Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста.
Часть I: Обследование строения артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Строение артикуляционного аппарата | 1) Наблюдения за мимической мускулатурой в покое. Цель: оценить выраженность носогубных складок, их симметричность; открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; наличие насильственных движений (гиперкинезов) мимической мускулатуры. 2) Осмотр органов артикуляционного аппарата. Цель: изучить особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба. Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма) Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма) Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма) Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма) Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма) Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма) Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма) |
Артикуляционная моторика | 1. Исследование двигательной функции губ. Цель: изучить правильность, объём, диапазон, симметричность выполняемых движений, тонус мышц, наличие саливации. Инструкция: 1) Повторяй за мной (по показу). 2) Слушай внимательно и выполняй (по словесной инструкции). Предлагаемые упражнения: а) сомкнуть губы; б) округлить губы как при произношении звука «О» — удержать позу; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их); д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу; е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы; ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю; з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п 2. Исследование двигательной функции челюсти (проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции). Цель: изучить объём, плавность, правильность выполняемых движений. Инструкция: 1) Делай как я (по показу). 2) Слушай внимательно и выполняй (по инструкции). Предлагаемые упражнения: а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть; б) сделать движение нижней челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) сделать движение нижней челюстью вперед. 3. Исследование двигательных функций языка. Цель: изучить объем и качество движений языка. Инструкция: 1) Повторяй за мной (по показу). 2) Слушай и выполняй (по инструкции). Упражнения: а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) высунуть язык «лопатой», «жалом»; д) оттопырить правую, затем левую щеку языком; е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам; ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу; ж) движения языком вперед-назад. 4. Исследование двигательной функции мягкого неба. Цель: изучить правильность, качество, объём движений. Инструкция: Слушай и выполняй. Предлагаемые движения: а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс); в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. 5. Исследование продолжительности и силы выдоха. Цель: оценить силу и продолжительность выдоха с учётом возраста испытуемого, возможность контроля за воздушной струёй. Инструкция: Слушай задание и выполняй. а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.); б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. в) подуть на пламя свечи, не задувая его; задуть свечу. 6.Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата. Цель: оценить правильность выполнения, дифференцированность, плавность, активность, переключаемость движений, поз. Инструкция: Внимательно прослушай задание и выполни. Упражнения для выполнения: 1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот. 2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу. 3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот. 4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку. 5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его. 6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется): А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базовая модель обобщенного педагогического опыта Тема: «Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр и информационных компьютерных технологий».
Система комплексного использования дидактических игр и информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР, имеющих ОНР....
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть II Обследование звукопроизношения гласных звуков.
Подробное обследование звукопроизношения гласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов....
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть III Обследование произношения согласных звуков.
Обследование произношения согласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов, примеров игр и игровых приёмов....
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.
Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....
Сказка как средство формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
Анализ научных исследований подтверждает, что речь у ребенка не возникает сама по себе, она проходит период формирования. В основе её формирования находится человеческий опыт общения, речь ближайшего ...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...