«Использование компьютерных технологий для формирования лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи»
проект по логопедии на тему
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.n.dedlovskaya_ped._proekt.ppsx | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое название проекта: «Говорим правильно» Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. К.И.Чуковский
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта Характер участия Характер контактов Сроки реализации Формы представления По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-педагогический, творческий Активизация деятельности детей, сотрудничество с педагогами и родителями . Открытый Долгосрочный (реализуется в течение учебного года) Слайдовая презентация Участ н ики проекта Дети старшего дошкольного возраста, логопед, воспитатели, родители
Актуальность проекта Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования –процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого- педагогических целей обучения, воспитания. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
АННОТАЦИЯ Данный проект направлен на формирование лексико-грамматических категорий детей с нарушениями речи с приоритетным использованием компьютерных технологий. Реализация проекта предусматривает целесообразное и интегрированное использование компьютерных технологий, наряду с традиционными методами системы логопедического воздействия, при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, повышая их заинтересованность в коррекционных занятиях, улучшая усвоение материала, увеличивая речевую активность, формируя и совершенствуя межличностное общение, позволяя индивидуализировать коррекционный процесс, учитывая образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
ЦЕЛЬ Формирование лексико-грамматических категорий через приоритетное использование компьютерных технологий в коррекционно-речевом процессе у детей с нарушениями речи.
ЗАДАЧИ
ГИПОТЕЗА Если в коррекционно-речевом процессе с детьми -логопатами будет планомерно и целенаправленно использоваться серийный подбор презентаций , то дети станут легче и быстрее овладевать сложными грамматическими категориями.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС Помогает ли современный уровень развития информационных технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Как повысить интерес детей к занятиям? Можно ли добиться желаемого результата коррекционно-обучающего воздействия в более короткие сроки, используя компьютерные технологии? Помогают ли компьютерные программы индивидуализировать учебно-коррекционный процесс за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка?
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дети Повысить интерес детей к занятиям с логопедом; Формировать лексико-грамматические категории у детей с нарушениями речи; Совершенствовать речь детей-логопатов. Родители Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей; Разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа; Подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимости закрепления достигнутого на занятиях. Педагоги Повысить уровень профессионализма и самореализации; Внедрить современные методы и технологии по формированию лексико-грамматических категорий у детей в свой образовательный процесс; Обобщить и распространить опыт работы.
Здоровье интеграция
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (сентябрь-октябрь) Изучение методической и научно – популярной литературы; Подбор оборудования, необходимого для реализации проекта; Разработка тематических занятий; Подбор диагностических карт, критериев оценки показателей результатов диагностики; Проведение диагностического обследования; Составление сводных таблиц, диаграмм.
ОСНОВНОЙ ЭТАП (октябрь-апрель) Апробация разнообразных форм и методов работы с детьми; Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий; Взаимодействие с педагогами МБДОУ; Осуществление работы с родителями.
Заключительный этап (апрель-май) Рефлексирование опыта проектной деятельности и определение перспективы его дальнейшего развития; Проведение итогового мероприятия «Говорим правильно»; Анализ достигнутых результатов (графики, таблицы).
результативность
выводы В ходе реализации проекта цель была достигнута. Задачи успешно решены. Выполнение проектных мероприятий позволило: Детям: развить навыки формирования лексико-грамматических категорий. Родителям: повысить интерес к использованию компьютерных презентаций в оказании логопедической помощи ребёнку в условиях семьи, осознать значимость проблемы ребёнка и своего участия в её решении. Педагогу: совершенствовать педагогическое мастерство, приняв проектный метод как вид профессиональной деятельности, преодолеть барьер в общении с родителями, сделать их участниками коррекционно –развивающего процесса. У всех участников проекта осталось удовлетворение от совместной работы и общения.
Защита авторских разработок Публикация в интернете Дидактические материалы реализация проекта
Работа с родителями Презентации Работа с педагогами Реализация проекта
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 128 Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошкольных спец. (коррекц.) образовательных учреждений: пособие для логопеда / О.А.Козырева, Н.Б.Дубешко. — М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. — 119 Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. — 208 с. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. http://logoburg.com http://logoportal.ru http://www.logolife.ru Используемые источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...
Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико - грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.
"Игры для Тигры" - известная и хорошо зарекомендовавшая себя логопедическая программа. Мною она использовалась для работы в разновозрастных группах, с детьми "группы риска", имеющими сложный социальны...
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».
Данный материал предназначен для проведения логопедических занятий в компенсирующей группе ДОУ для детей с ТНР ОНР 2-3 уровня, первого года обучения....
Презентация из опыта работы "Использование игровых технологий при формировании лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников"в
Материал из опыта работы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
Данный материал предназначается учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп ОВЗ ТНР...
Методическая разработка к занятию "Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с Общим недоразвитием речи. Лексическая тема "Домашние животные"
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных учреждений...