Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р по лексической теме «Цветы».
план-конспект занятия по логопедии

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Цель занятия: автоматизация звука Р.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука  Р по лексической теме «Цветы».

Цель занятия: автоматизация звука Р.

Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: учить детей правильному произношению звука [р].
2. Коррекционно  – развивающие: развитие  точных движений языка (вибрация его кончика), усовершенствование фонематического восприятия.
3. Коррекционно – воспитательные:  воспитывать у детей усидчивость, произвольное внимание, познавательную активность.

Оборудование: лопатка, лейка, зеркала, вата, профиль артикуляции звука [р], игрушечная собака, картонные кружки синего цвета, предметные картинки (различные цветы, кость, девочка смеется и плачет), карточки с буквой Р и слогами РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Ход занятия:

1. Организационный момент: 
Логопед: Представьте, что вы маленькие зернышки, а я садовник. Сядьте на корточки и сожмитесь в комочек.  (Дети садятся на корточки, поджимают голову к коленям).
Логопед: Наступила весна, я возьму лопатку и закопаю вас в землю, чтобы из вас выросли красивые цветочки. (Логопед имитирует копание земли).
Логопед: Каждый день я буду поливать вас водичкой, а солнышко будет прогревать землю.  (Логопед изображает полив над каждым ребенком).
Логопед: И, наконец, из земли показались росточки. Поднимите голову.
(Дети поднимают голову, сидят на корточках).
Логопед: Наступило лето, и вы с каждым днём растете всё выше и выше, тянетесь ручками-листочками к солнышку. (Дети постепенно встают, тянуться руками вверх).

2. Артикуляционная зарядка:

 Общие артикуляционные упражнения:
Логопед: Сейчас мы с вами сделаем упражнение, которое «очень вкусное», вы уже наверно догадались – это «Вкусное варенье»:
Ела Маша клубничное варенье и испачкала верхнюю губу. Маша вот так широким языком слизала варенье с верхней губы. Давайте сделаем также.
(Логопед слегка приоткрывает рот и широким передним краем языка,  делает движения сверху вниз, как бы облизывая верхнюю губу. Дети выполняют это упражнение).

Специальные артикуляционные упражнения:
Логопед: теперь попробуем «приклеить конфетку»:
Когда едят ириски, они могут приклеиваться к зубам, к небу. Давайте приклеим «к потолку» (к небу), как ириску, наш язычок.  (Логопед приклеивает широкую часть языка к твердому небу).
Теперь вы сделайте также.  (Дети выполняют это упражнение).

Логопед: «Покатаемся на лошадках»:
Когда лошадки едут по дороге, они цокают копытами вот так. (Логопед щелкает кончиком языка).
Логопед: Покажите мне, как лошадки цокают копытами.  (Дети щелкают кончиком языка).
Логопед: Теперь наши лошадки побежали быстрее, нужно быстрее щелкать языком.
(Логопед быстрее щелкает языком, дети повторяют за ним).

«Барабанщик»:
Логопед: Мой язычок захотел поиграть на барабане. Слышите:
(Логопед открывает рот и стучит кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]).
Вы тоже постучите языком за верхними зубами. (Дети выполняют упражнение).
А теперь давайте будем быстрее играть на барабане.
Логопед вместе с детьми убыстряют темп выполнения этого упражнения.

Упражнения по развитию силы выдоха:

«Помоги Маше» («Кто дальше загонит мяч?»):
Логопед: После обеда Маша пошла гулять и взяла собой 3 мяча, и они от неё укатились. Видите, как она горько плачет?  (Логопед показывает изображение девочки, которая плачет).
Логопед: Давайте ей поможем – я сдую мячик к Маше.
(Логопед делает улыбку, кладет широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдувает ватку на противоположный край стола, где установлена картинка).

Логопед: Теперь вы сдуйте ей остальные мячи так же, как и я. (Дети сдувают ватку к картинке).
Логопед: Смотрите, как рада Маша.  (Логопед показывает изображение смеющейся девочки).

3. Анализ артикуляции:

Логопед: Давайте посмотрим, как выглядят наши губки, зубки и язычок, когда мы произносим звук [р]. Я буду произносить слоги, а вы посмотрите, как выглядят мои губы, когда я начинаю говорить. (Логопед произносит [ра]-[ро]-[ру]-[ры]).

