Организация взаимодействия родителей с детьми, имеющими ОНР I уровня
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
В данной работе представлен теоретический и практический материал по работе с детьми, имеющими общее недоразвитие 1 уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с ОНР 1 уровня | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Организация взаимодействия родителей с детьми, имеющими ОНР I уровня.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания.
Важнейшая задача - развитие понимания речи и расширение пассивного словаря не говорящих детей, имеющих ОНР I уровня — решается логопедом совместно с воспитателями и родителями через подражательную речевую деятельность детей. Основной задачей работы с родителями является разъяснение того как создать для ребенка насыщенную речевую среду. Необходимо объяснить родителям или другим близким ребенка. Что развитие ребенка требует более внимательного отношения и специальной работы дома, что не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.
Добиться положительной динамики в занятиях с детьми с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к речи. Поскольку занятия с неговорящими детьми, имеющими ОНР I уровня имеют ряд особенностей, можно утверждать, что именно организация игр для развития умения подражать является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.
Следует принять во внимание, что у детей с нарушениями речи наблюдаются повышенная утомляемость, невнимательность и т.д.
Занятия с детьми основаны на умении подражать взрослому: его движениям, действиям и словам.
Отсутствие у ребенка активной речи не позволяет строить занятия на основе словесных методов. Занятия строятся в виде игр, основанных на умении подражать. В таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться, а также получает возможность проявить активность. В ходе игры логопед может непосредственно наблюдать за действиями ребенка: как он повторяет слова, как усваивает материал. При этом элементы обучения следует вводить постепенно в ходе организации специальных игр.
Необходимо учитывать психологические и физиологические особенности развития ребенка. Внимание ребенка непроизвольно, и продуктивно он может заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Длительность занятия не должна превышать 15—20 мин, причем в течение одного занятия целесообразно чередовать различные виды деятельности и использовать разные игры, каждая из которых может, длится всего по нескольку минут. Играть можно на ковре, на улице, а не только за столом.
Важный момент в логопедической игре - установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком, и здесь многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронута эмоциональная сфера ребенка. Поэтому логопеду, воспитателю и родителям важно вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации к занятиям. Кроме того, должно поощряться любое проявление ребенком активности - хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.
Словесный материал следует многократно повторять - это способствует формированию новых навыков, ведь известно, что чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется для его закрепления. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Важно помнить, что более комфортно ребенок чувствует себя в знакомой ситуации, увереннее действует в ходе знакомых любимых игр.
Практический материал по развитию общего и речевого подражания.
Игры для развития общего подражания
Подражание — один из основных способов усвоения маленьким ребенком социального опыта. В процессе подражания он постепенно осваивает навыки поведения в бытовых и игровых ситуациях, овладевает речью.
Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям и мимике. Предлагаем следующую последовательность развития общего подражания.
1. Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т. п.
2. Затем можно начать учить детей выполнять несколько последовательных и одновременных движений. Например, в игре «Птички» дети «машут крылышками», бегают, «клюют зернышки». В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
3. Следующий этап развития общего подражания - выполнение действий с
предметами и игрушками. Например, в игре с куклой учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку, накрыть одеялом и т. д.
Игры для формирования умения
подражать движениям взрослого
и развития понимания речи
Упражнение «Делаем зарядку!»
Дети выстраиваются в ряд на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей и предлагает им поиграть, выполняя определенные действия.
Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!
- Руки вверх!
- Руки в стороны!
- Теперь походим — топ-топ-топ!
- Руки вперед/
- Похлопаем в ладошки!
- Руки на пояс!
- Присели!
- Стоим!
- Попрыгаем ~ прыг-скок!
Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят
предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей.
- А теперь давай меняться — ты показывай, а я буду повторять.
Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.
Упражнение «Птички».
Предложите детям поиграть в птичек.
- Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!
Бегая по комнате, дети делают взмахи руками как крыльями. Если кто – то из малышей не может выполнить движение, нужно поднять ему руки, помочь выполнить задание правильно.
Затем предложить присесть на корточки и постучать пальчиками по полу.
- Теперь птички присели на землю отдохнуть и стали клевать зернышки – вот так!
Предложить детям разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно.
- Снова полетели! Медленно машем крыльями. … А теперь быстро полетели!
Игру можно варьировать, придумывая новые движения для птичек.
Упражнение «Деревце».
Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной.
Дует ветер нам в лицо,
(Обмахиваем лицо кистями рук.)
Закачалось деревцо/
(Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону.)
Ветерок все тише, тише,
(Качаемся медленнее, затем останавливаемся.)
Деревце все выше, выше/
(Поднимаем руки, тянемся вверх.)
Упражнение «Вот такие мы!»
Предложите детям новую игру.
Ну-ка, давайте покажем, что мы умеем делать! Повторяйте за мной!
Мы ногами: топ, топ, топ!
(Топаем.)
Мы руками: хлоп, хлоп, хлоп!
(Хлопаем.)
Головою: круть, крутъ, круть!
(Вертим головой из стороны в сторону.)
Мы себя ударим в грудь!
(Расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь.)
Погладили животики/
(Круговыми движениями гладим живот.)
Улыбнулись ротики!
(Указательными пальчиками растягиваем уголки рта.)
Вот какие мы молодцы!
Игры для развития речевого подражания
В предложенных играх ставятся задачи развития, как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе на первый план выходит подражание речи
взрослого. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторять эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.
Формирование умения подражать речи взрослого также проходит в несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз.
- Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре. (Комарик
звенит - з-з-з, пчела жужжит - ж-ж-ж, насос работает - с-с-с.) - Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги,
имеющие при этом собственное смысловое значение. К таким словам относятся
подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др.; звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; транспортным шумам - би~ би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми ребенок может заменять любые слова, те, что еще не может произнести целиком. - Повторение слов. Вначале это простые короткие слова - дай, на, Ляля,
Миша, киса и т. д. По мере развития речи ребенок учится произносить двух-, трех
сложные слова, воспроизводя их интонационно-ритмический рисунок. При этом
ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. - Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении
нескольких слов. Например: Где мама?Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня - хороший мальчик. Маша тоже хорошая девочка.
Обучение речевому подражанию в нижеприведенных играх предлагается именно в такой последовательности: звуки - аморфные слова – слова - фразы. Это позволяет логопеду гибко подбирать подходящий вариант в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.
Самолетики.
Предложите детям поиграть в самолетики.
Послушайте стихотворение про самолетик:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолет
Прямо вперед!
Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небе самолеты, загудели: у-у-у!
Расставив прямые руки в стороны, дети бегают по комнате.
Следите, чтобы они бегали осторожно, не сталкиваясь друг с другом.
Пароходики.
Послушайте стихотворение про пароходик:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: ы-ы-ы!
Вытянув прямые руки перед собой, дети совершают ими колебательные движения, как будто плывут по волнам.
Машинки.
Послушайте стихотворение про машинку:
Би-би-би — гудит машина:
Не поеду без бензина!
Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: ж-ж-ж!
Сигналит машинка: би-би! Освободите: дорогу!
Дети ходят по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной крутят руль.
Паровозики.
Послушайте стихотворение про паровозик:
Веселый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колесами стучит!
Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: чу-чу-чу! Сигналит поезд: ту-ту!
Дети ходят, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.
Поиграем на дудочке.
Перед началом игры покажите детям! настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем предложите ребенку «поиграть» на дудочке с помощью движений и озвучить ее.
Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду! Повторяйте за мной! «Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
Поиграем на балалайке.
Перед началом игры покажите детям настоящую балалайку и поиграйте на ней, или покажите картинку с ее изображением. Затем предложите изобразить игру на балалайке с помощью движений и озвучить ее.
А теперь давайте поиграем на балалайке: ля-ля-ля!
Позвеним колокольчиком.
Перед началом игры покажите детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем предложите «позвенеть» колокольчиком с помощью движений и речи.
Давайте позвеним колокольчиком:
динь-динь-динь!
Имитируем движением поднятой руки игру на колокольчике.
Можно предложить позвенеть по-другому: дон-дон! или дин-дон. Выбирайте вариант, который больше нравится детям. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: дон-дон-дон! А теперь по-другому: дин-дон! А теперь вот так: динь-динь-динь! Повторяйте за мной!
Бьем в барабан.
Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры покажите настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучивания.
А как мы бьем в барабан? Та-та-та!
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: бом-бом-бом! Бал1-бам-бам! Выбрать вариант, который больше нравится детям и лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: та-та-та! Атеперь по-другому: бом-бом-бом! А теперь вот так: бам-бам-бам! Повторяйте за мной!
Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить им выполнять необходимые движения и повторять речевые конструкции по словесной инструкции без показа:
Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на
балалайке!
Гости
Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в «гости». Заранее нужно приготовить игрушки (мягкие или резиновые): курочку, собачку, кошку, коровку, гуся, утку, лошадку и др.
Можно варьировать количество персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть в наличии. Например, можно использовать ослика - иа, козлика - бе, голубя - гули-гули, ворону - кар, мышку - пи-пи и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали звуки, доступные для подражания.
- Вот какой у нас домик получился замечательный - большой и красивый!
Кто к нам сегодня в гости пришел? Тук- тук! Кто там? (Игрушка не видна.) Ав- ав! Кто же это, догадались? Правильно, собака. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: ав-ав!
- Тук-тук! Кто-то еще пожаловал к нам в гости...
Побуждайте ребенка повторять за взрослым звукоподражания, слова и фразы. Для этого можно использовать вопросы, как показано в приведенном примере.
Продолжите игру с другим персонажем. Количество персонажей и продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления малышей игру следует завершить.
Упражнение « На! Дай»!
Логопед протягивает руку с маленьким мячиком в направлении игрушечного зайчика со словами:
- Да, зайка, мячик! На!
Просит у зайки мячик, сопровождая слова жестом: протянув руку, произвести ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
- А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, дай мячик! Дай!»
Такую игру можно проводить с самыми разнообразными игрушками. При этом дети учатся просить то, что им необходимо, у взрослых и сверстников, учатся делиться.
Упражнение «Куколка».
Раздайте детям кукол и предложите игру.
- Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: а-а-а!
Прижав куколку к груди, покачивайте ее и напевайте тихим голосом: a-a-al Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
- Проснулась куколка. Смотрите, как куколка танцует. Кукла «танцует и кланяется».
- А теперь куколка поет песенку: ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.
При необходимости покажите детям, как совершать игровые действия с куклой. Важно стимулировать повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поет песенку? и т. д.
Упражнение «Большие ноги идут по дороге».
Сейчас мы будем ходить и бегать.
Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
топ-топ-топ!
(Говорите низким голосом, высоко поднимая ноги, делая широкие шаги.)
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(Говорите тонким голосом, делая мелкие шажки.)
Можно двигаться сначала в одно; направлении, затем в обратном
(соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ
Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи отрицательно сказывается ...
Личностно ориентированные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, имеющими проблемы в развитии.
Проектная деятельность на тему «Взаимодействие с семьёй в воспитательно-образовательной и коррекционной работе с детьми»....
Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"
Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....
"Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР III уровня, по теме "Семья"
В ходе кружка по развитию двигательной и интеллектуальной сфер у дошкольников данные заданные задачи решаются средствами здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, кинезиологических...
Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха
Консультация для родителей детей с нарушениями слуха...
Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...
Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»
Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...