Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме « Ранняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Образовательные: учить детей называть характерные признаки осени, называть изменения происходящих осенью в жизни растений и животных.
Развивающие: продолжать активизировать словарь детей: листопад, заморозки, ненастье, непогода, слякоть; багряная, золотая, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, воображение, связную речь
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье в осенний период, формировать опыт общения.
Современные образовательные технологии:
• ИКТ (информационные компьютерные технологии)
• Аудиовизуализация (аудиозаписи звуков)
• Здоровьесберегающие
Методические приёмы:
Практические: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации.
Наглядные: рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Словесные: рассказывание, чтение художественных произведений.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», осенние листья, карточки «Признаки осени», семена деревьев, мяч, мультимедийное оборудование для показа презентации по теме «Осень».
Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов, загадок по теме; рассматривание картин, иллюстраций об осени, беседы о лесе и жизни животных и растений; дидактические игры «Где растет», «С какого дерева лист»; разрезные картинки; составление рассказов по картинам «Золотая осень», раскраски по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме « Ранняя осень» | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
Образовательные: учить детей называть характерные признаки осени, называть изменения происходящих осенью в жизни растений и животных.
Развивающие: продолжать активизировать словарь детей: листопад, заморозки, ненастье, непогода, слякоть; багряная, золотая, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, воображение, связную речь
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье в осенний период, формировать опыт общения.
Современные образовательные технологии:
• ИКТ (информационные компьютерные технологии)
• Аудиовизуализация (аудиозаписи звуков)
• Здоровьесберегающие
Методические приёмы:
Практические: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации.
Наглядные: рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Словесные: рассказывание, чтение художественных произведений.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», осенние листья, карточки «Признаки осени», семена деревьев, мяч, мультимедийное оборудование для показа презентации по теме «Осень».
Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов, загадок по теме; рассматривание картин, иллюстраций об осени, беседы о лесе и жизни животных и растений; дидактические игры «Где растет», «С какого дерева лист»; разрезные картинки; составление рассказов по картинам «Золотая осень», раскраски по теме.
Ход НОД:
Логопед читает стихотворение Е. Н. Трутневой
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Дети! О каком времени года говорится в стихотворении?
- После какого времени года наступила осень?
- Что следует за осенью?
- Назовите осенние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
(Дети дают полные ответы)
Логопед: Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить об осени, играть в интересные игры, составлять рассказы по схемам, отгадывать загадки. Но для начала приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
(дети ударяют по столу, пальчиками обеих рук начиная с мизинца)
Вышел дождик погулять.
(беспорядочно ударяют по столу пальчиками обеих рук)
Шёл неспешно по привычке, («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют, то ладонями, кулачками по столу).
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: - ох!
(ударяют, по столу, пальчиками обеих рук начиная с большого)
И ушёл. (один хлопок)
Газон засох. (ритмично ударяют ладонями по столу)
Логопед: Ребята, у осени бывает три периода - ранняя, золотая и поздняя осень. И в эти периоды осень бывает разной. Я предлагаю вам поиграть в игру «Осенние слова». Мы будем передавать осенний листок друг другу и говорить одним словом какая осень (цель: расширять словарный запас детей, уметь подбирать прилагательные, развивать мышление; материал: осенний лист).
Игра «Осенние слова»
По окончании игры воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: а сейчас отгадайте – ка ребятки интересные загадки:
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт
(дождь)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю (осень)
Летом вырастают,
А осенью облетают (листья)
Логопед: Молодцы все загадки правильно отгадали.
Игра «Подбери слова»
(цель: расширять словарный запас детей, уточнять значение слов, развивать мышление; материал: мяч).
Логопед: Предлагаю вам встать по кругу. Я назову слово и брошу вам мяч, вы заканчиваете фразу и возвращаете мяч мне.
Например: созревают …. (овощи, фрукты)
- Льёт (дождь)
- Дует (ветер)
- Вянет (трава)
-Желтеют (листья)
-Улетают (птицы)
- Собирают (урожай)
-Опадают (листья)
Молодцы ребята, какие признаки осени мы с вами назвали в игре?
(осенью льёт дождь, дует ветер, вянет трава, улетают птицы, опадают листья)
Игра «Приметы осени»
(цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение; материал: схемы, обозначающие солнце, небо, дождь, день-ночь, деревья, птиц, насекомых, зверей, людей).
Ход игры:
Логопед предлагает детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени.
Например: - Схема «солнце»: Осенью солнце мало светит и греет.
- Схема «деревья»: Листья на деревьях желтеют и опадают.
(Логопед записывает ответы детей, а за тем зачитывает)
Логопед: ребята у нас получился небольшой, но замечательный рассказ об осенних приметах.
«Осенью, небо затянуто серыми тучами. Солнце мало светит и греет. Идут холодные дожди. Дни стали короче, а ночи длинее. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Насекомые уходят в спячку. Животные готовятся к зиме, меняют шубки. Люди собирают урожай в садах и огородах.
А послушайте, какую интересную потешку об осени, я знаю:
Жёлтенький листочек
Улетел в садочек,
Птички полетели
Песенки запели.
А сыночек очень рад:
Он увидел листопад.
Ребята, а что такое листопад (это когда от сильного порыва ветра с деревьев летят листья)
Логопед: молодцы ребята. А у меня есть красивые листочки, давайте с ними поиграем.
Игра: "Мы - осенние листочки"
Мы - листочки, мы листочки
Мы - осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали
А потом летать устали!
(дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются, бегают на носочках, помахивают листочками, приседают на корточках, поднимая листочки над головой)
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок,
Ветер снова вдруг подул.
И листочки быстро сдул.
(разбегаются, помахивая листочками)
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели.
(подбрасывают листочки верх и следят куда они упадут)
Ребята, с какими листочками мы играли (с осиновыми, липовыми, тополиными, берёзовыми, рябиновыми).
Логопед: Все эти листочки с деревьев, которые растут в нашей местности, а как назвать одним словом деревья, кустарники, цветы, травы? (растения)
Ребята, наши растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются. (их становится много). А как размножаются деревья? (с помощью семян, которые в плодах деревьев).
Найдите плоды каждого дерева: клен - вертолётики, дуб - желудь, рябина - ягоды.
Внутри каждого плода семена. Они попадают в землю, и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастит молодое дерево.
Просмотр презентации, которая называется «Чудная пора» под музыкальное сопровождение включаются слайды с изображением осенних периодов (картинки с изображением: ранняя осень - 1 сентября, дети идут в школу – поход за грибами - огородные работы - сбор урожая – золотая осень – листопад – поздняя осень – дожди – дети в резиновых сапожках шлепают по лужам – голые деревья – птицы, летящие на юг, по ходу презентации, воспитатель проговаривает, что изображено на слайде.
Рефлексия
О каком времени года мы сегодня говорили?
Что вы узнали об осени?
Что такое листопад?
Воспитатель обращает внимание на то, как красиво осенью, как дети любят время года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Овощи"
Лексико-грамматические задания для изучения овощей...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Посуда"
Лексическая тема «ПОСУДА» Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.Уточ...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности»
Конспект занятия...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»
В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Весна»
Закрепить с детьми признаки весны.Развивать умсение составлять рассказ о весне по вопросам.Закрепить умение называть существительное в ласкательном виде....
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «День защитника Отечества"
Конспект для занятия по проведению логочаса...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме « Золотая осень»
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;активизировать словарь детей по теме занятия;совершенс...