Организация работы логопеда в условиях реабилитационного центра
статья по логопедии на тему

Статья содержит краткое описание логопедического взаимодействия с родителями, находящимися  вместе с детьми в реабилитационном отделении "Мать и дитя". Показан алгоритм, формы и виды логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В нашем реабилитационном центре уже несколько лет функционирует   отделение «Мать и дитя». Родители (мамы, папы, бабушки и дедушки) живут 21 день вместе с детьми, принимают участие в социально – педагогических мероприятиях. Исходя из этого, логопедическая помощь в этом отделении строится с учётом постоянного контакта с родителями.

Так как  прибывающие на реабилитацию дети имеют, в большинстве случаев, сложные речевые нарушения в сочетании с другими дефектами, логопедическая работа требует повышенных усилий.

В начале заезда логопед проводит диагностическое обследование, затем, совместно с другими педагогами, беседует с родителями и изучает анамнестические данные, консультирует воспитателя отделения по вопросам речевого развития детей.

Большое значение имеет наблюдение за общением мамы и  ребёнка, за поведением ребёнка во время игровых и режимных моментов.

Логопед в своей работе в этом отделении ставит следующие задачи:

  1. тщательно провести диагностику
  2. определить направления коррекционно-развивающей работы
  3. распланировать занятия таким образом, чтобы ребёнок получил максимальное количество логопедических услуг
  4. организовать работу с родителями: включить их в коррекционный процесс.

Стоит подробнее остановиться на взаимодействии с родителями.

Очень важно разъяснить родителям, что мы готовы работать с ними, но не вместо них. Здесь большую роль играют консультации, лекции и беседы, организованные как по запросам родителей, так и по инициативе логопеда.

Обучение основам реабилитации – неотъемлемая составляющая индивидуальной коррекционной работы. В процессе обучения родители учатся общаться с ребёнком, осваивают необходимые навыки, получают  полезную информацию. В это время логопеду важно разъяснить родителям, что крошечный успех ребёнка – это огромный результат их труда, что даже в очень тяжёлых случаях ребёнка можно чему-либо научить.

Клуб «Позитивное родительство» – форма взаимодействия логопеда с группой родителей, где логопед демонстрирует дидактические пособия и игры; рекомендует обучающую литературу; объясняет, как с их помощью можно развивать понимание обращённой речи, активизировать слуховое внимание и звукоподражание, автоматизировать приобретённые речевые навыки.

Желательно, чтобы родители присутствовали на занятиях, принимали в них участие, если это, конечно, не отвлекает ребёнка.

По окончании реабилитации необходимо определить и  распланировать с родителями направления работы, которая будет осуществляться  с ребёнком в домашних условиях.

Т.о., резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что логопед во многом определяет отношение родителей к дефекту у ребёнка, формирует позитивный настрой к преодолению трудностей, информирует и обучает.

Эффективность логопедической работы в отделении «Мать и дитя»  зависит от правильной организации коррекционного процесса, от максимального взаимодействия с родителями в процессе реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

"Досуговая деятельность детей в условиях реабилитационного центра" буклет

Данный буклет предназначен в помощь воспитателям, музыкальным руководителям детских учреждений, занимающимся воспитанием и развитием детей с ОВЗ....

Особенности логопедических занятий с неговорящими детьми в условиях реабилитационного центра

Данный материал отражает значимость ранней логопедической работы с детьми 1,5 - 3х лет, раскрывает цели и задачи коррекционного воздействия, в основе которого - тесное взаимодействие с родителями него...

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...

Ранняя абилитация детей с нарушениями слуха в условиях реабилитационного центра.

Основой коррекционной работы является опора на анализаторные системы ребенка, включая нарушенный слуховой анализатор. Фор­мирование речи как средства общения осуществляется в соответ­ствии с п...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...