«Ласточка с весною в гости к нам летит»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 873.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Ласточка с весною в гости к нам летит»
В.В. Колесова
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Санкт-Петербург
2015
Цель: расширить знания детей о весне и перелётных птицах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию правильного физиологического дыхания;
- закреплять правильное произношение поставленных звуков в самостоятельной речи;
- способствовать нормализации мышечного тонуса с помощью проведения самомассажа;
- обеспечить развитие фонематического слуха (закреплять умение выделять звук из начала и конца слова);
- совершенствовать навыки фонематического и слогового анализа;
- обеспечить развитие слухового внимания и восприятия;
- обеспечить развитие зрительно-пространственного гнозиса;
- способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.
Образовательные:
- способствовать закреплению знаний о сезонных изменениях в природе;
- расширять, уточнять лексику по темам «Весна», «Перелётные птицы»;
- совершенствовать навыки суффиксального словообразования существительных (названия детенышей птиц).
Воспитательные:
- побуждать к активности, вызывать интерес к совместной деятельности;
- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания, согласно инструкции;
- пробудить чувство любови к природе и ее обитателям.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
Материал:
- стаканчики с водой (6 шт.),
- коктейльные трубочки (6 шт.),
- индивидуальные зеркала (6 шт.),
- контейнеры с фасолью (6 шт.),
- коврики «Травка», обозначающие схему слова (6 шт.),
- шарики Су-джок (6 шт.),
- прищепки красного, синего и зеленого цветов (по 6 комплектов),
- массажный мяч (1 шт.);
- массажные коврики «Орто» синего, красного и зеленого цветов (6 шт.),
- массажные варежки (6 шт.),
- медали (6 шт.),
- макет-карта курса перелёта птиц с фишками (фотографии перелётных птиц, тучки с заданиями),
- проектор,
- ноутбук,
- презентация,
- музыкальный центр,
- записи музыкальных композиций (Штраус «Форель», Глинка «Жаворонок», Бах «Шутка) и звуков природы («Ручей», «Шум ветра»).
Ход НОД
I. Организационный этап.
Звучит музыка («Форель», Штраус). Дети входят в зал.
Логопед:
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна …
(А. Блок)
Звучит запись «Ручей».
Логопед: Что вы сейчас услышали?
Дети: Шум ручья (журчание ручейка).
II. Основной этап.
1. Дыхательная гимнастика.
Л: Давайте покажем, как журчит вода в ручье.
Дети садятся за столы, берут трубочки, опускают их в стаканчики с водой и дуют.
Л: Как звонко журчит вода в ручейке, капельки воды разлетаются в стороны! В них можно увидеть своё отражение.
Логопед раздаёт детям индивидуальные зеркала (капельки).
2. Самомассаж лица (элементы массажа Ауглина), артикуляционный самомассаж.
Логопед проговаривает стихи, дети выполняют соответствующие движения:
Пальцы-лучики проснулись,
К нашим ушкам прикоснулись.
(Тянут мочки ушей вниз)
Солнышко проснулось,
К щёчкам прикоснулось.
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру щёк)
Солнышко проснулось,
К нашим глазкам прикоснулось.
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги вокруг глаз)
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось.
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру лба и на подбородке)
Первые капели в полдень зазвенели,
Стал мороз весною слаб.
Снегу жарко: кап, кап, кап, кап.
(Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимают на точки: 1 – на переносице, 2 – на середине носовой кости, 3 – у края носовой кости, 4 – под ноздрями).
Самомассаж языка:
- Снег растаял, и образовались большие лужи (открывают рот, показывают широкий язык на нижней губе).
- Капель стучит по крыше (широкий язык на нижней губе, произносят пя-пя-пя).
3. Дыхательная гимнастка по Стрельниковой.
Л: Наступила весна!
Весну радостно встречаем,
Свежий воздух мы вдыхаем!
(Давайте встанем и подышим)
Вдох-вдох-вдох-вдох,
Весной пахнет, ох-ох!
(Голову держать прямо)
Дует, дует ветерок.
