Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи "Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Материал НОД по развитию речи "Прогулка в осенний лес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи "Прогулка в осенний лес" | 20.39 КБ |
Самоанализ | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Подготовительная к школе группа
Тема: «Прогулка в осенний лес».
Цель: закрепление знаний детей в умении делить слова на слоги, находить в слове ударный слог.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формировать фонематический слух. Закрепить умение делить слова на слоги, находить в слове ударный слог и ударную гласную. Ознакомить со смыслоразличительной ролью ударения. Учить работе со слогоударными схемами.
Коррекционно-развивающие: Обогащать словарный запас детей. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, ответственность за выполнение коллективной работы.
Оборудование: декорация леса: ширма, кукла-зайчик, кроватка, ворота замка, замок; фишки для обозначения звуков; предметные картинки: стрелки, кружки, гвоздики; слогоударные схемы двусложных слов; пособие «Звуковая дорожка»; три коробки со схемами трехсложных слов; молоточек мастера Ударника; молоточки для детей, бросовый материал для молоточков; игра «Назови ударный слог».
Ход мероприятия:
Логопед: здравствуйте, ребята.
- Сегодня я хотела пригласить вас на прогулку в осенний лес. Вы согласны? Какое сейчас время года? осень. Посмотрите на волшебный зонтик и назовите только те картинки, которые связаны с осенним лесом. (грибы, потому что их собирают в лесу и т.п.).
Стук в дверь. Письмо от мастера Ударника. Читаем.
- У меня случилась беда. В замок пробрался Слогопут и куда-то спрятал мой волшебный молоточек. Без него я не смогу работать со словами и делать вашу речь четкой и правильной. Вы сможете найти инструмент мастера, если выполните все задания Слогопута. Помогите мне, пожалуйста, верните мой молоточек!
- Ребята, поможем мастеру Ударнику? выполним задания? Тогда в путь!
На полу лежат следы детей. Встаем на них и произносим.
- По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. Дети делают подскоки на правой ноге.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. Дети делают подскоки на левой ноге.
По дорожке мы пошли и куда же мы пришли? Дети идут.
Логопед: нас дорожка привела…
Первое задание: игра «Звуковая дорожка».
- Ребята, нам необходимо перебраться через болото. Для этого нужно проложить звуковую дорожку, наступая только на те картинки, которые начинаются со звука «А», «У», «О».
Картинки: автобус, апельсин, арбуз, утка, утюг, улитка, оса, обезьяна, осьминог.
- По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. Дети делают подскоки на правой ноге.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. Дети делают подскоки на левой ноге.
По дорожке мы пошли и куда же мы пришли? Дети идут.
Логопед: нас дорожка привела…
Второе задание: игра «Назови ударный слог»
- посмотрите на экран, попробуйте разделить название картинок на слоги и разложите слова по вагончикам, если один слог, в вагончик с одним окошком и т.д., назовите первый слог, второй, третий.
Картинки: гном, стол, волк, диван, ваза, ложка, банан, подушка, снежинка, бабочка.
- По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. Дети делают подскоки на правой ноге.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. Дети делают подскоки на левой ноге.
По дорожке мы пошли и куда же мы пришли? Дети идут.
Логопед: нас дорожка привела…
Логопед: дорожка привела нас в незнакомое место. Давайте заглянем.
Открывается ширма. В постели лежит зайчонок.
Зайчонок: так хочется поскорее в лесную школу! Нужно принять лекарство, чтобы поскорее выздороветь. Берет бутылочку с лекарством, читает. Три раза в неделю по одной таблетке. После приема пищи.
Принимает лекарство и начинает пищат: пи-пи-пи.
Логопед: что произошло? Правильно ли Зайчонок стал лечиться?
Ребенок: зайчонок не правильно поставил ударение. Три раза после приема пищи, а не пищи (от глагола пищать).
Логопед: что произошло от перестановки ударения?
