Профилактика речевых нарушений.
статья по логопедии на тему

Тяжелые нарушения речи, обусловленные множественными факторами,  требуют работы специалистов. Наряду с ними есть нарушения речи, которые можно предупредить. Данный материал может быть полезен как педагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений.

Несмотря на то, что медицина шагнула далеко вперед и развивается семимильными шагами, число речевых нарушений у детей растет из года в год. Большая часть обусловлены различными патологиями беременности, осложнениями родовспоможения, и тяжелыми заболеваниями первых трех лет жизни ребенка, на которые мы повлиять не в силах, есть группа детей, родившихся здоровыми и в этом случае важна профилактика речевых нарушений. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить их количество и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

1. Предупреждение речевых нарушений.    

2. Предупреждение перехода речевых нарушений в устойчивые формы.

в виду того, что детей с дефектами речи становится все больше необходима совместная работа логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников

.  Работа должна проводится по нескольким направлениям. Это преодоление имеющихся нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений речи,  профилактика речевых нарушений до их возникновения,  совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Воспитатель проводит с ребенком большую часть времени, на нем и основная ответственность.. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников - что вижу, о том и говорю. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.

Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.

 Одной из основных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и  родители ребенка.

   Очень важно, чтобы родители были вооружены специальными знаниями, необходимыми для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практическими умениями по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

Результатом взаимодействия являются достижение качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.

Работа с родителями условно имеет два направления.

 Цель: повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-логопедической направленности специалистов и родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте , а также профилактику речевых нарушений в школе.

Просветительское направление

1. Выступления на  родительских собраниях:

« Нарушения речи у дошкольников»

2.Консультирование родителей с целью повышения педагогической грамотности родителей.

Практическое направление

Направление родителей с детьми на консультацию к  специалистам  поликлиники для уточнения клинических диагнозов

Обследования уровня развития речи детей в присутствии родителей.

Предоставление сведений о результатах логопедического обследования.

Ознакомление с направлениями коррекционной работы.

Демонстрация приёмов работы по коррекции звукопроизношения и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых)

Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций логопеда в тетрадях

Ознакомление с результатами промежуточного и итогового обследования.

Проведение мастер-классов, семинаров, практикумов:

- Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика».  

                                      «Автоматизация звуков»

Практикум  «Как правильно произносить звуки».

Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями

Консультации для родителей

Как организовать логопедические занятия дома?

Когда обращаться на консультацию к специалистам

Совершенствуем внимание и память ребенка

Обогащаем словарь детей

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.

Развитие связной речи детей в семье

Речевая подготовка детей к школе в семье

Взаимодействие логопеда с воспитателями групп и специалистами по профилактике и  коррекции речевого недоразвития  у детей.

1.Наблюдение за ребенком в течение всего пребывания ребенка в группе.

2.Обследование речи и состояния психических процессов у детей старших и подготовительных групп.

3. Совместный анализ  результатов обследования

старших и подготовительных групп.

4.Обследование речи и состояния психических процессов у детей средних и младших групп.

5. Индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по запросу.

«Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе»

6. Печатные консультации.

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.

Развитие словаря дошкольника в норме и неблагоприятном развитии дошкольника

«Нарушение речевого развития у  дошкольников».

Активизация речевой деятельности детей.

Обучение старших дошкольников употреблению сравнений

Фонематический и слоговой анализ и синтез слов

7.Совместное планирование комплексов пальчиковой гимнастики на занятиях инструктора по физ.культуре.

8.Совместное планирование комплексов артикуляционной гимнастики на занятиях  муз.руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....