Брошюрка- инструкция для работы с детьми по методу биологической обратной связи (БОС) Сметанкина А.А.
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Основа методики -уникальный тип дыхательной аритмии сердца,выработанный по методу БОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyurka_bos_zdorove_-_kopiya.doc | 1016.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основа методики — уникальный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), выработанный по методу БОС. Этот тип дыхания известен в России и за рубежом как дыхание по методу Сметанкина А.А.
Достижения в области медицины, физиологии и электроники позволили создать базу для принципиально нового направления в исправлении нарушенных функций организма методом биологической обратной связи (БОС). Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Дыхание–важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца используются датчики частоты сердечных сокращений (ЧСС), прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов –ПБС. С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом ими используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.
Программа рассчитана на детей от 5 лет часто и длительно болеющих ОРЗ и гриппом. Программа БОС проводится как индивидуально так и в группе оптимально до 4-х человек.
Цель программы БОС «Здоровье»: Укрепление и оздоровление часто и длительно болеющих воспитанников на основе метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца.
Задачи:1.Формирование у детей нового типа дыхания - синхронизация фаз дыхания и работы сердца.2. Снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка.3.Обучение детей валеологическим знаниям.
Назначение :
—профилактика заболеваний дыхательной ,сердечно-сосудистой и нервной систем;
— предупреждение и защита от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения;
— оздоровление организма, формирование навыков здорового образа жизни.
Показания:
Медико-психолого-педагогические показания:
— профилактическая работа в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;
— оздоровление группы часто и длительно болеющих детей;
— коррекция поведения (гиперактивность, дефицит внимания);
— улучшение концентрации внимания, памяти;
—повышение академической успеваемости;
— умение справляться со стрессом;
— адаптация к трудностям самостоятельной жизни;
— формирование навыков здорового образа.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в занятиях..В этой программе не принимают участие дети:
1. Младше 4,5 лет.2. С повышенной судорожной готовностью и выраженным органическим поражением головного мозга.3. С сопутствующими соматическими заболеваниями в фазе обострения.4.С острыми инфекционными заболеваниями.5.С диагнозом эпилепсия.6. С нарушениями сердечного ритма.
Этапы освоения диафрагмально-релаксационного дыхания
1. Обучение технике дыхания животом (диафрагмальное дыхание,проводится без сигналов обратной связи)
2. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС-БОС)
1. Датчики ЧСС регистрируют частоту сердечных сокращений.
В ходе урока здоровья (сеанса БОС) учащийся видит и слышит, как работает его сердечно-сосудистая и дыхательная системы
2. Компьютерный тренажер преобразует изменения в работе сердца (ДАС) в видимые и слышимые сигналы обратной связи.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе увеличивается:
цветовой столбик в окне программы нарастает, тональность звука повышается
ЧСС на выдохе уменьшается:
цветовой столбик опускается, тональность звука понижается
ЧСС ниже установленного порога — выдох сделан правильно!
окно программы свободно от цветового столбика, слышен “струнный звук”
3. Компьютерная игра, успех в которой зависит от правильности выполнения выдоха, помогает выработке навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
Игра - главное условие реализации технологии БОС. Игра – важнейший вид детской деятельности, путь детей к познанию мира. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса.
В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 мин. Занятие содержит чередование периодов отдыха (подборки слайдов в музыкальном сопровождении) и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Цикл занятий: «Здоровый окружающий мир» знакомит детей с окружающим миром, миром животных, растений, транспорта, явлениями природы. «Здоровая Азбука» помогает ребёнку познакомиться и изучить буквы родного алфавита. Дети совершают путешествие в мир букв и слов, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги.
ГБОУ ТРОЦ
«СОЛНЫШКО»
Биологическая обратная связь
БОС «Здоровье»
«Сознательное управление механизмами здоровья, в частности диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи биологической обратной связи»
А. А. Сметанкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность по внедрению в работу с детьми проектного метода.
Инновационная деятельность по внедрению в работу с детьми проектного метода....
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВ Инструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лаборатории.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВИнструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лабора...
Связь коррекционной работы с детьми образовательными областями
laquo;Физическая культура»проигрывание действий и называние упражнений;поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности;обсуждение пользы занятий физической культурой;&la...
План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...
Работа с родителями. Инструкция "Готовим вместе с детьми"
Сколько времени вы проводите на кухне? Готовы поспорить, немало. А что в это время делают дети? Мешаются под ногами, гремят кастрюлями, играют в другой комнате? Предлагаем позвать их на кухн...
Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста
Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста ...
Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста.
Чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты....