Конспект интегрированного занятия в группе для детей с нарушениями речи /ОНР III уровня, 2 год обучения/ «Не за тридевять земель»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данном конспекте предсавлена работа по ознакомлению детей с ОНР с фауной Саратовской области, ее характерными особенностями. Знакомство детей с животными и птицами,занесенными в Красную книгу Саратовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ne_za_tridevyat_zemel._melnikovoy.docx | 272.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Не за тридевять земель»
Конспект интегрированного занятия
в группе для детей с нарушениями речи
/ОНР III уровня, 2 год обучения/
Разработала: учитель-логопед
Мельникова Валентина Миндыкановна
г. Энгельс
2015 год
Конспект интегрированного занятия* в группе
для детей с нарушениями речи
/ОНР III уровня, 2 год обучения/
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные и птицы Саратовской области» (животные, птицы, лесостепь, степь, пустыня, волк, заяц, лиса, кабан, лось, белка, еж, суслик, тушканчик, сайгак, сокол, жаворонок, дрофа, скворец, ласточка, кукушка, сова, полоз, ящерица, гадюка, хищный, мощный, крупный). Совершенствование грамматического строя (согласование количественных числительных и существительного; образование и употребление родительного падежа единственного падежа существительных с предлогом –у-; образование и употребление именительного падежа множественного числа существительных).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков звукобуквенного и слогового анализа слова, тонкой моторики, координации речи с движением, памяти, внимания, мышления.
Воспитательные цели. Воспитание любви к малой Родине, гуманного отношения к природе, стремления сохранить окружающий мир, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, картинки животных, детенышей животных (лисята, бобрята, волчата, лосята), запись голосов птиц(жаворонок, сова, ласточка, дрофа), изображения «кустов» с цифрами 2,3,4, картинки –по 5 штук (суслик, сайгак, тушканчик), буквы на картоне (К Н И Г А)
Предварительная работа. Знакомство с природными зонами Саратовской области, объяснение значений слов: лесостепная, степная зоны, полупустыня; не за тридевять земель.
Интеграции образовательных областей. Речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное.
*термин «занятие» в группе для детей с нарушениями речи употребляется в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (автор Н.В. Нищева), СанПиН |
I. Организационный момент
Логопед приглашает детей в кабинет. Звучит запись звуков природы.
Логопед : Ребята, скажите, пожалуйста, где мы живем, как называется наша область? Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, в путешествие «не за тридевять земель». Как вы думаете, что означают слова «не за тридевять земель?» (ответы детей). Да, это путешествие по нашей малой Родине, Саратовской области.
Логопед читает стихотворение.
Логопед. А теперь, я на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
С вами мы гулять пойдем
Много, много новых знаний
По дороге мы найдем
(дети идут под музыку)
Логопед. В этом необычном путешествии вас ждут испытания, выполнив которые вы получите награду - буквы. С их помощью мы разгадаем ребус, откроем для себя много нового и интересного.
II. Основная часть
Логопед. Ребята, наша область очень большая. Саратовской область единственная в России, соединяющая в себе три зоны: лесостепная, степная и полупустыня. И мы сегодня посетим все эти три зоны.
- Упражнение «Зашумленные картинки»
Логопед. Мы отправляемся в лесостепную зону. Как вы думаете, почему она так называется?(ответы детей). Давайте узнаем, кто же здесь обитает?
Ребята, посмотрите на экран, и скажите, кто изображен на нем?
(зашумленные картинки на экране - слайд 2). Кто обитает в лесах Саратовской области? (ответы детей)
Назовите их одним словом? (Дикие животные), почему их так называют?
- Упражнение «Загадки»
Логопед. Хотите дальше по лесу шагать?
Так нужно загадки вам отгадать.
Загадки отгадаете -
Лесных зверей узнаете.
(по мере отгадывания выставляются картинки животных)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (Лось)
Игольник он напоминает,
В лесу тропу любую знает.
Спугнёшь – на мяч уже похож!
Хитрец! Гурман! Обычный …(Ёж)
Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый… (Волк)
Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.(Белка)
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)
Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет.(Заяц)
Вот такие животные живут в лесостепной зоне нашего края.
(За отгадки дети получают первую букву)
3. Пальчиковое упражнение «Звериные дома»
Логопед. Звери живут все в лесу, но и там есть у каждого свой дом, где они могут чувствовать себя в безопасности.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нём.
(под ритм стихотворения соединяют поочередно большие пальцы правой и левой руки с остальными пальцами)
4.Игра «Помогите мамам найти своих детенышей» (образование и употребление родительного падежа единственного падежа существительных с предлогом –у-; образование множественного числа существительных)
Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите мамам найти своих детенышей, назовите их (соединяют картинки детенышей и мам и проговаривают)
У лисицы –лисята
У бобра –бобрята
У волчихи - волчата
у лося-лосята,
у лисы- лисята
Обрадовались ребята-зверята и запрыгали. Нас они тоже приглашают поиграть.