Через запад на Восток,
Вдох-вдох-вдох-вдох,
Весной пахнет, ох-ох!
(Повороты головы влево-вправо)
Ветер поддувает,
Деревце качает.
Мы головками качаем,
Воздух носиком вдыхаем.
Вдох-вдох-вдох-вдох,
Весной пахнет, ох-ох!
(Наклоны головы к левому плечу, к правому плечу).
4. Создание проблемной игровой ситуации.
Звучит запись «Шум ветра».
Л: Ребята, слышите? Ветер усилился, кажется, сюда кто-то летит.
Под музыку («Жаворонок», Глинка) влетает ласточка, садится на ковер, дрожит от холода.
Логопед: Ребята, кто это, вы узнали?
Дети: Это ласточка.
Л: Бедняжка, она совсем замёрзла! Ребята, давайте поможем ей согреться, покажем ласточке, как можно погреть замёрзшие крылышки.
Дети дышат на ладошки, растирают их. Ласточка повторяет за детьми, согревается, встаёт, расправляя крылья.
Ласточка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, я немного согрелась!
Л: Здравствуй, милая ласточка! Что с тобой случилось? Почему ты так рано к нам прилетела? Ведь ласточки прилетают самые последние, когда уже совсем тепло.
Ласточка: Злой ветер сбил птиц с курса, закрыл им путь-дорогу тучами, и они заблудились. Пришлось мне лететь домой раньше, чтобы позвать на помощь. Ребята, пожалуйста, помогите птицам добраться до родного края.
Ласточка показывает детям макет-карту курса перелёта птиц. На тучках написаны задания.
Л: Ребята, поможем нашим птичкам?
Дети: Да!
Л: Ласточка, ребята согласны помочь. Расскажи, что мы должны сделать для этого?
Ласточка: Вам нужно вспомнить названия перелётных птиц, и выполнить задания, которые написаны на тучках.
Л: Хорошо, думаю, что все вместе мы с этим справимся!
5. Определение места звука в слове.
Л: А вот и первая птица.
Логопед читает загадку. На экране появляется картинка:
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Кто это?
Дети: Грач.
Логопед берёт первую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется на экране):
Место звука в словах вы найдите,
Грачу путь-дорогу скорей укажите.
Дети разуваются, и встают на коврики-схемы слова, определяя место звука в названиях перелётных птиц (начало, середина, конец).
Л: Найдите место звука Г в слове грач. Где находится звук И в слове журавли, К – ласточка, А – аист, У – утка, В – скворец, П – цапля.
6. Пальчиковая гимнастика с использованием шариков Су-джок.
1) Найти шарики су-джок в контейнерах с фасолью.
Логопед читает загадку. На экране появляется вторая картинка:
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
Дети: Скворец.
Логопед берёт вторую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется на экране):
Скворцу дорогу укажите:
То, что спрятано, найдите!
Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью, дети ищут в них шарики су-джок и прищепки.
Логопед: Что вы нашли? (ответы детей).
2) Пальчиковый самомассаж с использованием Су-джок.
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой (берут шарики в руки)
Будем с шариком играть
И ладошки согревать (катают шарики по ладошкам произвольно)
Шарик я открыть хочу,
Шарик ручками кручу (открывают шарики, достают колечко).
На каждую строчку стиха надевают колечко, прокатывая вниз и вверх, начиная с большого пальца правой руки:
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
7. Выделение звука из начала и конца слова.
Логопед читает загадку. На экране появляется третья картинка:
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает.
Как ту птичку называют?
Дети: Жаворонок.
Логопед берёт третью тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется на экране):
Звуки в словах назовите,
Жаворонку путь освободите.
Выбрать прищепку нужного цвета (красная, синяя или зелёная), прижать подушечку пальца, начиная с большого пальца правой руки.
Л: Какой вы слышите первый звук в слове Утка? Последний звук в слове аисТ, первый звук в слове Грач, последний звук в слове ласточкА, последний звук в слове гуСЬ.
8. Словообразование названий детенышей птиц. Игра с пупырчатым мячом.
