Брошюрка- инструкция для работы с детьми по методу биологической обратной связи (БОС) Сметанкина А.А.
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Основа методики -уникальный тип дыхательной аритмии сердца,выработанный по методу БОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyurka_bos_zdorove_-_kopiya.doc1016.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основа методики — уникальный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), выработанный по методу БОС. Этот тип дыхания известен в России и за рубежом как дыхание по методу Сметанкина А.А. 
Достижения в области медицины, физиологии и электроники позволили создать базу для принципиально нового направления в исправлении нарушенных функций организма методом биологической обратной связи (БОС). Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Дыхание–важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используются датчики частоты сердечных сокращений (ЧСС), прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов –ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

Программа рассчитана на детей от 5 лет часто и длительно болеющих ОРЗ и гриппом. Программа БОС проводится как индивидуально так и в группе оптимально до 4-х человек.

Цель программы БОС «Здоровье»:  Укрепление  и  оздоровление  часто  и  длительно  болеющих воспитанников на основе метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца.

Задачи:1.Формирование у детей нового типа дыхания - синхронизация фаз дыхания и работы сердца.2. Снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка.3.Обучение детей валеологическим знаниям.
Назначение :
—профилактика заболеваний дыхательной ,сердечно-сосудистой и нервной систем;
— предупреждение и защита от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения; 
— оздоровление организма, формирование навыков здорового образа жизни.

Показания: 
Медико-психолого-педагогические показания: 
— профилактическая  работа в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
— оздоровление группы часто и длительно болеющих детей;
— коррекция поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
— улучшение концентрации внимания, памяти;
—повышение академической успеваемости;
— умение справляться со стрессом;
— адаптация к трудностям самостоятельной жизни;
— формирование навыков здорового образа.
 

Критерии ограничения и противопоказания на участие в занятиях..В этой программе не принимают участие дети:

1. Младше 4,5 лет.2. С повышенной судорожной готовностью и выраженным органическим поражением головного мозга.3. С сопутствующими  соматическими заболеваниями  в  фазе обострения.4.С острыми инфекционными заболеваниями.5.С диагнозом эпилепсия.6. С нарушениями сердечного ритма.

Этапы освоения диафрагмально-релаксационного дыхания
1. Обучение технике дыхания животом (диафрагмальное дыхание,проводится без сигналов обратной связи)

2. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС-БОС)   http://smetank.in/Htm_Rus/pict/zdor_datchik3_mini.jpg

1. Датчики ЧСС регистрируют частоту сердечных сокращений. 
В ходе урока здоровья (сеанса БОС) учащийся видит и слышит, как работает его сердечно-сосудистая и дыхательная системы
2. Компьютерный тренажер преобразует изменения в работе сердца (ДАС) в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

http://smetank.in/Htm_Rus/pict/zdor_interface8_mini.jpg






Частота сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе увеличивается:
цветовой столбик в окне программы нарастает, тональность звука повышается
ЧСС на выдохе уменьшается:
цветовой столбик опускается, тональность звука понижается
ЧСС ниже установленного порога — выдох сделан правильно!

окно программы свободно от цветового столбика, слышен “струнный звук”
3. Компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха, помогает выработке навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

Игра - главное условие реализации технологии БОС. Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса.
В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха (подборки слайдов в музыкальном сопровождении) и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Цикл занятий: «Здоровый окружающий мир» знакомит детей с окружающим миром, миром животных, растений, транспорта, явлениями природы. «Здоровая Азбука» помогает ребёнку познакомиться и изучить буквы родного алфавита. Дети совершают путешествие в мир букв и слов, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги.

     

ГБОУ ТРОЦ

«СОЛНЫШКО»

Биологическая обратная связь

БОС «Здоровье»

«Сознательное управление механизмами здоровья, в частности диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи биологической обратной связи»

А. А. Сметанкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по внедрению в работу с детьми проектного метода.

Инновационная деятельность по внедрению в работу с детьми проектного метода....

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВ Инструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лаборатории.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВИнструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лабора...

Связь коррекционной работы с детьми образовательными областями

laquo;Физическая культура»проигрывание действий и называние упражнений;поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности;обсуждение пользы занятий физической культурой;&la...

План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».

        Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...

Работа с родителями. Инструкция "Готовим вместе с детьми"

Сколько времени вы проводите на кухне? Готовы поспорить, немало. А что в это время делают дети? Мешаются под ногами, гремят кастрюлями, играют в другой комнате? Предлагаем позвать их на кухн...

Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста

Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста                              ...

Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста.

Чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты....