Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Овощи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лексико-грамматические задания для изучения овощей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ovoshchi.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Овощи».

Цель: Знакомство с лексической темой. Формирование лексико-грамматических средств по теме.

Задачи:

1. Расширение и закрепление представления об овощах, о сборе урожая. Закрепление в словаре обобщающего понятия «овощи»;

2. Обучение употреблению существительных родительного падежа единственного числа и дательного падежа единственного числа;

3. Обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

4. Обучение образованию существительных именительного падежа множественного числа;

5. Развитие фонематического восприятия. Подбор в рифму названий овощей;

6. Развитие пальцевой моторики, координация речи с движениями;

7. Развитие связной речи. Составление рассказа по схеме;

8. Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: мягкие игрушки - Чебурашка, кот, лиса, собака, картинки с изображением овощей, муляжи овощей, картинки овощей, разрезанные пополам, схема для составления рассказа по теме «овощи», кастрюля, блюдо, поварской колпак, мяч, конверт с письмом.

Ход занятия. Логопед собирает детей вокруг себя.

Логопед читает стихотворение.

Осенью в огороде собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай!

1. Логопед: «Ребята, нужно подобрать в рифму названия овощей».

Где весною было пусто, летом выросла…..(капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел…..(укроп).

Накопаем мы в лукошко очень крупную….. (картошку).

От дождя земля намокла, вылезай, толстушка…..(свекла).

Из земли за чуб плутовку тянем, сочную…..(морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить …..(редиску).

Помогает деду внук – собирает с грядок …..(лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери еще …..(петрушку).

Вот зеленый толстячок, крупный, гладкий…..(кабачок)

И красавец великан темно-синий …..(баклажан).

Логопед: «Что мы собирали на огороде, как назовем это одним словом? На огороде мы собирали овощи».

2. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка и принес письмо (конверт с адресом детского сада). Прочитаем что же там написано?».

Здравствуйте, девочки и мальчики.

Я очень люблю, есть овощи в них много витаминов и они очень полезные. А загадки об овощах я отгадывать не умею, помогите мне ребята.

(Затем дети вместе с логопедом отгадывают загадки об овощах.)

-Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

-На грядке длинный и зеленый, а в бочке желтый и соленый (огурец).

-Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).

3. Логопед: «Ребята, в конверте с письмом лежат картинки с овощами, но они рассыпались. Помогите назвать половинки овощей. Нужно говорить так: - У меня половинка огурца. У меня половинка помидора и т.д.».

Логопед: «Ребята, соедините нужные половинки картинок». (Дети ищут свою половинку и соединяют их).

4. Логопед: «Попробуем научить Чебурашку загадывать и отгадывать загадки». (На доску вывешивается схема для описания овощей. Дети с помощью логопеда составляют рассказ-описание).

-Этот овощ зеленого цвета, овальной формы, шершавый на ощупь, растет на кустах, из него можно приготовить салат.

                                                                                          Огурец

-Этот овощ оранжевого цвета, треугольной формы, твердый, гладкий на ощупь, растет в земле.

                                                                                         Морковь

-Этот овощ коричневого цвета, может быть круглой или овальной формы, он твердый, гладкий на ощупь, растет в земле, из него можно сварить суп.

                                                                                    Картофель

5. Логопед. «Чебурашка пришел к нам в гости со своими друзьями: лисой собакой и котом. Подарим им картинки-с овощами. Будем говорить так: - Я дам собаке капусту, я дам коту тыкву, я дам кабачок лисе и т.д.»

6. Игра с мячом «Назови ласково овощи».

7. Динамическая пауза.

а) Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

«Урожай».

В огород пойдём,                                  (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Урожай соберем.                                   («Таскают».)

Мы моркови натаскаем                         («Копают».)

И картошки накопаем.                           («Срезают».)

Срежем мы кочан капусты,                (Показывают круг руками – 3 раза.)

Круглый, сочный, очень вкусный,

И укроп нарвем немножко                      («Рвут».)

И вернемся по дорожке.                       (Идут по кругу, взявшись за руки.)

(Н.Нищева)

б) Пальчиковая гимнастика.

«У Лариски - две редиски»

У Лариски – две редиски

У Алешки – две картошки.

У сережки сорванца - два зеленых огурца.

 А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(В.Волина)

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

8. Логопед: «Давайте поиграем с вами в поваров и приготовим на обед салат и борщ». (Дети надевают поварские колпаки и выбирают из предложенных муляжей нужные овощи, и кладут их в кастрюлю).

Логопед: «Говорить нужно так: - Я положу капусту, я положу картофель, помидоры, свеклу и т.д.»

Логопед: «А какие овощи мы положим в салат? Я положу в салат помидоры, огурцы, лук, горох и т.д.».

9. Логопед: «Чебурашка тебе понравилось у нас в гостях? Ты запомнил, какие овощи растут на огороде, что можно приготовить из овощей?»

Подведение итогов занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Посуда"

Лексическая тема «ПОСУДА» Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.Уточ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Весна»

Закрепить с детьми признаки весны.Развивать умсение составлять рассказ о весне  по вопросам.Закрепить умение называть существительное в ласкательном виде....

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме « Золотая осень»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;активизировать словарь детей по теме занятия;совершенс...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме « Ранняя осень»

Задачи:Образовательные: учить детей называть характерные признаки осени, называть изменения происходящих осенью в жизни растений и животных.Развивающие: продолжать активизировать словарь дет...