Тренинг для родителей " Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексическим темам"
тренажёр по логопедии (подготовительная группа) на тему
Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодняшнее наше мероприятие посвящено теме организации единого речевого пространства в семье и в детском саду.
Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но не одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чувствовавшими себя свободными и уверенными всегда и во всем, тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. По итогам анкетирования, которое было выборочно проведено среди родителей детей нашего детского сада, у них были выделены следующие затруднения по развитию речи детей:
- незнание речевых игр родителями;
- трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;
- узкий круг обсуждаемых тем с детьми;
- нехватка времени для совместной деятельности с детьми.
Поэтому наша встреча пройдёт под девизом: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь».Сейчас я Вам предложу игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее. Ведь для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами настроимся на работу, а потом поиграем. Активизация родителей Крикните громко и дружно, друзья, Деток вы любите нет или да? Пришли на встречу, сил совсем нет Вам лекции слушать хочется здесь? (нет) Я вас понимаю, как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам (да) Дайте мне тогда ответ Помочь откажетесь мне? (нет) Последнее спрошу у вас я Активными все будем? (да) "Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Логопед: Мышка, бывает какая? Родитель: Пушистая, маленькая, серая... Логопед: Что еще бывает пушистым? Родитель: Вата, облако, кошка... Логопед: Какая еще бывает кошка? Родитель: Рыжая, разноцветная, злая.. Логопед: Кто еще может быть злым? Родитель: Бага-Яга, собака, мама.. и т.д. "Семейная олимпиада"Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркийи желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа) Волшебная цепочка"
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна "Весёлые рифмы"
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - :. печка;
Трубы - : губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - :поклон;
Сапоги - :пироги и т. д.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Дополни предложение»
Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.
Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.
Например, исходное слово «солнце»...
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
"Назови три слова"
(активизация словаря)
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Кроме того упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами. Поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить несколько простых пальчиковых упражнений
Презентация Пальчиковая гимнастика»
Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке. Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)
Какие же приёмы можно использовать дома самостоятельно, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ,
щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными,
контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости.
Надуваем щеки.
С ними худые – лишь кожа да кости.
Втягиваем щеки.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.
Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.
Поцеловать они всех потянулись.
Губы тянутся «трубочкой».
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Снова широкая улыбка.
Чистили мы свои верхние зубы.
Широкий язык за верхними зубами.
Вправо и влево, внутри и снаружи.
Соответствующие движения широким языком.
С нижними зубками тоже мы дружим.
Повторение этих же движений в положении за нижними зубами.
Губы сожмем мы и рот пополощем.
Поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух.
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Одновременное надувание обеих щек с выпусканием воздуха через губы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Широкий язык лежит на нижней губе.
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.
Подуть на широкий язык.
Блинчик жуем, завернем и прикусим.
Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние
зубы.
Блинчик с вареньем малиновым вкусным.
Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Широкий язык загибаем кверху чашечкой.
На нос подули – мы чай остудили.
Подуть с «чашечки» вверх.
Чаю попили – никто не обижен.
«чашечка» двигается вперед-назад.
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
Кончик языка облизывает губы по кругу.
Бабушка шила, а котик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой.
Кончик языка зацепляем за нижние зубы и двигаем язык вперед-назад.
Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем.
Узкий язык вытянут вперед.
Бабушка швы на машинке строчила.
Узкий язык двигается вперед-назад.
И на зигзаг ее переключила.
Узкий язык двигается влево – вправо.
Петли иголкой она обметала.
Кончик языка описывает круг за губами.
Пуговки круглые попришивала.
Кончик языка упирается то в одну то в другую щеку, а палец пытается
втолкнуть его в рот.
Дедушка сделал для внуков качели.
Широкий язык ставить попеременно то за верхние, то за нижние зубы.
Все мы на них покачаться успели.
Широкий язык ставить то на верхнюю, то на нижнюю губы.
После качелей мы в прятки играли.
Широкий язык упирается под верхнюю губу.
Прятались на чердаке и в подвале.
Широкий язык – под нижнюю губу.
Дедушка скачет на лошади ловко.
Щелкаем языком.
Звонкие вязнут на глине подковки.
Цоканье на верхней губе.
Вот замедляет лошадка шажочки.
Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки.
Мы уезжаем – закончились гости.
Не менее важным для правильного звукопроизношения является развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.
Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба,
белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют
произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в
достаточной степени.
Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам
звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо
«кощка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и
неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать
определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных
трудностей, необходимо развивать у детей фонематический слух, учить их
слышать разницу между звуками.
Я предлагаю Вам несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.
ПУТАНИЦА
Игра для развития звукового различения.
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между
собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть
следующие шуточные предложения.
Всякая красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно
употребить вместо этих?