Ребенок: от перестановки ударения изменилось значение слова.
Логопед: правильно. Запомните, с перестановкой ударения некоторые слова всегда меняют свое значение. Другие слова при изменении ударения просто теряют свой смысл.
Закрепление пройденного материала.
- ребята, давайте вспомним, как называется слог, на который падает ударение? Ударный слог.
Как он произносится? Ударный слог произносится громко, с большей силой и дольше тянется.
Как называется звук, на который падает ударение? Ударный звук.
Сколько ударных гласных может быть в слове? Одна.
А может согласный звук быть ударным? Не может.
Как ударение обозначается на письме? Черточкой.
Вспомните стихотворение А. Шибаева:
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Логопед: а вот перед нами и замок мастера Ударника. Но посмотрите: ворота замка закрыты на замок. Они откроются, если вы правильно выложите звуковые схемы слов «Замок» и «Замок».
Работа со звуками. Дети выкладывают из фишек схемы слов.
Сравните получившиеся звуковые схемы.
Дети: они одинаковые.
Логопед: теперь сравните значение данных слов.
Дети: замок – дворец, крепость; замок – устройство для запирания двери ключом.
Логопед: с чем связано разное значение слов замок и замок?
Дети это связано с ударными слогами. В слове замок ударение падает на первый слог, а в слове замок – на второй.
Логопед: чтобы понять значение какого-то слова, его нужно произнести правильно, с ударением на нужный слог.
Творческое задание «Чудесные превращения»
Логопед: ребята, ворота до сих пор остаются закрытыми. Надо выполнить еще одно задание. Послушайте слова и поменяйте в них ударение, чтобы получились новые слова. Гвоздики, стрелки, кружки.
Дети выполняют задание, с помощью логопеда объясняют значение слов.
Гвоздики – цветы с яркими бутонами.
Гвоздики – заостренные железные стержни со шляпкой на конце.
Стрелки – показывают путь, направление чего-либо.
Стрелки – люди, умеющие стрелять из лука.
Кружки – посуда, из которой пью воду, сок.
Кружки – фигуры круглой формы.
Пальчиковая гимнастика:
Логопед: теперь мы сможем открыть замок. Ладони прижмите друг к другу, пальцы переплетите.
Дети движениями имитируют слова стихотворения.
На двери висит замок.
Дети быстро соединяют пальцы «в замок» и разъединяют.
Кто его открыть бы мог?
Потянули!
Соединяют пальцы в «замок», тянут пальцы, не расцепляя их.
Покрутили!
Двигают сцепленными пальцами от себя к себе.
Постучали.
Стучат основаниями ладоней друг о друга.
И – открыли.
Расцепляют пальцы.
Логопед: давайте пройдем в замок. Посмотрите, а тут какие-то коробки и записка: «Соотнесите слово «МОЛОТОК» с нужной схемой и найдите волшебный инструмент мастера Ударника в одной из коробок».
Работа со слоговыми схемами.
На коробках наклеены слогоударные схемы. Дети выполняют задание, находят молоток.
Практическая работа.
Логопед: молодцы, ребята! Вы помогли мастеру Ударнику найти его волшебный инструмент. А теперь пусть каждый сделает молоточек из понравившегося материала, чтобы мастер Ударник превратил его в волшебный, который помогал бы вам всегда дружить с ударением, научил красиво говорить и читать.
Дети из бросового материала изготавливают себе молоточки.
Логопед: а теперь, нам пора возвращаться в детский сад. И путь ваши молоточки напоминают вам о нашей прогулке. А то, что вам больше всего понравилось и запомнилось, вы расскажите своим родителям.
Предварительный просмотр:
Анализ мероприятия:
НОД с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Подготовительная к школе группа
Тема: «Прогулка в осенний лес».
