Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"
статья по логопедии на тему
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры.
Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации.
· Ваш ребенок научится правильно дышать, чисто и красиво говорить, улучшит память и внимание, приобретет уверенность в своих силах.
· Мы поможем подготовить Вашего ребенка к школе, к трудному периоду адаптации в новой среде.
· Корректируем такие нарушения речи как:
Заикание, логоневрозы, речевую тревогу;
Нарушения темпа речи;
Дизартрия, дислалии;
Ринолалии, ринофонии;
Дисфонии;
Дисграфии, дислексии;
Расстройства речи у детей и взрослых с нарушением слуха, зрения, другие нарушения голоса и речи.
· Метод БОС поможет Вашему ребенку стать более общительным и жизнерадостным, научит справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами (в том числе во время ответов на экзаменах и уроках), подарит спокойный сон, уменьшит тревогу.
Индивидуальные занятия в приятной комфортной обстановке, с использованием игровой мультимедийной компьютерной программы.
Лечимся играя! Играя, учимся!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metod_biologicheskoy_obratnoy_svyazi_v_reabilitatsii_zaikayushchikhsya.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ДС КВ № 2 «Россияночка» г. Смоленск
Коррекция речи методом Биологической Обратной Связи – путь к здоровью!
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры.
Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации.
Кабинет БОС логотерапевтический
- Ваш ребенок научится правильно дышать, чисто и красиво говорить, улучшит память и внимание, приобретет уверенность в своих силах.
- Мы поможем подготовить Вашего ребенка к школе, к трудному периоду адаптации в новой среде.
- Корректируем такие нарушения речи как:
Заикание, логоневрозы, речевую тревогу;
Нарушения темпа речи;
Дизартрия, дислалии;
Ринолалии, ринофонии;
Дисфонии;
Дисграфии, дислексии;
Расстройства речи у детей и взрослых с нарушением слуха, зрения, другие нарушения голоса и речи.
- Метод БОС поможет Вашему ребенку стать более общительным и жизнерадостным, научит справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами (в том числе во время ответов на экзаменах и уроках), подарит спокойный сон, уменьшит тревогу.
Индивидуальные занятия в приятной комфортной обстановке, с использованием игровой мультимедийной компьютерной программы.
Лечимся играя! Играя, учимся!
Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся
Логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания
Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.
Научить ребенка диафрагмальному дыханию – это еще не все. Методика предполагает не только дыхание животом, но и контроль, над гармонией дыхания и сердца, управление пульсом через дыхание.
Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма.
Данная компьютерная программа в сочетании с комплексом стандартных и вариативных игр, превращают логотерапевтическую процедуру в занимательную игру, что соответствует ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Речь играет важную роль в жизни человека, формирование личности которого возможно только в результате полноценного общения. Расстройства речи ограничивают возможность свободного общения с другими людьми, мешают нормальной социальной адаптации.
Осознание своего речевого недуга часто вызывает различные отрицательные эмоциональные состояния: чувство неполноценности, повышенную тревожность, страх перед речью и т.д. Наиболее тяжелым речевым нарушением, затрудняющим коммуникативную функцию, является заикание, которое отрицательно влияет на взаимодействие человека с окружающими, часто делая общение невозможным, невыгодно отличая заикающегося от нормально говорящих сверстников. Заикание накладывает отпечаток на все поведение человека, на его личность, являясь одним из самых серьезных и трудно устранимых недугов.
Несмотря на многовековую историю изучения нарушений речи, заикание - одно из немногих заболеваний, механизмы которого до конца не раскрыты и не объяснены в такой степени, чтобы можно было разработать высокоэффективную методику устранения дефекта. Этим обусловлена в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающихся.
Основная задача в коррекции заикания - нормализация коммуникативной функции речи (избежание речевых судорог и неуверенности, воспитание свободной плавной речи в любой ситуации общения, коррекция психоэмоционального состояния и реабилитация личности в целом). Традиционные методики решают эту задачу разными способами. Однако нет ни одной системы реабилитационных мероприятий по устранению заикания, известной широкому кругу логопедов, которая являлась бы абсолютно надежной и эффективной.
Актуальность проблемы и недостаточная результативность существующих на сегодняшний день методик является основным фактором, определяющим поиск новых эффективных путей коррекции речи при заикании.
Система коррекционной помощи заикающимся детям постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является разработка в течение последних 10 лет различных компьютерных технологий и их внедрение в систему специального обучения, в частности, в область логопедии.
Использование специальных приборов БОС, карточки-индикатора психоэмоционального состояния, мультимедийных компьютерных программ позволяют выработать у заикающихся диафрагмально-релаксационный тип дыхания.
