Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексической теме "Домашние животные и их детеныши"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект НОД с детьми старшей группы на логопункте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._nod.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшей группы на логопункте
Тема: «Формирование правильного употребления падежных форм существительных
по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
Задачи:
- Коррекционно - образовательные:
- закрепить, упрочнить знания о домашних животных и их детенышей;
- закрепить практическое использование падежных форм: творительный (Кто кем был?); предложный (Кто, где живет?); дательный (К кому поставили?); Родительный (Кого нашли?);
- закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- закреплять умение детей отличать внешние признаки животных, чем они питаются, как подают голос, где живут;
- упражнять в использовании глаголов (мяучит, лает, ржет, мычит, хрюкает, блеет);
- формировать навыки ориентировки на листе бумаги;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами.
- Коррекционно - развивающие:
- развивать речевое дыхание, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие;
- Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;
-воспитывать умение внимательно слушать, развивать познавательный процесс;
-воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: кукла Маша, предметные картинки по теме; ПК: фрагмент мультфильма «Маша и медведь»; слайд-презентация «Домашние животные»; « Чего не хватает?»; звуки домашних животных; мяч; муляжи «Домашних животных»; макет «Крестьянского двора»;
Раздаточный материал: картинки домашних животных в конвертах; контейнеры с разноцветными камнями на каждого ребенка; карточки для игры «Кто, что ест?»
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и медведь»;
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются.
- Организационный момент
Логопед: Садитесь за столы. Послушайте. (Загадки на карточках в конверте)
1. Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым деткам молочка дает.
(Корова)
(на слайде появляется корова)
2. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый
(Свинья)
(на слайде появляется свинья)
3. Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
(Кошка, кот)
(на слайде появляется кошка)
4. Ходит печка вся в колечках.
(Овца)
(на слайде появляется овца)
5. Проживает во дворе
В личном доме – конуре.
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
(Собака)
(на слайде появляется собака)
6. Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Я копытцами стучу,
Если хочешь – прокачу.
(Лошадь)
(на слайде появляется собака)
7. Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я
(Коза)
(на слайде появляется коза)
8. Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает не очень ловко,
Но любит морковку.
(Кролик)
(на слайде появляется коза)
(Последний слайд с изображением всех животных)
Логопед: Ребята, какие же вы молодцы, все загадки правильно отгадали. Полина, назови еще раз этих животных.
Ребенок: корова, свинья, кошка, собака, овца, коза, лошадь, кролик.
Логопед: Умничка. Как можно назвать двумя словами этих животных?
Ребенок: Домашние животные.
Логопед: Почему их так называют?
Дети: Потому, что за ними ухаживает человек, они живут рядом с домом.
Логопед: Правильно, хорошо. Теперь посмотрите на экран.
(Включаю мультфильм «Маша и медведь» - Первая встреча. На фрагменте, когда Маша убегает за бабочкой, выключаю.)
Логопед: Ребята, кого мы сейчас видели.
Дети: Машу и т.д.
Логопед: Да, это был Маша из мультфильма «Маша и медведь». Кто еще был на экране?
Дети: Животные: козёл, собака, свинья, куры и т.д.
Логопед: Как вы думаете, почему все эти животные спрятались от Маши.
Ответы детей. Они её боялись, потому что она их обижала….
Логопед: Кто из вас запомнил, где спрятались эти животные?
Дети: Собака под крышу в будке, свинья в луже, козёл за деревом…..
Стук в дверь
Логопед: По-моему к нам кто-то стучится, пойду, посмотрю кто - же там. (Ухожу смотреть, заношу куклу Машу)
О, ребята, да это же Маша к нам пришла. Здравствуй Машенька! А мы как раз про тебя мультфильм смотрели и увидели, как от тебя все домашние животные спрятались. Видимо, ты их чем-то обидела. Вот наши дети не обижают своих животных (любимцев), а умеют с ними правильно обращаться и могут тебя научить. Ну что ребята, расскажем Маше.
Дети: Да.
- Основная часть
Логопед: Сначала подскажем Маше, как можно ласково называть домашних животных. Внимание на экран. Назови ласково кошку и т.д.
(На слайдах изображения животных)
Упр. «Назови ласково»
Кошка-кошечка
Собака-собачка
Корова-коровка
Коза-козочка
Овца-овечка
Лошадь-лошадка
Свинья-свинка
Д/и «Кто, где живет?»
Логопед: Правильно, молодцы. У каждого животного есть свой домик, и он имеет своё название. Сейчас мы с вами вспомним, как они называются, и кто в них живет. Отвечать мы будем полным предложением. Посмотрите внимательно на доску. Что это?
(Достаю картинки с изображением домиков домашних животных: конура, конюшня, коровник, хлев, свинарник, дом, овчарня, клетка.)
Ребенок: Это конура, будка.
Логопед: Кто живет в конуре?
Ребенок: В конуре живет собака.
Логопед: Что здесь нарисовано?
Ребенок: Это конюшня.
Логопед: Кто живет в конюшне?
Ребенок: В конюшне живет лошадь.
Логопед: Что изображено на этой картинке?
Ребенок: На картинке изображен коровник .
Логопед: Кто живет в коровнике?
Ребенок: В коровнике живет корова.
Логопед: Что это?
Ребенок: Это хлев.
Логопед: Кто живет в хлеву?
Ребенок: В хлеву живет коза.
Логопед: Что здесь нарисовано?
Ребенок: Это свинарник.
Логопед: Кто живет в свинарнике?
Ребенок: В хлеву живет свинья.
Логопед: Что это?
Ребенок: Это дом.
Логопед: Кто живет в доме?
Ребенок: В хлеву живет кошка.
Логопед: Что это?
Ребенок: Это овчарня.
Логопед: Кто живет в овчарне?
Ребенок: В овчарне живет овца.
Логопед: Что здесь нарисовано?
Ребенок: Это крольчатник.
Логопед: Кто здесь живет?
Ребенок: Здесь живет кролик.
Логопед: Правильно, а теперь посмотрите, что лежит у вас в конвертах?
(В конвертах картинки животных)
Логопед: Даша кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке корова.
Логопед: Покажи Маше домик коровы. Приклей картинку коровы под картинкой домика (коровника). Антон, кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке свинья.
Логопед: Покажи Маше свинарник. Приклей картинку свинья под картинкой свинарника. Алена, кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке лошадь.
Логопед: Покажи Маше конюшню. Приклей картинку лошади под картинкой конюшни. Владик, кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке кролик.
Логопед: Покажи Маше домик кролика. Приклей картинку кролика под картинкой клетки. Правильно, молодец! Полина, кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке овца.
Логопед: Покажи Маше домик овцы. Приклей картинку овцы под картинкой овчарни. Умница! Тимофей, кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке коза.
Логопед: Покажи Маше домик козы. Приклей картинку козы под картинкой хлева. Дуся, кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке кошка.
Логопед: Покажи Маше домик кошки. Приклей картинку кошки под картинкой дома. Саша, кто изображен у тебя на картинке?
Ребенок: У меня на картинке собака.
Логопед: Покажи Маше домик собаки. Приклей картинку собаки под картинкой конуры. Правильно, молодцы! Подойдите все ко мне. Мы по кругу будем передавать мяч, тот у кого в руках окажется мяч, тот громко доскажет словечко.
Физ. минутка.
(игра с мячом)
Жил был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
А взрослая собака.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан
В детстве был теленком.
Толстый увалень баран
Тоненьким ягненком.
Этот важный кот Пушок
Маленьким котенком.
(играем 2 раза)
Логопед: Садитесь на свои места. Навострите свои ушки и внимательно слушайте.
Д/и «Угадай, кто кричит?»
(Включаю звук лошади)
Логопед: Кто так кричит?
Ребенок: Так ржет (кричит) лошадь.
Логопед: ( А еще говорят, ржет лошадь)Правильно! (Ставлю на макет лошадь, кролик уже стоит) Слушайте дальше.
(Включаю звук коровы)
Логопед: Кто так кричит?
Ребенок: Так мычит корова.
Логопед: (Ставлю на макет корову).
(Включаю звук собаки)
Логопед: Кто так?
Ребенок: Так лает собака.
Логопед: Правильно. (Ставлю на макет собаку).
(Включаю звук кошки)
Логопед: Кто так кричит?
Ребенок: Так мяучит кошка.
Логопед: (Ставлю на макет кошку). Слушайте дальше.
(Включаю звук козы)
Логопед: А кто так кричит?
Ребенок: Так блеет коза.
Логопед: (Ставлю на макет козу).
(Включаю звук свиньи)
Логопед: А кто так кричит?
Ребенок: Так хрюкает свинья.
Логопед: (Ставлю на макет свинью).
(Включаю звук овцы)
Логопед: А кто так кричит?
Ребенок: Так блеет овца.
Логопед: Правильно, молодцы. (Ставлю на макет овцу). Вы все очень внимательно слушали. Посмотрите внимательно на стол.
(Раздаю контейнеры с цветными камешками, в которых спрятаны детеныши домашних животных).
Логопед: Что это?
Ребенок: Это коробочка.
Логопед: Откройте крышку и посмотрите, что там лежит?
Ребенок: Там камни.
Логопед: Потрогайте, какие интересные камушки. А теперь поищите руками, может, там ещё что-то есть. Алена ты кого нашла?
Ребенок: Я нашла щенка.
Логопед: К кому ты поставишь щенка?
Ребенок: Я поставлю щенка к собаке.
Логопед: Поставь. Даша, а ты кого нашла?
