Самообразование и профессиональные компетенции учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии на тему
Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_i_prfessionalnye_kompetentsii_uchitelya-logopeda.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование и профессиональные компетенции
учителя-логопеда.
«...Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли
сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами".
К. И. Чуковский
Система образования в России на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой для реализации на практике основных нововведений.
Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, реализовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.
Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Логопедическая практика свидетельствует, что эффективность в реализации любой образовательной программы зависти от профессиональной компетентности учителя-логопеда.
Раскроем содержание основных понятий.
Вопросы профессиональной компетентности и компетенций рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки различны.
По мнению исследователя Г. Селевко, компетенция – это сочетание знаний, умений и навыков, которые позволяют справиться с поставленными профессиональными задачами; компетентность - это интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Требования к кадровым условиям реализации Программы) указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. (Профессиональный стандарт « Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»).
Педагогическая компетентность учителя-логопеда - гармоничное сочетание знаний в области логопедии и смежных дисциплин, методики реализации направлений профессиональной деятельности, а также умений и навыков педагогического общения, развития и саморазвития личности.
Учитель-логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его, как специалиста, от других педагогов.
Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:
Наименование компетенции | Характеристика |
Общепедагогическая | Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности. |
Специальная | Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями. |
Технологическая | Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности. |
Коммуникативная | Установление правильных взаимоотношений с воспитанниками; их законными представителями; владение приемами профессионального общения с коллегами. |
Рефлексивная | Регулятор личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию, самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.д.) |
Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.
Современная система образования требует от учителя-логопеда постоянного совершенствования знаний.
Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
- обучение на курсах,
- самообразование,
- участие в методической работе детского сада, района, города.
В период между курсами необходимо самообразование, которое расширяет и углубляет знания, полученные в курсовой период, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Учёные утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут утрачивать свою актуальность.
Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что постоянное самообразование является определяющим критерием, который поможет педагогу не «отстать от поезда современности».
Познакомимся с некоторыми терминами самообразования.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учётом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
Самообразование – специально организованная, самодеятельная, познавательная деятельность, направленная на достижение определённых и (или) общественно значимых образовательных целей.
Самообразование может рассматриваться в нескольких направлениях. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях практикуется самообразование профессиональное перспективное.
Самообразование профессиональное перспективное – один из видов самообразования педагога, который в течение длительного времени (не менее года) проводит работу над определённой психолого-педагогической или методической проблемой, выявленной в результате педагогического самоанализа и осознанной в качестве необходимой для глубокого изучения.
Основными критериями самообразования педагогов являются:
- эффективность профессиональной педагогической деятельности,
- творческий рост педагогов,
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Среди мотивов самообразования можно выделить следующие:
- мотив успеха, преодоления профессиональных затруднений,
- мотив, направленный на улучшение материального благополучия,
- мотив профессионального признания,
- карьерный мотив и другое.
Самообразование помогает учителям-логопедам справиться с трудностями, встречающимися в педагогической практике или решать новые задачи.
Любая деятельность предполагает создание продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя-логопеда обязателен список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
- разработка методических пособий, программ;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и показ непосредственно образовательной деятельности по собственным, новаторским технологиям;
- проведение семинаров, конференций, обобщение опыта и другое.
По окончании работы над темой педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями.
В заключении хочется отметить, что чем больше информации в своей работе использует учитель-логопед, тем больше эффект от его работы. Но, ни какой современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечит педагогу самое главное — это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Общеизвестно, что только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно получены, обдуманы и пережиты. А это возможно только в результате самообразования.
Самообразование является основой профессиональной компетентности учителя-логопеда.
Литература:
1. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. – Челябинск: ОАО Южно-Уральское кн. изд-во, 2004
2. Жукатинская Е. Н. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога.// Сборник научных трудов аспирантов и соискателей.- Липецк: ЛГПУ, 2007, - Вып. 4
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
4. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы саморазвития профессиональных компетенций учителя-логопеда в ДОУ
В данной статье представлена программа саморазвития профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ в рамках курса «Развитие профессиональных компетенций работников образования»....
"ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА"
Статья о структуре профессиональной компетентности учителя-логопеда....
Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним" Л.Н.ТолстойПроцесс обучения детей с ОВЗ - эт...
Повышение профессионального мастерства учителя-логопеда через совершенствование ИКТ- компетенций
Профессиональный стандарт педагога – дефектолога предполагает использовать ИКТ- компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с ...
Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»
Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...
План развития профессиональной компетенции учителя-логопеда на 2023-2026 год
В материале представлен план развития профессиональной компетенции учителя-логопеда....
«Использование инновационных методов и технологий коррекции нарушений у детей, как источник развития профессиональных компетенций учителя-логопеда ДОУ»
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...