(Дети получают вторую буку)
5. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).
Обрадовались ребята-зверята и запрыгали. Нас они тоже приглашают поиграть.
Как-то раз лесной тропой | Дети идут по кругу |
Логопед. Скажем до свидания нашим зверям и отправимся дальше(под музыку идут). Вот мы и оказались в степной зоне. Кого же мы можем здесь встретить?
В степной зоне можно встретить зайца-русака, лисицу, волка и степного хорька, сусликов, тушканчиков, хомяков. На самом юге области водятся сайгаки – степные антилопы.
(слайд 3)
6. Игра «Считалочка» (согласование количественных числительных и существительных)
Сколько много животных . давайте их посчитаем (дети поднимают с ковра картинки с изображением животных и считают)
1-суслик, 2-суслика, 3-суслика-4-суслика-5-сусликов
1-сайгак, 2-сайгака, 3 –сайгака, 4 –сайгака, 5 –сайгаков
1-тушканчик, 2-тушканчика, 3-тушканчика, 4-тушканчика, 5-тушканчиков и.д
(дети получают третью букву)
7. Упражнение «Что я за птица?»
В степях много перелетных птиц. Это скворцы, соловьи, ласточки, зяблики, жаворонки, кукушки и «царица степей» дрофа. Также встречаются ушастая и болотная совы, филины, черные коршуны.
Посмотрите на птиц и послушайте их голоса (голоса птиц: совы, дрофы, ласточки, жаворонка).( На экране птица и ее пение, затем включается только пение птиц, дети отгадывают названия птиц)
(дети получают четвертую букву)
8. Упражнение «Считалочка» (слоговой анализ слова)
В полупустынной зоне встречаются: узорчатые полозы, ящерицы, из ядовитых – гадюки. Здесь обитают грызуны, тушканчики (земляные зайчики).
В полупустыне скудная растительность и поэтому зверям трудно где-то спрятаться, давайте им поможем.
Животные, в названии которых 2 слога-спрячутся под куст с цифрой 2,
3 – под куст с цифрой 3, 4 – под куст с цифрой 4
(дети выполняют слоговой анализ слов):
По-лоз =2слога, га-дю-ка=3 слога, я-ще-ри-ца=4 слога
(дети получают пятую букву)
9. Упражнение «Ребус» (звукобуквенный анализ слова)
Ребята, мы прошли все зоны области, познакомились с животными и птицами Саратовской области и у нас оказались в руках буквы, давайте разгадаем ребус и узнаем, какое слово получилось (дети выполняют звукобуквенный анализ слова «книга», из букв составляют слово, читают)
(КНИГА)
Но я хочу рассказать не просто о книге, а о Красной книге.
По вине человека исчезло много других зверей и птиц, насекомых и растений. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в «Красную книгу». Эта книга так называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.
Есть Красная книга Саратовской области в неё включены животные, птицы, растения, которых нужно охранять. Познакомимся с некоторыми из них: птицы: краснозобая казарка, малый лебедь, степной жаворонок, дрофа, животные: ёж ушастый, суслик желтый, тушканчик малый, соня-полчок, косуля европейская.
Ребята, что нам, людям, делать для того, чтобы эти животные сохранились и не исчезли совсем? (ответы детей).
Логопед:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие не за тридевять земель, по нашей малой Родине. Что интересного было в путешествии? Что нового вы узнали?
Источники
1.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005
2.Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
3.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
http://sadservie.ru/post/808
http://docs.cntd.ru/document/933009029
http://www.maam.ru/
http://kladraz.ru/ http:/
http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с нарушениями речи по формированию элементарных математических представлений
Закрепление состава числа 7...
Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения во второй младшей группе на тему: «Спешим на помощь к колобку»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физичес...
Презентация к интегрированному занятию в группе для детей с нарушениями речи (ОНРIIIур, 2 год обучения) «Не за тридевять земель»
В презентации представлены животные и птица Саратовской области, а также некоторые представители фауны, занесенные в Красную книгу Саратовской области...
Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности) "Зимующие птицы" (развитие диалогической речи: умение задавать вопросы)
Активизация и расширение словаря по теме "Зимующие птицы"...
Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушениями речи (комбинированной направленности). Пересказ сказки «Под грибом» (по серии картинок с элементами драматизации)
Развитие связной речи по серии картинок с элементами драматизации...
План-конспект интегрированного занятия «Рябина-рябинушка» для детей с нарушением зрения (первая младшая группа)
Целью занятия является воспитание интереса к растениям родного края, стремления к творческой деятельности. Данное занятие способствует формированию стремления оказать помощь, сочувствовать, сопер...