Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Вопрос логопеда родителям.

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (ответы родителей).

Дополнение логопеда: речь должна быть

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная. Состоящая из одних простых предложений речь.

Бедная речь. Недостаточный словарный запас

Слова – «паразиты». Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений.  А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

Грамотные вопросы. Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

Составление рассказов. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо). Не могут логически объяснять. Речь не выразительна.Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

Плохая дикция. Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Как же мы можем преодолеть все эти речевые недостатки (Презентация 1).

Рекомендации для родителей по профилактике речевых нарушений:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру). И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут в дальнейшем.

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

Развивайте мелкую моторику. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Для улучшения звукопроизношения, выполняйте с ребёнком артикуляционную гимнастику или гимнастику для языка.


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rod._sobranii.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.

Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Вопрос логопеда родителям.

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (ответы родителей).

Дополнение логопеда: речь должна быть

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная. Состоящая из одних простых предложений речь.

Бедная речь. Недостаточный словарный запас

Слова – «паразиты». Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений.  А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

Грамотные вопросы. Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

Составление рассказов. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо). Не могут логически объяснять. Речь не выразительна.Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

Плохая дикция. Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Как же мы можем преодолеть все эти речевые недостатки (Презентация 1).

Рекомендации для родителей по профилактике речевых нарушений:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру). И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут в дальнейшем.

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

Развивайте мелкую моторику. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Для улучшения звукопроизношения, выполняйте с ребёнком артикуляционную гимнастику или гимнастику для языка.


Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.

Проблемы речевого развития, пути исправления, дидактические игры....

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста

Одним из важнейших принципов образовательного процесса по развитию речи у дошкольников  является обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание благоприятных условий для полноценног...

"Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста"

Консультация для родителей  "Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста"...

Родительское собрание по теме: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».

Родительское собрание по теме:Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».Цель: привлечь родителей к вопросу ...

Родительское собрание в старшей группе: "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста".

Привлечение  родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....