«Ласточка с весною в гости к нам летит»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx873.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  в старшей дошкольной группе

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Ласточка с весною в гости к нам летит»

В.В. Колесова

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Санкт-Петербург

2015

Цель: расширить знания детей о весне и перелётных птицах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию правильного физиологического дыхания;

- закреплять правильное произношение поставленных звуков в самостоятельной речи;

- способствовать нормализации мышечного тонуса с помощью проведения самомассажа;

- обеспечить развитие фонематического слуха (закреплять умение выделять звук из начала и конца слова);

- совершенствовать навыки фонематического и слогового анализа;

- обеспечить развитие слухового внимания и восприятия;

-  обеспечить развитие зрительно-пространственного гнозиса;

- способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

Образовательные:

- способствовать закреплению знаний о сезонных изменениях в природе;

- расширять, уточнять лексику по темам «Весна», «Перелётные птицы»;

- совершенствовать навыки суффиксального словообразования существительных (названия детенышей птиц).

Воспитательные:

- побуждать к активности, вызывать интерес к совместной деятельности;

- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания, согласно инструкции;

- пробудить чувство любови к природе и ее обитателям.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Материал:

- стаканчики с водой (6 шт.),

- коктейльные трубочки (6 шт.),

- индивидуальные зеркала (6 шт.),

- контейнеры с фасолью (6 шт.),

- коврики «Травка», обозначающие схему слова (6 шт.),

- шарики Су-джок (6 шт.),

- прищепки красного, синего и зеленого цветов (по 6 комплектов),

- массажный мяч (1 шт.);

- массажные коврики «Орто» синего, красного и зеленого цветов (6 шт.),

- массажные варежки (6 шт.),

- медали (6 шт.),

- макет-карта курса перелёта птиц с фишками (фотографии перелётных птиц, тучки с заданиями),

- проектор,

- ноутбук,

- презентация,

- музыкальный центр,

- записи музыкальных композиций (Штраус «Форель»,  Глинка «Жаворонок», Бах «Шутка)  и звуков природы («Ручей», «Шум ветра»).

Ход НОД

I.        Организационный этап.

Звучит музыка («Форель», Штраус). Дети входят в зал.

Логопед:  

Весна идёт сторонкой,

Да где ж она сама?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна …

                                            (А. Блок)

Звучит запись «Ручей».

Логопед: Что вы сейчас услышали?

Дети: Шум ручья (журчание ручейка).

II. Основной этап.

1. Дыхательная гимнастика.

Л: Давайте покажем, как журчит вода в ручье.

Дети  садятся за столы, берут трубочки, опускают их в стаканчики с водой и дуют.

Л: Как звонко журчит вода в ручейке, капельки воды разлетаются в стороны! В них можно увидеть своё отражение.

Логопед раздаёт детям индивидуальные зеркала (капельки).

2.         Самомассаж лица (элементы массажа Ауглина), артикуляционный самомассаж.

Логопед проговаривает стихи, дети выполняют соответствующие движения:  

Пальцы-лучики проснулись,

К нашим ушкам прикоснулись.

(Тянут мочки ушей вниз)

Солнышко проснулось,

К щёчкам прикоснулось.

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру щёк)

Солнышко проснулось,

К нашим глазкам прикоснулось.

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги вокруг глаз)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось.

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру лба и на подбородке)

Первые капели в полдень зазвенели,

Стал мороз весною слаб.

Снегу жарко: кап, кап, кап, кап.

(Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимают на точки: 1 – на переносице, 2 – на середине носовой кости, 3 – у края носовой кости, 4 – под ноздрями).

Самомассаж языка:

- Снег растаял, и образовались большие лужи (открывают рот, показывают широкий язык на нижней губе).

- Капель стучит по крыше (широкий язык на нижней губе,  произносят пя-пя-пя).

3. Дыхательная гимнастка по Стрельниковой.

Л: Наступила весна!

Весну радостно встречаем,

Свежий воздух мы вдыхаем!

(Давайте встанем и подышим)

Вдох-вдох-вдох-вдох,

Весной пахнет, ох-ох!

(Голову держать прямо)

Дует, дует ветерок.

Через запад на Восток,

Вдох-вдох-вдох-вдох,

Весной пахнет, ох-ох!