Логопед: Одинаково ли у меня открывался рот, когда я только начала говорить? (нет) Попробуйте сами сказать [ра]-[ру] и посмотрите в зеркало.  (Дети произносят [ра] - [ру])
Логопед: А у вас одинаково открывается рот? (нет) Сначала он как открывается? (широко). А потом ваши губки что делали? (вытягивались трубочкой) А теперь попробуйте сказать аа - уу. Видите, ваш ротик сначала тоже широко открывается, а потом губы вытягиваются трубочкой. Это значит, что при произнесении звука [р] наши губы и зубы заранее готовятся. Они занимают место для произнесения следующего звука. (Логопед показывает профиль звука [р]).
Логопед: Посмотрите, как выглядит наш язычок, когда мы говорим звук [р]. На что он похож? (на лодочку, на ковшик) Правильно, он прогибается. А его кончик достает до потолка. Попробуйте порычать р-р-р. Что делает язычок? (он шевелится)

Логопед: Правильно, он дрожит.  Теперь потрогайте горлышко. Чувствуете, оно тоже дрожит? (да).

Логопед:  Это значит, что звук [р]  звонкий. Порычите и приложите ладошку ко рту. Какой вы чувствуете воздух? (теплый)

Логопед: Правильно, а еще он колеблется, потому что язычок дрожит.

4. Закрепление изолированного звука: 
Логопед: Давайте представим, что вы собаки. Вы вместе гуляли и нашли одну косточку.
(Логопед кладет на стол изображение кости).
Логопед: Вы поссорились и стали ругаться. Покажите, как собачки сердятся.
(Дети рычат).
Логопед: Молодцы, теперь порычите, друг на друга, самая сердитая собака получит кость.  (Дети рычат).

5. Развитие фонематического слуха:
«Поймай звук»
Логопед: Я буду произносить звуки, а вы должны поймать звук [р], сожмите руку в кулачок, когда услышите это звук. Представьте, что вы ловите комарика.  (Логопед произносит а-р-к-и-р-т-о-у-р-р).
Логопед: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [р].
(Логопед произносит МА-РА-ДО-РО-ТЫ-РЫ-БУ-РУ-ПО).
Логопед: Котенок гулял в саду и нюхал только те цветочки, в названии которых есть звук [р]. Помогите ему – хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [р].
(Логопед произносит роза-мак-настурция-лилия-клевер-незабудка-астра-одуванчик-маргаритка-мать-и-мачеха-нарцисс, четко выговаривая звук [р] и показывает картинки соответствующих цветов).

6. Закрепление звука в слогах:
Логопед: Слоги Ра, Ро, Ру, Рэ, Ры пошли гулять в сад вместе со своим папой – звуком [р].
(Логопед показывает по очереди карточки с этими слогами).
Логопед: Вечером звук [р] стал звать всех домой, но слоги Ра и Ро убежали слишком далеко.  (Логопед убирает карточки с изображением слогов РА и РО).
Логопед: Помогите папе позвать своих детей, правильно называя их имена. Лена позови слог Ра. (Ребенок громко и отчетливо повторяет несколько раз ра-ра-ра).
Логопед: А ты Витя,  позови слог Ро.  (Ребенок громко и отчетливо повторяет несколько раз ро-ро-ро).
Логопед: Слоги услышали вас и прибежали к своей семье.  (Логопед достает карточки с изображением слогов РА и РО).

7. Закрепление звука в словах:
Логопед: Я прочитаю вам рассказ, только из него убежали некоторые слова. Я буду читать, а вы подсказывайте потерявшиеся слова: «Однажды мальчик, - давайте придумаем ему имя со звуком [р] (Рома) – пошел гулять в сад. Там росло много красивых цветов. Мальчик, - как его зовут? (Рома), - остановился возле клумбы, на которой растут красивые цветы - …
(Логопед показывает картинки с изображением роз и ромашек. Дети говорят: «Розы и ромашки»).
Логопед: Рома захотел сорвать их и только протянул … (руку), как они заплакали: «Мальчик, не трогай нас, пожалуйста. Мы можем подарить тебе чудесный … (подарок)». «Что же вы можете мне подарить?» - удивился … (Рома). И цветы ему ответили: «Если ты наклонишься поближе, то почувствуешь наш прекрасный … (аромат).

8 Итог урока:
Логопед: Итак, какой звук мы сегодня научились произносить? (звук [р]). Когда мы произносим этот звук, язычок поднят вверх и дрожит.

 Оценка работы детей.
Логопед хвалит всех детей, отмечает достижения каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».

Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Мебель».

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"

Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Домашние животные

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные   подготовилаучитель - логопедФадеева Я. А....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима»

В данной методической разработке предложено занятие по лексической теме "Зима" в подготовительной группе.  Здесь представлены :пальчиковая и гра, физминутка , задания на составление пре...