Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей речевой группе на тему "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Закрепление знаний детей по лексической теме "Животные жарких стран". Дети отправляются в путешествие в Африку. Занятие на развитие лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_lgs_rechi.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей
в старшей речевой группе
Тема: «Животные жарких стран»
Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Животные жарких стран»
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- расширять и активизировать лексический словарь по теме;
-учить классифицировать предметы по существенным признакам, сравнивать их;
- учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже;
-учить согласовывать существительные с глаголами в ед. и мн. ч. в настоящем времени;
-учить правильно образовывать в речи существительные в ед. и мн. ч. в именительном падеже;
- учить составлять простые предложения;
- закреплять умения составлять загадки с использованием ТРИЗа.
Коррекционно-развивающие:
-развивать мелкую и общую моторику;
- развивать логическое мышление;
-развивать слуховое внимание, память;
- развивать творческое воображение, эмоциональную восприимчивость.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки;
- прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.
Оборудование: предметные картинки, глобус, магнитный набор для составления схем предложений.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Логопед:
Собрались все дети в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать (дети садятся на стульчики).
2. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Я предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие необычным способом - при помощи волшебного глобуса. Отправимся мы с вами в Африку и узнаем, какие животные там обитают.
«Волшебный глобус я кручу,
Попасть в Африку хочу»
3. Вводная беседа.
А вот и Африка (логопед показывает Африку на глобусе). На что она похожа? (ответы детей)
Африка – это материк. В Африке жарко. Там есть тропики, саванны, пустыни. В тропиках много деревьев, экзотических фруктов. В саваннах растительности мало, встречаются лишь редкие деревья и кустарники, земля там покрыта травой. Еще в Африке есть пустыни, там много песка, нет воды, растительность очень скудная - кактусы и колючки. В Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке живет много разнообразных животных, которых мы не встретим у нас. Но многих животных мы уже знаем.
Сейчас мы вспомним некоторых из них при помощи пальчиковая гимнастики.
Пальчиковая гимнастика (дети делают самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку, от пятого к первому)
Носит бедный носорог
На носу тяжелый рог.
А тяжелый бегемот
Без забот идет-бредет.
По песку бредет верблюд
(Смена рук)
И ему не жарко тут.
Кверху голову задрав,
Щиплет листики жираф.
И на ветках обезьяны
Чистят вкусные бананы.
4. Развитие лексико-грамматический категорий
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки. Каких еще животных мы не вспомнили?
Дидактическая игра: «Какой, какая?» (согласование существительных с прилагательными)
Логопед показывает картинку.
Кто это?
- Это черепаха.
Какая она?
- Она (Черепаха) маленькая, медлительная, твердая, бронированная, морская, сухопутная, неуклюжая, неповоротливая, клетчатая и т.д.)
-Это тигр (он сильный, большой, полосатый, смелый, свирепый, быстрый, хвостатый, мягкий, плюшевый, саблезубый, клыкастый, желтоглазый, золотой и т.д.)
- Это слон (он огромный, серый, длинноносый, сильный, большеухий, добрый, выносливый и т. д.).
Физкультминутка. Игра на внимание «Жирафы, слоны, обезьяны»:
Жираф – поднимаем руки вверх
Слон – выставляем руки вперед
Обезьяна– подпрыгиваем на месте
(Логопед называет животных в различной последовательности, ребята выполняют соответственные движения)
Игра «На кого (что) похоже?»
Логопед: Ребята, а давайте сочиним загадки про животных жарких стран. Я предлагаю вам сегодня придумать загадку про крокодила
Давайте вспомним, какой крокодил?
А что (кто) бывает таким же?
КРОКОДИЛ
Какой? | Что (кто) бывает таким же? |
Зеленый | Огурец, трава |
плавучий | Плот, корабль |
зубастый | Волк, щука |
Логопед: Я запишу ваши ответы в специальную табличку. Добавляем слова-связки, и смотрите, что у нас получилось:
Зеленый, но не огурец (трава)
Плавучий, но не плот (корабль)
Зубастый, но не волк.
Логопед: Теперь можно придумать загадку, используя действия, которые умеет делать этот объект.
Игра: «Что делает?»
Логопед: Давайте сочиним загадку про слона.
Слон что делает?
А еще кто (что) так делает?
СЛОН
Что(Кто) делает? | Что (Кто) делает также? |
Топает | Конь |
Обливает | Душ |
Трубит | Труба |
Получилась загадка:
Топает, но не конь
Обливает, но не душ
Трубит, но не труба
Логопед: Молодцы, ребята! Как здорово вы умеете сами придумывать загадки.
Логопед: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными. Человек и животное могут быть похожи внешне или поведением.
Например: «Топает, как слон». Про кого так можно сказать? (Про человека с тяжелой походкой). Или: «Ползет как черепаха». Про кого так можно сказать? (Про человек, который очень медленно ходит). У него «Львиная грива». О ком так говорят? (О человеке, у которого на голове пышная, прическа, много волос)
Да. Правильно. Молодцы!
Дидактическая игра «Один, много». Составление простых предложений.
Логопед: Я буду показывать вам картинку, а вы мне скажите, кто изображен на ней. А потом составьте предложение с одним из этих слов.
Логопед показывает картинки с изображением одного или нескольких животных. Дети называют животных в единственном или множественном числе.
(Лев - львы; слон – слоны; жираф – жирафы и т. д.)
Логопед: Давайте составим предложения с этими словами по схеме (логопед выкладывает схему предложения на магнитной доске)
(Лев быстро бегает. Жирафы мало спят. Крокодил умеет плавать).
Логопед: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте скажем волшебные слова:
«Волшебный глобус я кручу,
Вернуться в детский сад хочу!»
5. Итог занятия.
Логопед: Ну вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? На каком материке мы были? Что вам больше всего понравилось? Каких животных жарких стран вы запомнили? (ответы детей).
Логопед: Ребята, мы только вернулись из путешествия, а жители Африки нам уже прислали посылку по почте. Смотрите, какая коробка. Что же там? Давайте посмотрим (все вместе открывают коробку, а там бананы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...
Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».
Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»
Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей по теме «Посуда»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группе «Животные жарких стран»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группе «Животные жарких стран»...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей: «Бременские музыканты»
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематеческой стороны речи у детей дошкольного возраста: "Бременские музыканты"...