Ребенок: Я нашла котёнка.
Логопед: К кому ты поставишь котёнка?
Ребенок: Я поставлю котёнка к кошке.
Логопед: Поставь. Антош, а ты кого нашёл?
Ребенок: Я нашёл жеребёнка
Логопед: Антош, а кого нашел ты?
Ребенок: Я нашел жеребенка.
Логопед: А кого нашел Тимофей?
Ребенок: Я нашел поросенка.
Логопед: А Полина?
Ребенок: Я нашла козленка
Логопед: Дуся, а ты кого нашла?
Ребенок: Я нашла теленка
Логопед: Владик, а ты кого нашел?
Ребенок: Я нашел крольчонка.
Логопед: Ребята посмотрите, кто спрятался в контейнер у Маши?
Дети: В контейнере у Маши спрятался ягненок.
Логопед: Молодцы. Сейчас верните детенышей своим мамам.
(дети относят детенышей к животным)
Ребята, проверьте, вы правильно поставили малышей?
Дети: Да.
Логопед: Даша к кому ты поставила котенка?
Ребенок: Я поставила котёнка к кошке.
Логопед: Алена, а ты к кому поставила щенка?
Ребенок: Я поставила щенка к собаке.
Логопед: Антон, к кому ты поставил жеребенка?
Ребенок: Я поставил жеребенка к лошади.
Логопед: Тимофей, к кому ты поставил поросёнка?
Ребенок: Я поставил поросенка к свинье.
Логопед: Дуся, к кому ты поставила телёнка?
Ребенок: Я поставила теленка к корове.
Логопед: Полина, к кому ты поставила козленка?
Ребенок: Я поставила козленка к козе.
Логопед: Владик, к кому ты поставил крольчонка?
Ребенок: Я поставил крольчонка к крольчихе.
Логопед: Ребята, а вот Маша не знает к кому нужно поставить найденного им детеныша. Подскажите ей.
Дети: Ягненка нужно поставить к овце.
Логопед: Правильно, молодцы. Вы все просто отличные сыщики и хорошо справились с этим заданием. А теперь немного отдохнем. Подойдите все ко мне, встаньте в кружок. Взрослые животные раньше были кем?
Дети: Малышами, детенышами.
А сейчас мы расскажем и покажем Машеньке, кто что ест. На листе справа, у вас нарисованы животные, а слева их еда, корм. Вам нужно соединить линиями животных и их еду. Прежде чем приступить к выполнению задания, Машенька предлагает нам поиграть в игру. Приготовьте свои пальчики и повторяйте движения.
Пальчиковая гимнастка «Машина каша»
Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила. (руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам. (загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки)
Логопед: Приступайте к заданию. Проверяем. Что ест лошадь?
Ребенок: Лошадь ест овес, ячмень.
Логопед: Что ест корова?
Ребенок: Корова ест траву, сено.
Логопед: Что ест кошка?
Ребенок: Кошка ест рыбу, молоко
Логопед: Что ест кролик?
Ребенок: Кролик ест морковку, траву, капусту.
Логопед: Что ест собака?
Ребенок: Собака ест мясо, косточку.
Логопед: Молодцы! Маша рассказала мне, что очень любит рисовать и принесла нам несколько своих рисунков. Посмотрите на них.
(На слайдах появляются рисунки без некоторых деталей)
Ребята, мне кажется, что Маша забыла дорисовать некоторые части тела у этих животных. Подскажите Маше, чего не хватает у кошки?
Ребенок: У кошки не хватает усов.
Логопед: Правильно! (на слайде появляются усы) Чего не хватает у козы?
Ребенок: У козы не хватает рогов.
Логопед: Правильно! (на слайде появляются рога) Чего не хватает у собаки?
Ребенок: У собаки не хватает хвоста.
Логопед: Правильно! (на слайде появляется хвост) Чего не хватает у кролика?
Ребенок: У кролика не хватает ушей.
Логопед: Правильно, молодцы! Ребята, а теперь мы с вами вспомним, что мы рассказали Маше о домашних животных и чему её научили.
Дети: Учили ласково называть домашних животных, рассказали кто где живет и кто что ест ит.д.
Логопед: Молодцы. Маша решила вас поблагодарить за помощь и подарить вам подарок. Это раскраска о её приключениях. Ну что ж, а теперь нам пора прощаться с Машенькой, до свидания! (На этом наше занятие окончено).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....
Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) Неделя «Дикие животные и их детеныши готовятся к зиме» Тема: Приставочные глаголы. Согласование существительных с числительными 1, 2.
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
«Формирование общих речевых навыков на материале лексической темы «Животные жарких стран» у детей 6 – 7 лет с ОНР»
Конспект подгруппового логопедического занятия...
Тренинг для родителей " Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексическим темам"
Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместно...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».
Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
АННОТАЦИЯЗанятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей катег...