Конспект занятия по обучению грамоте у детей с ОНР "Звук С"(на материале лексической темы "Зима")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области
Методическая разработка по теме
«Педагогическое мастерство в коррекционно — развивающей работе»
Конспект
по обучению грамоте у детей с ОНР
«Звук С(на материале лексической темы «Зима»)
(подготовительная логогруппа)
Учитель - логопед:
Абдураимова Наталья Викторовна
Томская область, Верхнекетский район
р.п Белый Яр, ул. Чапаева, 7 (2-10- 45)
р.п.Белый Яр
2015
Пояснительная записка
Проблема преодоления общего недоразвития у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество идей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознования квалифицированной диагностики выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющие речевые нарушения.
Для детей с ОНР характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. Мало слов, характеризующих качество, признаки, недостаточное количество обобщающих слов. Одним из типов лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте: замена целого частью, названия действия, названия признака. Не знают оттенков цветов, плохо различают и формы предметов. Характерезуя величину предмета, используют, как правило, понятия большой-маленький, которые заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Недостаточная ориентировка в звуковой форме слов лежит в основе неправильного усвоения морфологической системы. Много ошибок в употреблении суффиксов, приставок и окончаний. Это затрудняет расширение словарного запаса, подбор однокоренных слов и делает речь детей бедной и стереотипной.
В грамматическом строе речи наблюдаются стойкие ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных, ошибки в согласовании числительных с существительными. Характерно также неправильное употребление предлогов.
Отмеченные недостатки в употреблении лексики и грамматике с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи( пересказ, составлении рассказов, различных типов). Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий или ошибаются в логической последовательности, особенно во время пересказа и пропускают целые части рассказа. Рассказ-описание мало доступен детям, обычно они ограничиваются перечислением нескольких свойств(лимон-желтый, кислый). В составлении рассказа используют простые мало распространенные предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении.
У детей с ОНР наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушение слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом, в различении акустически и артикуляторно близких звуков, отсюда недостаточная сформированность фонематического восприятия. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1.Закрепить изолированное произнесение звука С;
2.Развивать умение произносить звук С в прямых слогах;
3.Познакомить с понятием «слог».
Коррекционно-развивающие:
1.Формировать длительную непрерывную воздушную струю;
2.Развивать умение кодировать и декодировать информацию, использовать наглядные модели;
3.Закрепить представления по теме «Зима».
Коррекционно-воспитательные:
1.Развивать доброжелательность и выдержку.
Планируемые результаты(целевые ориентиры):
1.Сформировать длительную воздушную струю;
2.Закрепить артикуляционный уклад звука С;
3.Закрепить произношение звука С в слогах.
Оборудование: счетные палочки, бумажные снежинки, сюжетная картина «Зима», интерактивная игра «Ветерок» из альбома дошкольников Л.А.Комаровой «Автоматизация звука С в игровых упражнениях, наглядные модели звуков С,А,О,У, Ы, предметные картинки: лопатка, горка, лиса, усы, часы, колесо, оса, бусы, санки, схема-образец для выкладывания из палочек предмета, магнитофон, диск с мелодией.
Ход занятия
1.Создание мотивационного поля
Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.
Приветствие
«Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я».
Введение в игровую ситуацию
Логопед загадывает загадку.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я (ЗИМА)
Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку ЗИМА.
Упражнение «Снег»(на развитие мимических мышц лица):
Закройте глаза. Представьте себе, что с неба падают снежинки. А вы их ловите ртом.
А теперь снежинка упала на правую щечку-надуйте ее.
Упала на левую щечку-надуйте ее.
Упала на носик-наморщите его.
Упала на лоб-пошевели бровями.
Упала на веки –поморгай глазами.
Снег закончился, откройте глазки.
Дыхательная гимнастика «Ветерок» (выработка центрально-направленной воздушной струи, дифференциация вдоха и выдоха: вдох носом-выдох ртом):
В какие игры дети играют зимой? (Играют в снежинки, катаются на лыжах, лепят снеговика и др.)
Поиграем со снежинками, подуем на них.
Логопед кладет каждому ребенку на ладошку бумажную снежинку.
Падает снежинка на мою ладошку.
Ты не тай, снежинка, подожди немножко.
Дети 3-4 раза сдувают снежинки с ладошки.
Артикуляционная гимнастика (укрепление мышц артикуляционного аппарата, закрепление правильного артикуляционного уклада автаматизируемого звука):
Дети садятся на стульчики за стол.
Много выпало снега, возьмем «лопатки» и расчистим дорожки.
Логопед показывает детям предметную картинку ЛОПАТКА
Дети выполняют в несколько подходов под счет до 5 артикуляционное упражнение «Лопатка».