Цель: закрепление знаний детей в умении делить слова на слоги, находить в слове ударный слог.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формировать фонематический слух. Закрепить умение делить слова на слоги, находить в слове ударный слог и ударную гласную. Ознакомить со смыслоразличительной ролью ударения. Учить работе со слогоударными схемами.
Коррекционно-развивающие: Обогащать словарный запас детей. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, ответственность за выполнение коллективной работы.
Дошкольные годы – период интенсивного ознакомления дошкольника со смысловой и звуковой стороной печи, с понятиями ударение, ударный слог, ударная гласная. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове важно не только для подготовки детей к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе.
Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности; уметь разделять двух-трехсложные слова на открытые слоги (лу-жа, лу-жи-ца), составлять слова из слогов. Дети седьмого года жизни узнают, что произнесение слогов в слове различно: один слог произносится более протяжно, обязательно громче других, и слышится лучше, т.е. это ударный слог, благодаря которому слово воспринимается как законченное звуковое единство. Определение детьми ударного слога – необходимый этап в работе по обучению дошкольников слоговому анализу. Обучение вычленению ударного слога начинали с двусложных слов с ударением на первом слоге (ва-за, ко-сы), потом переходили к словам с ударением на втором слоге (лу-на, жа-ра). Чтобы расслышать ударный слог, слово нужно произнести слитно. Если оно произносится по слогам, то каждый слог в нем оказывается ударным.
Из множества способов определения ударения мы использовали такой способ определения как перестановка ударения в слове (произнесение его с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.п.). Но я всегда обращала внимание детей на то, что любой ударный слог в слове произносится с большей силой и длительностью. При ознакомлении с ударным гласным звуком детям всегда объясняла, что в слоге ударение всегда падает на гласный звук, от этого он произносится с силой и получается немного длиннее, чем другие гласные звуки в этом же слове. При формировании понятия о словоразличительной роли ударения детей учила употреблять в речи одинаковые по звуковому составу, но различные по смыслу слова.
Использовала в работе такие игры и упражнения.
«Мой ударный слог» в кругу с мячом – назвать свое имя, разделить его на слоги, определить ударный слог.
«Игрушка потерялась» - поискать игрушку, называя ее по имени.
«Кто больше?» - придумать двусложные слова с ударением на первом слоге, на втором слоге.
«Почтальон» - по заданию логопеда отобрать конверты с картинками, в названиях которых ударение падает на первый слог, затем на второй. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.
«Похлопайте» - отхлопать громче ударные слоги, а тише безударные.
«Что вокруг нас» - назвать вокруг себя предметы, определить количество слогов, назвать ударный слог. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.
«Скажи правильно» - логопед произносит двух-или трехсложные слова, выделяя в них ударный слог. Ребенок называет безударные слоги.
«Эстафета» - логопед пишет двусложные слова на доске в два столбика, дети ставят в них ударение. За каждый правильный ответ получают очко.
«Загадки» - отгадать загадки, разделить слова на слоги, записать на доске, поставить ударение.
«Найди свой дом» - поселить жильцов в дома в соответствии со слогоударной схемой.
«Найди слова-близнецы» - логопед читает стихотворение, где встречаются слова с одинаковым написанием, но с разным ударением. Дети находят пары слов, объясняют значения.
Таким образом, последовательно усложняя задания, я учу детей находить ударный слог и ударную гласную в слове, формирую у дошкольников элементарные знания о звукослоговой структуре слова, что облегчает детям усвоение последующих знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: «Осень»
· обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;· уточнить названия осенних месяцев;· конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период време...
Непосредственная образовательная продуктивная деятельность в старшей группе (рисование) «Что нам осень принесла»
для детей старшей группы...
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц. Подготовительная к ...
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.
Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц. ...
План открытого непосредственного образовательного занятия "Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".
План открытого непосредственного образовательного занятия " Художественно эстетическое развитие в образовательной деятельности".Подготовила воспитатель: Ивашова О.Г.Группа- средняяТема: Рисование крас...
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....