Конспект НОД по развитию речи "Поможем елочке"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Занятие, развивающее монологическую речь детей и словесное творчество у детей с ОНР III уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ ( общее недоразвитие речи III уровня)
Составление рассказа по стихотворению «Поможем елочке»
Составила учитель – логопед высшей квалификационной категории
МБ ДОУ « Детский сад №157» г. Новокузнецка
Пузикова Виктория Викторовна.
Цель занятия: формирование связной монологической речи у детей с ОВЗ.
Задачи
Речевое развитие:
1.Совершенствовать грамматический строй речи, учить отвечать на вопрос развёрнутым предложением.
2. Продолжать учить детей составлять связный рассказ по стихотворению с интересным сюжетом с использованием повествований и описаний с опорой на картинный план.
3. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Познавательное развитие:
Развивать умение анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений.
Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе зимой, о традициях Новогоднего праздника.
Стимулировать познавательную активность, умение рассуждать на основе ранее полученных знаний.
Развивать творческие способности детей в процессе речевой деятельности.
Продолжать учить моделировать связное высказывание.
Продолжать формировать экологическую культуру.
Социально-коммуникативное развитие:
Активизировать словарный запас детей по темам: «Зима», «Новогодний праздник», «Деревья».
Обогащать словарь словами: Сибирь, тайга, заснеженный.
Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать способность эмоционально откликаться на выраженные в стихах чувства.
Продолжать формировать экологическую культуру. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
Материалы и оборудование: аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь». Электронное письмо грустной ёлочки, текст стихотворения с мультимедийной презентацией, волшебная палочка, мяч, набор пиктограмм по тексту стихотворения.
Ход образовательной деятельности.
I. Логопед предлагает детям полюбоваться чудесным зимним днем за окном ( Дети любуются занесенным снегом пейзажем под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»)
Логопед спрашивает, какой самый главный праздник зимы.
(Ответ детей: «Новый год».)
Вопросы.
- Без чего Нового года не бывает?
(Без Деда Мороза, без Снегурочки, без маскарада, без песен, без стихов, без подарков, без веселья, без огней, без елки…)
-Какие красивые слова вы можете сказать о Новогоднем празднике?
(Ответы: волшебный, радостный, веселый, сказочный, чудесный, интересный, долгожданный, красочный, зимний…)
II. Логопед.
–Конечно, дети, мы веселимся и радуемся в Новогодние деньки. А как вы думаете, кому грустно в Новый год и почему?
(Предположительные ответы:
-тому, кто остался без подарка; к кому не пришёл Дед Мороз, кто болеет, у кого нет ёлки и т.д.)
Логопед.
Дети, на электронную почту нам пришло стихотворное письмо из заснеженного зимнего леса от грустной ёлочки. Присаживайтесь, прочитаем письмо.
(Логопед читает стихотворение, сюжет которого иллюстрирован мультимедийной презентацией).
Наконец-то в городе снежные деньки-
Сели мы на санки, встали на коньки.
В ожиданье чуда – взрослые и дети,
Новогодний праздник – лучший на Планете.
А в тайге заснеженной тихо и бело,
Ели вековые снегом замело.
Лишь зеленым ёлочкам нынче не до сна,
Потому что к ёлочкам не придет весна.
К Новогодним праздникам в город их свезут,
И на рынке ёлочки людям продадут.
На балконе будет ждать бала своего
Ёлочка, как Золушка, и смотреть в окно.
Накануне праздника в дом её внесут,
Шарики развесят и огни зажгут.
Краше платья бального ёлочкин наряд,
А под ней подарочки - каждый будет рад!
Хороводы, песенки, шутки, пляски, смех!
Возле яркой ёлочки место есть для всех.
Гости восхищаются: «Как же хороша,
Ёлочка-красавица - зелёная душа!»
Но проходят праздники, умолкает смех,
И ненужной ёлочка станет вдруг для всех.
Блёстки и фонарики – вычурный наряд,
На ковёр, как слёзки, хвоинки полетят.
Снимут с ёлки шарики и во двор снесут.
Здесь уже подружки нашу ёлку ждут,
Вспоминают праздники, тот счастливый миг,
И летит над городом душ зеленых крик.
Люди, не губите ёлочек красу,
Что б украсить праздника один день в году!
Искусственная ёлочка пушиста и стройна,
Долго будет радовать всю семью она.