Затем логопед показывает детям предметную картинку ГОРКА.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху поднимаются.
Дети выполняют в несколько подходов под счет до 10 артикуляционное упражнение «Горка».
2. Артикуализация знаний.
На столе интерактивная игра «Ветерок» из альбома дошкольников Л.А.Комаровой «Автоматизация звука С в игровых упражнениях».
Сегодня мы будем кататься с горки.
Вспомните, какой звук помогает нам скатиться с горки?(С-СС).
Губы растянуты в улыбке.
Кончиком языка упереться в нижние зубки.
Воздухом при произнесении звука холодный.
Логопед вместе с детьми зарисовывает модель звука С на корточке.
При этом дети могут себя проверить: произносят звук и подносят ладонь ко рту.
Интерактивная игра «Ветерок»
Логопед предлагает ребенку скатиться с горки:
Садись, Ваня, на санки. Скатись с горки.
Санки как ветер мчатся с горы,
Вместе с ними ты посвисти.
Ребенок «съезжает» с горки, четко произносят изолированный звук С-С-С-С-С-С.
Молодец, Ваня. Хорошо растягивал губы в улыбке, ветерок звучал правильно.
Дети по очереди несколько раз «съезжают» с горки, четко произносят С.
3.Окрытие детьми нового знания.
Логопед выкладывает на стол наглядные модели гласных звуков А,О,У, Ы.
Звуку С стало скучно одному кататься с горки, и он пригласил покататься другие звуки.
Дети, вы узнали эти звуки? Произносите их.
Дети показывают на наглядные модели гласных звуков и произносят их.
Логопед выкладывает внизу горки наглядную модель звука А и дает детям речевой образец:
Звук С «съезжает» с горки и встречает звук А. (СССА).
Что у нас получилось?(СА). Нам понятно, что это?
А если я скажу САНИ (картинка) вам понятно ?
СА- это часть слова (слог). Если согласный звук дружит с гласным, то получается СЛОГ.
Когда звук Сдружит со звуком А, получается слог.
Дети по очереди несколько раз «съезжают» с горки, четко проговаривая слог СА. Логопед каждый раз закрепляет новое понятие СЛОГ.
Сколько звуков ты произнес?(два звука: С, А).
Какой «слог» получился?
Затем внизу горки поочередно выкладываются другие наглядные модели гласных звуков.
Дети несколько раз «съезжают» с горки, четко проговаривая слоги: СО,СУ, СЫ, закрепляя понятие СЛОГ.
4. Самостоятельное применение нового знания на практике
Игра «Здравствуй пальчик»
Логопед и дети встают в круг.
На горку пришло много детей ( логопед показывает пальцы руки). Послушайте, как они разговаривают: СА-СА-СА-СА (логопед поочередно соединяет большой палец с остальными, начиная с указательного). И вы покажите, как дети разговаривают.
Проговаривая слоги СА, СО, СУ, СЫ.
Дети удивились: СА-СО-СУ-СЫ? (логопед поочередно соединяет большой палец с остальными, начиная с указательного). Покажите, как удивились дети (дети повторяют).
А затем дети обрадовались, вот так: СУ-СА-СЫ-СО!
Дети произносят за логопедом слоги. Можно соединять пальцы на правой или левой руке, или одновременно на двух руках.
Игра «Будь внимателен».
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимательным». А, что значит быть внимательным ?(ответы детей).
Произноси слог столько раз, сколько: тебе лет, услышишь хлопков, санок на рисунке.
Игра «Закончи слово»
А сейчас мы узнаем, кто самый догадливый. А , что значит быть догадливым?
Логопед показывает предметную картинку.
Я начну, а ты закончи:
Ли(са), о(са), коле(со), у(сы), ча(сы), бу(сы).
Дети заканчивают слова слогами: СА, СО, СУ, СЫ.
Выкладывание из палочек по образцу «Сани»
Посмотрите на картинку. На что похоже?
Из чего можно выложить по образцу из палочек предмет-САНИ, звучит спокойная мелодия.
Посчитайте, сколько палочек вы взяли?(дети считают). Молодцы, дети. Сани получились, как на картинке.
5. Рефлексия (итог).
А теперь пора домой. Какой звук нам помогал кататься с горки? Какие слоги ты запомнил? Чему ты научился? За что себя похвалишь? Что тебе удалось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-143477-1352889194.jpg)
конспект занятия по обучению грамоте для детей с онр в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной логопедической группеТема:"Звуки (Д) (дь) и буква Дэ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-664583-1442977182.jpg)
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-709481-1447684766.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-842995-1478240557.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"
На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...