Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема: «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ануфриева Анастасия Александровна

Цель: Развитие связной речи с использованием мнемотехники.

Задачи:

1.активизация  словаря по теме «Насекомые»;

2.закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по

плану-схеме;

3.закрепление умения правильно согласовывать числительное и существительное;

4.развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

5. воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», план-схема для составления описательного рассказа насекомого, картинка со схематическим изображением бабочки, мяч, бумажные пчёлки, картинки насекомых.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками, карточки с изображением насекомых.

 

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед и дети входят в группу.

Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются)

Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

Логопед: Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка .

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

Одно насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Сок цветов душистых пьет,  

Дарит нам и воск, и мед.  

Людям всем она мила  

А зовут ее... (пчела).

Логопед: Логопед показывает игрушку «Пчёлка»

- Она прилете не одна, а со своими пчелятами. Ой, ребята посмотрите, что это такое нам принесли пчелята?

Дети: Цветочки

Логопед: Правильно цветочки. (логопед берёт первый цветочек и видит задание). Ребята, а цветочки то непростые на них что-то написано, давайте прочитаем.

Дети: Да.

Логопед: (Логопед читает первое задание)

- Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите, на нашу полянку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

Логопед: Вот они – друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

Логопед: Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Логопед: Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Логопед: Назовите вредных насекомых.

Дети: Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.

Логопед: Слушайте внимательно второе задание. (берёт второй цветок и читает задание) Ребята, пчелка предлагает вам рассказать о её друзьях насекомых по этому плану-схеме.

Логопед: Открывает следующий лепесток.  Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) – бабочка

  • Жужжит – жук

  • Звенит – комар

  • Собирает мед – пчела

  • Жалит – оса

  • Прыгает – кузнечик

  • Трудится – муравей

  • Летает - стрекоза

Логопед: Ребята давайте покажем пчелкрм как мы умеем красиво жужать и позвеним.

Дети: ж-ж-ж-ж, з-з-з-з

Логопед: А теперь давайте давайте повторим за пчёлкой:

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

 

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Логопед: отрывает четвёртый цветок. На этом цветочке написано, что наша пчёлка хочет превратить нас в сороконожек. Встаём на ножки и повторяем за мной.

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка  (дети идут, ритмичным шагом, слегка пружиня)  

 По сухой дорожке.    

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!   (дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен   (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),    

Обойду я лужи!    

4. Грязи в дом не принесу   (дети останавливаются, трясут одной ногой),    

Каждой лапкой потрясу!    (трясут другой ногой).

5. И потопаю потом   (дети топают ногами) -

Ой, какой от лапок гром!

Логопед: Молодцы ребята! Присаживайтесь на места. 

Логопед: Какой цветок,  по счету мы отрываем? 

Дети: Пятый

Логопед: Ребята наша пчёлка просит, чтобы мы сосчитали все ли детки её на месте. Поможем пчёлке?

Дети: Да.

Логопед: Начинаем считать. Одна пчёлка, две пчёлки и ….

Логопед: Ребята давайте посмотри, что же нам приготовила самая маленькая пчёлка.

Логопед: А сейчас пчелки нам предлагают поиграть с счётными палочками. (Отрывает цветок) Ребята, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них бабочку. Можете смотреть на образец, а можете придумать свою бабочку. (дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А теперь ложитесь на спинку закройте глазки и послушайте меня.
Релаксация. (под музыку)
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжение улетело и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки тёплые у нас,
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают, 
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Голову поднимем выше
И легко- легко подышим.
Ой, как  пахнет здесь весной.
Но нам пора уже домой!

Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

(Дети отвечают на вопросы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в младшей группе детей с ОНР. Тема: "Весна пришла".

Комплексное логопедическое занятие с детьми младшего возраста (3 - 4 года) с общим недоравитием речи I-II уровня. На занятии используются элементы логоритмики....

конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР

Тема занятия  - звук В. На данном занятии дети знакомятся с новым согласным звуком, его артикуляцией, характеристикой. Закрепляются навыки звукового анализа (определение позиции звука).Занятие со...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему:«Лето. Насекомые»

На занятии активизируются понятия по темам: " Насекомые", "Полевые цветы",  "Дикие животные", "Лето, летние забавы". Проводится как итоговое. В занятии исп...

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема: «Насекомые»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по теме "Насекомые"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Мебель"

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Мебель"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...

Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности по теме: "Все профессии важны, все профессии нужны".

Конспект логопедического занятия по теме "Професии" в старшей группе комбинированной направленности.В конспекте представлена проблема, задания и игры, с помощью которых, дети решают поставле...