Применение метода биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца в логопедической работе.
статья по логопедии на тему
Метод позволяет:
Во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать традиционными методами крайне сложно, так как для исключения нежелательных проявлений необходим постоянный контроль над физиологическими показателями пациента.
Во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца (метод ДАС-БОС по А.А.Сметанкину) в коррекции речи и функционального состояния человека
Коррекция речи осуществляется в два этапа:
1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип).
2) в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.
Метод позволяет:
Во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать традиционными методами крайне сложно, так как для исключения нежелательных проявлений необходим постоянный контроль над физиологическими показателями пациента.
Во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней.
Показаниями к применению метода в логотерапевтической практике
- заикание, логоневрозы;
- нарушения темпа речи;
- алалии;
- афазии;
- дизартрии;
- дислалии;
- ринолалии;
- ринофонии;
- расстройства фонации на почве парезов и параличей гортани;
- функциональные нарушения голоса;
- дисграфии;
- дислексии;
- профилактика нарушений голоса и речи;
- подготовка детей к школе;
- обучение технике чтения и технике речи;
- оздоровление организма в целом.
Метод ДАС-БОС в системе лечебно-коррекционной работы
Система работы строится с учётом следующих принципов:
- системность;
- комплексность;
- последовательность;
- принцип развития;
- деятельный подход;
- онтогенетический принцип;
- этиопатогенетический принцип;
- учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта;
- принцип обходного пути;
- принцип наглядности, доступности, сознательности;
- объективизация;
- индивидуальный подход.
В комплексе с методом БОС по максимальной ДАС могут использоваться такие виды лечебно-коррекционной работы, как:
- логопедическая ритмика;
- массаж;
- физиотерапия;
- общеукрепляющая и симптоматическая фармакотерапия;
- аутотренинг;
- психотерапия;
- водные и закаливающие процедуры;
- лечебная физкультура.
Коррекционные задачи, решаемые с помощью метода
Условно коррекционные задачи можно разделить на две группы:
а) общие – те, которые могут решаться при любом из речевых нарушений;
б) частные (специфические) – решаемые только при конкретном речевом нарушении.
Общие коррекционные задачи:
- Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.
- Обеспечение оптимального гомеостаза организма.
- Оптимизация работы кардиореспираторной системы.
- Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения.
- Включение резервных возможностей организма.
- Улучшению кровообращения (в том числе в коре головного мозга).
- Обучение адекватному использованию физиологических функций (энергетических затрат организма) вне речи и во время неё.
- Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема дыхания, налаживание его ритма, тренировка носового дыхания).
- Коррекция речевого дыхания (увеличение выдоха, налаживание плавности и ритмичности).
- Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи.
- Нормализация, коррекция и тренировка вегетативных функций.
- Устранение тревожных, стрессовых и невротических состояний (общеневротических и логоневротических).
- Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе).
- Развитие высших психических функций: мыслительных процессов, восприятия, концентрации внимания, увеличение объема памяти.
- Развитие слухового внимания (слуховых установок и дифференцировок).
- Развитие оптико-пространственных, временных представлений, причинно-следственных связей, зрительного гнозиса.
- Подготовка глаз к чтению и письму.
- Формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу пациента.
- Коррекция звукопроизношения.
- Работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, логическим и интонационным ударением, динамикой).
- Развитие логоритмических элементов (звукослоговой структуры слова).
- Развитие связной речи поэтапно, с постепенным усложнением.
- Автоматизация речевых навыков.
- Активное участие пациента в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции.
- Развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости.
- Формирование нового речевого и поведенческого стереотипов.
- Социальная адаптация пациента.
- Оздоровление организма в целом.
- Профилактика речевых и других нарушений.
Частные коррекционные задачи:
При заикании, логоневрозах, нарушениях темпо-ритмической организации речи:
- Купирование речевых судорог, нежелательных вспомогательных сопутствующих движений во время речи.
- Устранение тревожных состояний, обшеневротических и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).
- Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.
- Развитие уверенного речевого поведения.
- Функциональный тренинг.
- Социальная адаптация личности пациента.
- Профилактика рецидивов и возникновения заикания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...
Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер...
Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".
Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....
Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...
Применение логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи.
В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - ДАС – БОС. На основании ДАС – БОС в ЗАО «Биосвяз...
Брошюрка- инструкция для работы с детьми по методу биологической обратной связи (БОС) Сметанкина А.А.
Основа методики -уникальный тип дыхательной аритмии сердца,выработанный по методу БОС....