Пусть растут живые ели во дворе.
Украшать? Всем домом, на радость детворе.
Пусть соседи вместе встретят Новый год,
Во дворе всех ёлочка дружно соберёт!
И тогда светлее станут все вокруг.
Для кого-то, может быть, найдется новый друг.
Добротой и счастьем наполнятся сердца,
И ещё богаче станут сибирские леса!
Хоботнева Лилия, 7 класс, г. Новокузнецк
Вопросы к стихотворению, побуждающие анализировать и рассуждать.
- Какими могут быть елки?
(Большими, маленькими, высокими, низкими, старыми, молодыми, густыми, настоящими, искуственными.)
- Откуда попадают в дом настоящие живые елочки?
(Их привозят из леса или выращивают в питомниках.) - Можно ли рубить елки в лесу и почему?
(Елки растут очень медленно, в лесу срубленная ель уже не вырастет.)
- Чем искусственная елка отличается от «настоящей»? Чем она лучше, чем хуже?
- Что нужно сделать, чтобы елка не засохла?
Вопросы к стихотворению, развивающие фантазию.
- О чем думала елочка, когда ждала праздника на балконе?
- Что чувствовала елочка на Новогоднем балу, какое настроение у неё было и почему?
- С героиней какой сказки сравнивает автор стихотворения елочку и почему?
- Придумай разговор между подружками - елочками в лесу.
- Придумай разговор между подружками - елочками, когда их выбросили. Что чувствовали елочки по твоему мнению?
- Как по-твоему можно спасти елочку.
Логопед предлагает детям выполнить мимические упражнения:
-покажи веселую елочку, грустную, удивленную, сердитую.
Словарная работа
- Уточнение значения слов: тайга, заснеженный.
- Дидактическое упражнение «Один-много» с мячом.
Шар-шары, фонарик-фонарики, шишка-шишки, сосулька-сосульки,, огонек-огоньки, звездочка-звездочки, снежинка-снежинки, домик-домики, флажок-флажки, гирлянда- гирлянды.
- Составь предложение по опорным словам (дети составляют предложения, передавая друг другу волшебную светящуюся палочку).
Дети, любить, веселый, Новый год
В, лес, заметать, снег, ели
Папа, принести, красавица-елка, дом
Дети, наряжать, елка, бусы, и, шары
Гости, восхищаться, красивая, елка
Дети, водить, хоровод, вокруг, елка.
Ёлка, выбросить, после, праздник
YI.Речь с движениями.
В лесу стоит большая ель,
Олени кланяются ей.
Прилетели свиристели,
На ветвях у елки сели.
Зайцы водят хоровод,
Скоро, скоро Новый год.
Y. 1.Повторное чтение стихотворения логопедом.
Дети по ходу чтения подбирают к каждой строфе пиктограммы.
(Зима в городе; заснеженный лес; елочка на зимней полянке; нарядная ёлочка в комнате; хоровод вокруг елочки; елочки, лежащие во дворе после праздника; дети украшают елочку, растущую во дворе; новогоднее веселье вокруг дворовой елочки.)
2.Логопед предлагает детям придумать название своему рассказу и составить рассказ о елочке с опорой на план - схему.
IY.Рефлексия
Логопед предлагает детям подумать и ответить на вопрос:
- Мог ли бы твой рассказ, если бы его услышали другие люди, спасти елочку от гибели? (Ответы детей).
Логопед.
Дети, вы - настоящие друзья природы. Давайте из Ваших рассказов сделаем книжку для родителей, чтобы спасти как можно больше зеленых красавиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".
На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410235-1393164213.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию (экология) "Елочка - зеленая иголочка"
Конспект НОД по познавательному развитию (экология)...
Конспект зантия по развитию речи "Елочка-красавица в гости к нам пришла"
Конспект зантия по развитию речи "Елочка-красавица в гости к нам пришла"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-575614-1513711622.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ФФН "Наряжаем елочку"
конспект могут использовать в своей работе логопеды д/с...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЕЛОЧКА КРАСАВИЦА. РИСОВАНИЕ ЕЛОЧКИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЕЛОЧКА КРАСАВИЦА....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/10/picture-1414109-1657482251.jpg)
Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка" (Группа раннего развития «Звездочки»)
Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка" (Группа раннего развития «Звездочки»)Автор: Фай А.А., воспитатель МБДОУ "Детский са...