(Повороты головы влево-вправо)

Ветер поддувает,

Деревце качает.

Мы головками качаем,

Воздух носиком вдыхаем.

Вдох-вдох-вдох-вдох,

Весной пахнет, ох-ох!

(Наклоны головы к левому плечу, к правому плечу).

4. Создание проблемной игровой ситуации.

Звучит запись «Шум ветра».

Л: Ребята, слышите? Ветер усилился, кажется, сюда кто-то летит.

Под музыку («Жаворонок», Глинка) влетает ласточка, садится на ковер, дрожит от холода.

Логопед: Ребята, кто это, вы узнали?  

Дети: Это ласточка.

Л: Бедняжка, она совсем замёрзла! Ребята, давайте поможем ей согреться, покажем ласточке, как можно погреть замёрзшие крылышки.

Дети дышат на ладошки, растирают их. Ласточка повторяет за детьми, согревается, встаёт, расправляя крылья.

Ласточка: Здравствуйте, ребята! Спасибо,  я немного согрелась!

Л: Здравствуй, милая  ласточка! Что с тобой случилось? Почему ты так рано к нам прилетела? Ведь ласточки прилетают самые последние, когда уже совсем тепло.

Ласточка: Злой ветер сбил птиц с курса, закрыл им путь-дорогу тучами, и они заблудились. Пришлось мне  лететь домой раньше, чтобы позвать на помощь. Ребята, пожалуйста, помогите птицам добраться до родного края.

Ласточка показывает детям макет-карту курса перелёта птиц.  На тучках написаны задания.

Л: Ребята, поможем нашим птичкам?

Дети: Да!

Л: Ласточка, ребята согласны помочь. Расскажи, что мы должны сделать для этого?

Ласточка: Вам нужно вспомнить названия перелётных птиц, и выполнить задания, которые написаны на тучках.

Л: Хорошо, думаю, что все вместе мы с этим справимся!

5. Определение места звука в слове.

Л: А вот и первая птица.

Логопед читает загадку.  На экране  появляется картинка:

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Кто это?

Дети: Грач.

Логопед берёт первую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется  на экране):

Место звука в словах вы найдите,

Грачу путь-дорогу скорей укажите.

Дети разуваются, и встают на коврики-схемы слова, определяя место звука в названиях перелётных птиц (начало, середина, конец).

Л: Найдите место звука Г в слове грач. Где находится звук И в слове журавли, К – ласточка, А – аист, У – утка, В – скворец, П – цапля.

6.  Пальчиковая гимнастика с использованием шариков Су-джок.

1) Найти шарики су-джок  в контейнерах с фасолью.

Логопед читает загадку. На экране  появляется вторая картинка:

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

Дети: Скворец.

Логопед берёт вторую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется  на экране):

Скворцу дорогу укажите:

То, что спрятано, найдите!

Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью, дети ищут в них шарики су-джок и прищепки.

Логопед: Что вы нашли? (ответы детей).

2) Пальчиковый самомассаж с использованием Су-джок.

Этот шарик непростой,

Он колючий, вот какой (берут шарики в руки)

Будем с шариком играть

И ладошки согревать (катают шарики по ладошкам произвольно)

Шарик я открыть хочу,

Шарик ручками кручу (открывают шарики, достают колечко).

На каждую строчку стиха  надевают колечко, прокатывая вниз и вверх, начиная с большого пальца правой руки:

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

7. Выделение звука из начала и конца слова.

Логопед читает загадку. На экране  появляется третья картинка:

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает.

Как ту птичку называют?

Дети: Жаворонок.

Логопед берёт третью тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется  на экране):

Звуки в словах назовите,

Жаворонку путь  освободите.

Выбрать  прищепку нужного цвета (красная, синяя или зелёная), прижать подушечку пальца, начиная с большого пальца правой руки.

Л: Какой вы слышите первый звук в слове Утка? Последний звук в слове аисТ, первый звук в слове Грач, последний звук в слове ласточкА, последний звук в слове гуСЬ.

8. Словообразование названий детенышей птиц. Игра с пупырчатым  мячом.

Логопед читает загадку. На экране  появляется четвертая картинка:

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает.

Д: Лебедь.

Логопед берёт четвертую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется  на экране):

Птенцов скорее назовите,

Путь лебедю освободите.

