Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема: «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по теме "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- актуализация словаря по теме «Насекомые»;
- закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания;
- развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.
Ход занятия:
- Оргмомент. Развитие логического мышления
- Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.
(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)
- В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора
Строит себе город. (Муравьи)
- Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком! (Пчела)
- Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)
- Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся
- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)
- Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)
- А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)
- А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок – с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)
(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)
- А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых.
- Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».
(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)
- Давайте вместе произнесем это словосочетание – трудолюбивая пчелка.
- Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.
- Развитие зрительного внимания
- Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.
(Дети хором считают лепестки.)
- Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.
- Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»
(Логопед читает задание)
- Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)
- Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.
- Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?
- Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар – вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)
- А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза – поедают вредных насекомых.)
- Развитие связанной речи
- Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».
- Слушайте внимательно задание – «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…
- А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений – гусеницы, тля; нектаром цветов – пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми – кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека - мухи.)
- Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)
- Развитие пальчиковой моторики
- Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.
(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка – указательный и средний – «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги)
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились холодные сны?
- Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.
- Развитие грамматического строя речи
- Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)
- Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».
На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 - 5).
- Я начинаю, а вы продолжите по очереди.
- один мохнатый шмель;
- одна изумрудная стрекоза.
(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)
- Развитие общей моторики, словарного запаса
- Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
- Порхает (кто) – бабочка
- Жужжит – жук
- Звенит – комар
- Собирает мед – пчела
- Жалит – оса
- Ползает – гусеница
- Прыгает – кузнечик
- Плетет паутину – паук
- Трудится – муравей
- Летает - стрекоза
- Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)
- Развитие графомоторных навыков
- Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.
(Один, два, …. шесть)
- Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)
- Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».
(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)
- Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?
(Дети отвечают на вопросы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в младшей группе детей с ОНР. Тема: "Весна пришла".
Комплексное логопедическое занятие с детьми младшего возраста (3 - 4 года) с общим недоравитием речи I-II уровня. На занятии используются элементы логоритмики....
конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР
Тема занятия - звук В. На данном занятии дети знакомятся с новым согласным звуком, его артикуляцией, характеристикой. Закрепляются навыки звукового анализа (определение позиции звука).Занятие со...
Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема: «Насекомые»
Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.Задачи:1.активизация словаря по теме «Насекомые»;2.закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по плану-схеме;3.закреп...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему:«Лето. Насекомые»
На занятии активизируются понятия по темам: " Насекомые", "Полевые цветы", "Дикие животные", "Лето, летние забавы". Проводится как итоговое. В занятии исп...
Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Мебель"
Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Мебель"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...
Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности по теме: "Все профессии важны, все профессии нужны".
Конспект логопедического занятия по теме "Професии" в старшей группе комбинированной направленности.В конспекте представлена проблема, задания и игры, с помощью которых, дети решают поставле...