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
Игра для развития фонематического слуха.
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение
представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”.
Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово
своему соседу на ухо. Он повторяет услышанное на ухо следующему
участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово
”по телефону”.
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому
что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались
остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо
восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что
”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует
внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились
ребенком правильно.
СЛОВЕСНЫЙ ПОЕЗД
Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа
слов.
«Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому
одной и той же буквой.
Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово
называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например,
первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или
первый) – «ЧесноК» и т.д.
Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется,
участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова.
Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка. Для
детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только
те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи,
города, русские писатели и т.п.). Такая игра развивает не только словарь, но
также быстроту реакции и эрудицию.
АЗБУКА ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа
слов.
Игроки составляют предложения по алфавиту. Один участник придумывает
предложение, первое слово в котором начинается на букву А, второй игрок
составляет предложение на букву Б, третий – на В и так дальше. Эта игра
тоже обогащает активный словарь ребенка и развивает умение быстро
составлять предложения с ключевым словом.
Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в которых есть один и тот же звук:
шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих
словах.
Дидактическая игра «Подумай, не торопись»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, лава, ландыш…).
- Вспомни название птиц, в котором есть последний звук слова «сыр»
(грач, скворец, журавель, дрозд, ворона, сорока…).
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [м], а последний [а] (малина, машина, мина, Маша, Мира, мыла, муха, мама, манка, Миша…).
- Назови предмет в комнате с заданным звуком
Развитие внимания
Познание окружающего мира, процесс учения невозможен без такого
качества, как внимание, умения ребёнка быть внимательным. У детей с
речевыми трудностями внимание, как правило, развито недостаточно, и,
прежде всего, внимание слуховое. Они невнимательны к звукам речи, смыслу
слов. Очень часто это обусловлено у детей отсутствием необходимого опыта.
Поэтому, говоря о развитии речи детей, коррекции речевых нарушений,
нельзя забывать о развитии внимания, и зрительного, и слухового.
Следующие игры направлены на совершенствование именно этих
способностей.
Дидактическая игра «Послушай и повтори»
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым,
ритмичные удары палочкой по столу (хлопки в ладоши, удары бубна и т. д.).
Дидактическая игра «Хлоп, шлеп, топ»
Дидактическая игра «Пожалуйста»
Взрослый задает команды, а дети выполняют только те из них, которые
сопровождаются словом "пожалуйста". Если взрослый не скажет
"пожалуйста", заданное действие не выполняется. Тот, кто ошибется,
выбывает из игры.
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Наклоните голову, пожалуйста.
- Попрыгайте на правой ноге.
- А теперь на левой, пожалуйста.
- Садитесь.
- Сядьте, пожалуйста.
Формирование навыков связной речи.
Я уже упоминала о том, что речь – это реальный показатель того, как человек
думает.
Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи.
Связная речь-это смысловое развернутое высказывание.
Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их
обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он
сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся
слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной
речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.
Игра«Разложи картинки»
Цель:выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных
действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду;
мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия
персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко
видны начало и конец действия.
«Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки
предметов и расширяя их. Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описатьих.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный
хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У
зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его
основные признаки, описание.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Взрослый сообщает:
он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков
знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку
найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с
ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок
желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы
длинный хвост и рыжая шубка.
Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?
- Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать
предложениями.
- Читайте художественные произведения.
- Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку
рассказать их самому.
- Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит
оттого, как говорят окружающие его взрослые.
В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам,
логопедам, воспитателям не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы
сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.
Рефлексия
Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…япопробую… меня удивило…
А сейчас у Вас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
А сейчас я вам предлагаю просмотреть фильм о великой силе воспитания
Презентация 10 заповедей для родителей
В заключении нашей встречи мы хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго! Успехов и терпения!
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 3-4 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько.
Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.
Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,
так стоит ли идти в логопедическую группу?
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.
Станет ли мой ребёнок "как все"?
Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.
Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности коррекционной работы по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...
конспект "Виды работы по закреплению правильного употребления падежных конструкций существительных."
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей старшего возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Виды работы по закреплению правильного употребления падежных конструкций существи...
Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексической теме "Домашние животные и их детеныши"
Конспект НОД с детьми старшей группы на логопункте....
Комплект презентаций по формированию правильного употребления предлога НА у дошкольников с ОНР
Основной контингент логопедических групп на сегодняшний день составляют дети с общим недоразвитием речи. Одними из самых часто встречающихся ошибок у детей с ОНР являются ошибки при употреблении предл...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».
Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...
Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.
Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи....
Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных
Пособие посвящено описанию, диагностике и коррекции одной из наиболее распространенных форм аграмматизма у детей с экспрессивной алалией и задержкой языкового развития...