Логопед кидает  мяч каждому ребенку, называя птицу. Ребенок называет птенца, возвращая мяч.

У аиста – аистенок

У утки – утенок

У журавля – журавленок

У скворца – скворчонок

У гуся – гусенок

У грача – грачонок.

9. Подвижная игра «Ласточка и мошки». Массажные коврики.

Логопед читает загадку. На экране  появляется пятая картинка.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Д: Аист.

Логопед берёт пятую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется  на экране):

Пусть с ласточкой игра начнётся,

И аист в дом к себе вернётся.

Логопед: Милая ласточка, поиграй с нами, пожалуйста! Ты любишь охотиться за мошками? Сейчас наши ребята превратятся в мошек, а ты попытаешься их поймать.

На одной ножке повернись,

В мошку быстро превратись!

Игра:

Мошки летают,

Ласточку не замечают!

Мошки (дети)  бегают вокруг ковриков  под музыку («Шутка», Бах). Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании музыки  ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!»

Дети занимают места на ковриках. Того, кто не успел встать на коврик, ловит ласточка. Игра повторяется 3-4 раза.

Л:  Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, какого цвета коврик у каждого из вас под ногами. Какой звук мы обозначаем красным (синим, зелёным) цветом? Назови любой гласный (твёрдый согласный, мягкий согласный) звук.

10. Определение количества слогов в слове.

Логопед читает загадку. На экране  появляется шестая картинка.

Кто без рук и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

Дети: Соловей.

Логопед берёт шестую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется  на экране):

Количество слогов назовите скорей,

И в  родные края прилетит соловей.

Дети надевают на руку массажную перчатку, называют слово, хлопая на каждый слог.

Л: Наденьте варежку на левую руку.

А-ист, лас-точ-ка, ут-ка, гусь,  жа-во-ро-нок.

Л: Наденьте варежку на правую руку.

Жу-равль, цап-ля, скво-рец, грач, со-ло-вей, стриж.

III. Итог.

1. Упражнение «Лабиринт».        

Ласточка приглашает детей пройти к макету.

Ласточка: Ребята, посмотрите, путь для птиц свободен, выразогнали все тучи, молодцы! Теперь птицы могут вернуться в родные края.  

Логопед: Но какой запутанный у птиц маршрут! Ребята, давайте поможем каждой птичке выбрать нужный путь.

Дети по очереди передвигают фигурки птиц по лабиринту.

2. Обобщение.

- Что больше всего понравилось?

- Какое задание было самым трудным?

- Что удивило?

3. Оценка и вручение медалей.

Приложение

Раздаточный материал

Стаканчики с водой, трубочки                               Зеркала

I:\DCIM\100MSDCF\DSC06603.JPG     I:\DCIM\100MSDCF\DSC06599.JPG

Контейнер с фасолью, прищепки, шарик Су-джок

I:\DCIM\100MSDCF\DSC06594.JPG

      Массажные коврики «Орто»                           Коврик «Травка»

I:\DCIM\100MSDCF\DSC06595.JPG   I:\DCIM\100MSDCF\DSC06596.JPG

Массажные варежки                                                 Мяч

I:\DCIM\100MSDCF\DSC06597.JPG   I:\DCIM\100MSDCF\DSC06598.JPG

Демонстрационный материал

Макет-карта курса перелёта птиц с фишками

I:\DCIM\100MSDCF\DSC06588.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивное развлечение в средней группе "Ласточка с весною в сени к нам летит"

Стихи, загадки , физические упражнения, подвижные игры для поднятия этоционального настроения детей и побуждения их к выполнению физических действий....

«Ласточка с весною в сени к нам летит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе...

Конспект НОД по лепке «Ласточка с весною в сени к нам летит..»

Методическая разработка по лепке для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Ласточка с весною в сени к нам летит" по развитию зрительного восприятия

Конспект занятия "Ласточка с весною в сени к нам летит" по развитию зрительного восприятия (соц-бытовой ориентировке), для детей с нарушением зрения в средней группе....

Аппликация «Ласточка с весною в сени к нам летит»

Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности.Задачи:создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);создавать условия для развити...

"Ласточка с весною в гости к нам летит"

Подбор материала о маленькой птичке - ласточке: разновидность, стихи, загадки, приметы, легенды....