвечает не всегда правильно, ждет подсказки. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, называет существенные признаки объекта. Отвечает эмоционально. | средний |
Саша Н. | Отвечает правильно не всегда, ждет подсказки воспитателя. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, называет существенные признаки объекта. | средний |
Рома Л. | Отвечает в основном правильно. Составляет описательный рассказ, называет существенные признаки объекта. Отвечает эмоционально. | средний |
Даня М. | Отвечает в основном правильно, темой заинтересован. Называет существенные признаки объекта. Составляет описательный рассказ. Отвечает эмоционально, развернуто. | средний |
Коля М. | Отвечает не всегда правильно, ждет подсказки со стороны воспитателя. На вопросы, которые отвечает правильно, отвечает развернуто, называет существенные признаки объекта. | средний |
Анализ ответов показал, что дети и родители заинтересовались данной темой. Родители вместе с детьми стали чаще посещать музей, выставки, театры, рассказывать о достопримечательностях города. Поэтому знания и представления о Туле стали более устойчивыми.
Ответы детей стали более полными, дети называют существенные признаки предлагаемых объектов, рассказывают об их истории и значении для города. Все рассказы эмоциональны, у детей появилась гордость за свой город.
По итогам диагностирования у 3 детей высокий уровень (Маша С., Кирилл Н., Артем С.). Эти дети регулярно посещают детский сад. Вместе с родителями активно принимают участие в экскурсиях. 6 детей поднялись на средний уровень.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента дает возможность выявить динамику усвоения знаний детей дошкольного возраста об истории родного города.
После проведения сравнительного анализа результатов видно, что дети в ходе формирующего этапа переходили от эпизодического внимания к систематическому. Подключались к поиску разнообразной информации о Туле.
Таким образом, решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ возможно при систематической и целенаправленной работе педагогов и родителей. Эта работа помогает формировать интерес к родному городу; развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, городу; воспитывать чувство гордости за своих земляков
Заключение
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Систематическая работа ДОУ во взаимодействии с семьей дали плодотворные результаты в формировании знаний об истории города. При этом изменяется отношение, как педагогов, так и родителей к данной проблеме. Проблема формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста актуальна и достаточно изучена в педагогической литературе. Ряд авторов: Н.В. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, О.А. Князева определили и экспертным путем проверили возможности детей по усвоению исторических сведений, что позволяет диагностировать наличный уровень. Психолого – педагогической наукой разработаны методы диагностирования, позволившие выявить достаточно объективные результаты формирования знаний у детей. Для диагностирования были заимствованы методы, предложенные Л.М. Маневцевой, М.В. Крухлет. С наибольшим интересом дети откликнулись на выполнение заданий по методике Л.М. Маневцевой. Им предлагались фотографии, а они должны были узнать и выделить существенные признаки предлагаемого объекта. Так же для диагностирования было предложено интервьюирование. Так как диагностирование в работе использовалось в разных условиях, это позволило получить достаточно объективные результаты.
Проведенный формирующий эксперимент, позволяет наглядно продемонстрировать эффективность подобранных педагогических условий, формирующих знания об истории города.
К ним относятся:
- определение объема знаний, которые возможны для усвоения детьми старшего дошкольного возраста;
- выбраны методы обучения, повышающие интерес детей к данной проблеме и организующие собственную познавательную деятельность детей;
- проработаны формы работы с родителями по данной проблеме.
Формирующий эксперимент был основан на принципе последовательности, усложнения знаний и на принципе организации активной деятельности детей и родителей.
Предложенная система НОД способствовала формированию знаний у детей старшего дошкольного возраста о родном городе. Эмоциональное настроение детей повышало интерес к данной теме.
Анализ результатов констатирующего и формирующего этапов позволили сделать вывод о положительной динамике формирования знаний детей об истории города.
Литература:
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.:УЦ «Перспектива», 2011г.
- Абрамов А. Общероссийская патриотическая идеология: какой ей быть? // Патриот Отечества. – 2004
- Бабанский Ю.К. «Педагогика». - М., - 1988.
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. “Родной край.” - М., Просвещение, 1990
- Возлинский Г.М. Патриотизм есть чувство любви к Родине. // Национальная безопасность и геополитика России. – 2000
- Готовимся к аттестации. СПб. «Детство - Пресс», 1999
- Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986
- Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Зеленова Н.Г., Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002
- Илющенко Р. Что значит быть патриотом? // Победа, победившая мир. — 2004
- Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда
- Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Полный жизненный цикл развития человека. учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
- Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-1982.- 445с
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет
Издательство: ТЦ Сфера,2007
- Лихачев Б.Т. Педагогика. - М, 1992. - с. 463
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. - М, - 1975. - 239 с.
- Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 - 96 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Никандров Н.Д. Ценности как основа воспитания // Педагогика.—1998
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ №______, на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы
- Петрова И.В., Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов: в 2 кн.-М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
- Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Издательство: Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика,2008
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 208 с.
- Прикладные аспекты современной психологии: термины, методы, законы, концепции: Справочное издание/ Н.С. Иванова, Е.П. Петроченкова. – Тула, 2000
- Психология развития/ Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер 2001
- Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2002
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001
- С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Издательство: ТЦ Сфера,2005
- «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96.
- Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.
- Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998
- Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...
Использование технологии моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Исследование технологии моделирования в обучении дошкольников...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Технология «интеллект-карты» в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средство речевого развития
В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...