Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
· обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
· уточнить названия осенних месяцев;
· конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период времени;
уточнить и закрепить знания о подготовке людей к зиме осенью
· развивать логическое мышление путем решения проблемной ситуации;
· продолжать развивать память, речь;
· развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
· развивать эмоциональную сферу детей.
· воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
· воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы;
· воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
тема: «Осень»
для детей старшего дошкольного возраста
Предварительная работа:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Прогулки по лесу детского сада.
- Рассматривание картин и репродукций об осени.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
- Составление гербария из осенних листьев.
- Ведение дневника наблюдений.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
- уточнить названия осенних месяцев;
- конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период времени;
- уточнить и закрепить знания о подготовке людей к зиме осенью.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление путем решения проблемной ситуации;
- продолжать развивать память, речь;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
- развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы;
- воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности.
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными.
Образовательные области: познание, коммункация.
Методы и приемы:
- наглядные - демонстрация, рассматривание, использование ТСО;
- словесные - рассказ, чтение, беседа;
- игровые;
- практические - моделирование;
- Метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - проблемный вопрос.
Оборудования и материалы: картины: «Перелетные и зимующие птицы», «Сбор урожая»; мешочек с муляжами овощей и фруктов; модели деревьев размером с ватман 4 шт.
Раздаточный материал: листья деревьев: березы, клена, рябины, дуба; зеленый конверт с разрезанной картинкой гриба, желтый конверт с пиктограммами.
Средства ТСО: компьютер с проектором; презентация; аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь.» П.И. Чайковского;
Место проведения: группа или помещение, где имеется возможность показа слайдов на компьютере через проектор.
Посадка детей: столы расставлены буквой «П».
Ход НОД
I. Оргмомент.
Показ 1-ого слайда. Ребенок читает наизусть стихотворение (звучит аудиозапись)
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над сонною поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
И.Бунин
Воспитатель. О каком времени года стихотворение?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Сколько месяцев длится осень?
Дети. 3 месяца.
Воспитатель. Назовите осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о замечательном времени года — об осени.
II. Основная часть.
Воспитатель. Давайте посмотрим на картину художника Исаака Левитана.
Показ 2-ого слайда - картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Воспитатель. Посмотрите какая это красивая картина. Какое время года мы видим на ней?
Дети. Осень.
Воспитатель. Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?
Высказывания детей.
Показ 3-его слайда.
Воспитатель. Какие периоды есть у осени?
Дети. Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.
Воспитатель. Давайте назовем признаки каждого периода.
Ответы детей с помощью воспитателя. Ранняя осень: прохладное утро, туман, летит паутина - в народе говорят «Бабье лето», листья меняют окраску. Золотая осень: листопад, отлет птиц, холодно, пасмурно, идут дожди. Поздняя осень: ветрено, заморозки, первый снег.
Воспитатель. А какой период осени изображен на картине Левитана?
Дети. Золотая осень.
Воспитатель. Ребята, какой самый красивый период осени?
Дети. Золотая осень.
Показ 4-ого слайда.
Д/и «Подбеди слово» Воспитатель задает вопрос: Какая осень? Дети должны подобрать прилагательные к слову «осень».
Д/и «Скакого дерева лист» У каждого ребенка на столе листья клена, березы, дуба, рябины.
Показ 5-8 слайдов
Воспитатель. Ребята посмотрите на дерево и листочки, которые здесь изображены. Найдите у себя на столе такой же лист и скажите как называется дерево.
Ответы детей. Клен, дуб, рябина, береза.
Физкультминутка.
Взять в руки по два листочка, которые лежат у каждого на столе.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть на корточки)
Дунул ветер — полетели. (легкий бег)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.(присесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял.(легкий бег с поднятыми руками)
Закружились, полетели(покружиться вокруг себя)
И на землю снова сели. (присесть на корточки)
Воспитатель. Какой замечательный у нас получился листопад. А теперь давайте присядем на свои места и дальше поговорим об осени.
Воспитатель. Ребята, а что осенью делают звери и птицы?
Дети. Звери готовятся к зиме, делают запасы, птицы улетают на юг.
Показ 9-12 слайдов. Воспитатель зачитывает, как звери к зиме готовятся.
Воспитатель. А каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля. Дети отвечают, опираясь на картину «Перелетные и зимующие птицы».
Воспитатель. Ребята, но не все птицы улетают на юг. Есть и те, которые остаются зимовать. Какие это птицы?
Дети отвечают по картине «Перелетные и зимующие птицы».
Показ 13 слайда.
Воспитатель. Посмотрите как птица глухарь к зиме готовиться. Зачитывает со слайда.
Проблемный вопрос.
Воспитатель. Если развесить везде утепленные птичьи домики, можно ли таким образом задержать перелетных птиц,?
Ответы детей.
Воспитатель. А давайте посмотрим, что люди делают осенью? Картина «Сбор урожая»
Дети. Собирают урожай овощей, фруктов, грибов. Делают заготовки на зиму.
Д/и «Узнай по описанию» В мешочке лежат муляжи овощей и фруктов. Воспитатель описывает овощ или фрукт, дети отгадывают. Когда дети отгадали, воспитатель достает его из мешочка и показывает.
Настольная игра «Разрезные картинки» У каждого ребенка на столе конверт с разрезанной картинкой гриба. Дети должны собрать картинку и назвать гриб.
Воспитатель. Посмотрите какие невзрачные деревья у нас здесь стоят. Давайте их оденем в осенние наряды, повесим на них свои разноцветные листики. Дети подходят по 2-3 человека и вешают листики по названию дерева.
Воспитатель. Какой красивый осенний лес у нас получился! Вам нравиться?
- Итог.
Воспитатель. Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель. О каком времени года мы говорили?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Какие периоды у осени?
Дети. Ранняя, золотая, поздняя осень.
Воспитатель. Вспомнили как звери и птицы готовятся к зиме. Что люди осенью собирают урожай. Вы молодцы, ребята, много знаете об осени.
А теперь возмите конверты с пиктограммами и покажите любую из них.
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые. Формировать навык составления предложения с помощью схем, объединяя их в небольшие р...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»
Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в младшей группе \'\'Красочная осень\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (развитие речи) в младшей группе \'\'Красочная осень\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии. Цель: закрепить полученные знания...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Развитие речи» во второй младшей группе "Вот и осень к нам пришла"
Тема: «Вот и осень к нам пришла».Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени. Развивать логическое мышление у детей...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...