Логопед читает загадку. На экране появляется четвертая картинка:
Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.
Д: Лебедь.
Логопед берёт четвертую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется на экране):
Птенцов скорее назовите,
Путь лебедю освободите.
Логопед кидает мяч каждому ребенку, называя птицу. Ребенок называет птенца, возвращая мяч.
У аиста – аистенок
У утки – утенок
У журавля – журавленок
У скворца – скворчонок
У гуся – гусенок
У грача – грачонок.
9. Подвижная игра «Ласточка и мошки». Массажные коврики.
Логопед читает загадку. На экране появляется пятая картинка.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Д: Аист.
Логопед берёт пятую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется на экране):
Пусть с ласточкой игра начнётся,
И аист в дом к себе вернётся.
Логопед: Милая ласточка, поиграй с нами, пожалуйста! Ты любишь охотиться за мошками? Сейчас наши ребята превратятся в мошек, а ты попытаешься их поймать.
На одной ножке повернись,
В мошку быстро превратись!
Игра:
Мошки летают,
Ласточку не замечают!
Мошки (дети) бегают вокруг ковриков под музыку («Шутка», Бах). Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании музыки ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!»
Дети занимают места на ковриках. Того, кто не успел встать на коврик, ловит ласточка. Игра повторяется 3-4 раза.
Л: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, какого цвета коврик у каждого из вас под ногами. Какой звук мы обозначаем красным (синим, зелёным) цветом? Назови любой гласный (твёрдый согласный, мягкий согласный) звук.
10. Определение количества слогов в слове.
Логопед читает загадку. На экране появляется шестая картинка.
Кто без рук и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Дети: Соловей.
Логопед берёт шестую тучку, читает задание, написанное на ней (дублируется на экране):
Количество слогов назовите скорей,
И в родные края прилетит соловей.
Дети надевают на руку массажную перчатку, называют слово, хлопая на каждый слог.
Л: Наденьте варежку на левую руку.
А-ист, лас-точ-ка, ут-ка, гусь, жа-во-ро-нок.
Л: Наденьте варежку на правую руку.
Жу-равль, цап-ля, скво-рец, грач, со-ло-вей, стриж.
III. Итог.
1. Упражнение «Лабиринт».
Ласточка приглашает детей пройти к макету.
Ласточка: Ребята, посмотрите, путь для птиц свободен, выразогнали все тучи, молодцы! Теперь птицы могут вернуться в родные края.
Логопед: Но какой запутанный у птиц маршрут! Ребята, давайте поможем каждой птичке выбрать нужный путь.
Дети по очереди передвигают фигурки птиц по лабиринту.
2. Обобщение.
- Что больше всего понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
- Что удивило?
3. Оценка и вручение медалей.
Приложение
Раздаточный материал
Стаканчики с водой, трубочки Зеркала
Контейнер с фасолью, прищепки, шарик Су-джок
Массажные коврики «Орто» Коврик «Травка»
Массажные варежки Мяч
Демонстрационный материал
Макет-карта курса перелёта птиц с фишками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивное развлечение в средней группе "Ласточка с весною в сени к нам летит"
Стихи, загадки , физические упражнения, подвижные игры для поднятия этоционального настроения детей и побуждения их к выполнению физических действий....
«Ласточка с весною в сени к нам летит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе...
Конспект НОД по лепке «Ласточка с весною в сени к нам летит..»
Методическая разработка по лепке для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия "Ласточка с весною в сени к нам летит" по развитию зрительного восприятия
Конспект занятия "Ласточка с весною в сени к нам летит" по развитию зрительного восприятия (соц-бытовой ориентировке), для детей с нарушением зрения в средней группе....
Аппликация «Ласточка с весною в сени к нам летит»
Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности.Задачи:создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);создавать условия для развити...
Занятие по развитию речи: "Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Для детей раннего возраста 2...
"Ласточка с весною в гости к нам летит"
Подбор материала о маленькой птичке - ласточке: разновидность, стихи, загадки, приметы, легенды....