Такой тип дыхания дает возможность:
- снять психоэмоциональное напряжение, страх речи:
- достичь состояния общего расслабления, минимализировать стресс;
- снять мышечное напряжение в области плеч, шеи, челюстей, языка;
- снять речевые судороги и запинки, обеспечить мягкую подачу голоса;
- выработать навык естественной свободной речи;
- обеспечить оптимальную работу сердца;
- оздоровить организм в целом.
Сформированный тип дыхания используется далее для работы над речью. Метод БОС в логопедии направлен, прежде всего, на преодоление заикания. Он очень эффективен, дает быстрый положительный результат.
Работа с пациентами проводится в виде сеансов индивидуально и группами по 4-6 человек. Длительность занятий - 30-40 мин. Средний курс - 25 занятий. Весь курс коррекции речи методом БОС состоит из 5 этапов.
1-й этап - диагностический. В результате логопедического, клинического и психофизиологического обследования составляется индивидуальная дифференцированная схема проведения коррекционного курса методом БОС.
2-й этап - формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС. Основная задача - снятие логоневротических проявлений, снижение высокого пульса у заикающихся (в момент речи, волнения он достигает 200 уд/мин), уменьшение высокого уровня тонуса
И биоэлектрической активности различных групп мышц, участвующих в процессе речи, обеспечение своевременного открывания голосовых связок, подготовка пациента к формированию новых речевых навыков.
3-й этап - работа над основными компонентами речи (речевым дыханием, голосообразованием, артикуляцией).
4-й этап - воспитание слитной плавной речи на выдохе. Речевой материал постепенно усложняется. Проводится работа над ритмом, темпом, интонацией, логическим ударением. В программе представлены образцы разных видов речи.
5-й этап - заключительный. Посвящен закреплению полученных речевых навыков в различных ситуациях общения (самостоятельная речь, общение в группе, публичные выступления и т. д.).
Как индивидуальные, так и групповые логопедические занятия состоят из двух частей:
1-я часть - подготовка к выполнению речевых заданий: диафрагмально-релаксационное дыхание, чтение и проговаривание цепочек гласных звуков 1 и 2 ряда, строчек, содержащих гласные буквы и слова, выполнение артикуляционных и голосовых упражнений и т.д.
2-я часть - собственно коррекционные упражнения, целью которых является обучение слитному, плавному, четкому проговариванию речевого материала различной сложности без запинок и с обязательным соблюдением диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Это отдельные слоги, слова, цепочки слогов и слов (разной слоговой структуры), предложения с постепенным увеличением в них количества слов, незаконченные предложения, скороговорки, вопросы и ответы, диалоги, связные рассказы разного объема, тексты, содержащие пропущенные слова, эмоционально окрашенные тексты, упражнения на развитие правильной дикции.
В дальнейшем полученные в результате БОС-терапии умения и навыки правильной речи необходимо закреплять в спонтанной речи без участия приборов биологической обратной связи.
При условии соблюдения самоконтроля у большинства пациентов отмечается стойкое сохранение навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания и слитной, плавной речи в течение последующего времени
Следует отметить, что в результате проведенных логопедических занятий с использованием БОС-терапии у детей поднимается настроение, улучшается самочувствие, работоспособность, нормализуется сон, уменьшаются головные боли, исчезают аффективные вспышки, снижается количество депрессивных состояний и стрессов. У детей появляется уверенность в себе, повышается и становится более адекватной самооценка. Дети становятся спокойнее, доброжелательнее и терпимее к сверстникам.
Методика БОС дает ребенку уникальную возможность управлять своим состоянием, используя резервы организма и достигая психического, физического и нравственного здоровья, БОС-терапия обеспечивает максимально возможную личностную и социальную независимость, под которой подразумевается активное, творческое преодоление имеющейся у него проблемы.
Таким образом, метод БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия дает возможность проводить занятия с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, используя прием «обходных путей». Это, несомненно, расширяет возможности практических логопедов. Использование методики биологической обратной связи позволяет решить задачу реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами в общении на качественно более высоком современнее уровне.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Синькова Вера Константиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...
Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»
Конспект сеанса в режиме «Кардио»Цель: отработать умение диафрагмального выдоха....
Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".
Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....
Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».
Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....
Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...
Консультация для родителей "БОС - биологически обратная связь"
Консультация для родителей "БОС - биологически обратная связь"«Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»...
Консультация для родителей «БОС- биологически обратная связь» «Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»
Консультация для родителей«БОС- биологически обратная связь»«Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»...