Семинар-практикум для специалистов реабилитационного центра. Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.
статья по логопедии на тему
Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_bos_v_usloviyah_rts.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На современном этапе развития большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий приобретает первостепенное значение.
Актуальным является и поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма. Один из таких методов - метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.
Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.
Для коррекции речи может применяться метод БОС Логотерапевтический, с использованием такого физиологического параметра, как дыхательная аритмия сердца (далее – ДАС), по методу А.А. Сметанкина. ДАС отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечнососудистой системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений (далее – ЧСС) на вдохе и выдохе.
Программа «Кардио 2.1 Лого».
На каждого ребенка заведена индивидуальная карта, в которой содержатся все данные, а также графики и результаты обследования и наблюдения за динамикой состояния учащихся.
Также используются методические материалы, включающие упражнения для релаксации (методику расслабления, психогимнастику, гимнастику для глаз, словесное внушение при БОС – тренинге).
Нужно отметить, что программа «Cardio 2.1. Logo» содержит большую базу языкового материала, с помощью которого ведется работа над основными компонентами речи.
Для этого используются речевые сюжеты, заложенные в программе, преследующие свои коррекционные цели. Поэтому эти упражнения используются в соответствие разработанной методикой.
Ведется постоянный контроль физиологических параметров воспитанников, где каждому ребенку дается индивидуальная речевая нагрузка в зависимости от нарушений звукопроизношения.
Метод БОС дает возможность корректировать у дошкольников:
- заикание;
- логоневрозы;
- алалии, афазии;
- дисграфию, дислексию;
- ринолалию, ринофонию;
- расстройства фонации (на фоне парезов и параличей гортани);
- функциональные нарушения голоса;
- нарушение темпа речи;
- речевую тревогу;
- расстройства речи с нарушением слуха и зрения.
Также его применение весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. И в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.
Относительными противопоказаниями являются: возраст пациента младше 4-5 лет; повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения; острые инфекционные заболевания; грубые нарушения волевой сферы, интеллекта; тяжелые формы психических расстройств; выраженные эндокринные нарушения; наличие диафрагмальной грыжи, тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца.
После изучения контингента детей, посещающих РЦ, были определены следующие задачи кабинета БОС:
- формирование у детей нового типа дыхания;
- коррекция и нормализация речевого дыхания;
- автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
- развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
- снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма, усиление выносливости;
- социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости;
- предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов речи и поведения.
Занятия с применением мультимедийной компьютерной части проводятся индивидуально – два - три раза в неделю согласно диагнозу ребенка.
"Перспективное планирование оздоровительно-коррекционных занятий на тренажере БОС логотерапевтический" включает в себя несколько этапов:
- овладение техникой диафрагмально-релаксационного дыхания (дыхание животом; далее – ДРД), 2–3 занятия;
- формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 5–7 занятий;
- работа над основными компонентами речи, 4–5 занятий;
- формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи, 10–12 занятий;
- закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5–6 занятий.
Индивидуальные занятия проводятся согласно разработанному в начале курса коррекции индивидуально-дифференцированному плану работы.
В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. С ними проводится планомерная работа – консультации, беседы, открытые занятия. Специалист анализирует результаты коррекционного курса и обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в целом. Родителям предоставляют рекомендации по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.
Основными формами работы с родителями являются:
- проведение вводной беседы о методике БОС;
- раздача памяток с правилами дыхания ДРД;
- посильные задания на дом;
- приглашение родителей на занятия ребенка со специалистом БОС (не менее одного раза в неделю);
- совместное обсуждение результатов коррекции речи;
- предложение родителям вести "Дневник заикания", где ежедневно отмечаются примерное количество заиканий ребенка, а затем количество успешно снятых им речевых судорог при помощи метода ДРД;
- проведение тренингов, собраний, анкетирования.
Рассмотрев методику коррекции речи и функционального состояния, позволяет нам увидеть следующие результаты в начале коррекционного курса:
- диагностировались низкие показатели ДАС;
- графики наглядно демонстрируют кривую дыхания, ЧСС, ЧД.
- Дети испытывали высокую внутреннюю напряженность, повышенную тревожность и неудовлетворенность качеством речи.
- речь заикающихся детей сопровождалась нежелательными сопутствующими движениями, напряжением, судорогами, необоснованными паузами и повторами, расторможенностью и двигательными беспокойствами.
После прохождения курса по методу БОС:
- у многих формируется диафрагмальный тип дыхания;
- выработалась синхронность в работе дыхания и сердца;
- сократилась частота нарушений темпо-ритмической организации речи;
- ЧСС приблизилась к норме;
- выработался индивидуальный темп и ритм;
- уменьшилось количество запинок,
- расширился активный и пассивный словарь.
Апробировав данную методику и увидев положительную динамику, я заложила дальнейшую программу коррекции речи и функционального состояния дошкольников и школьников, страдающих заиканием.
Также в свою работу я активно включаю младших школьников с нарушениями устной и письменной речи.
Таким образом, практический опыт показывает, что внедрение современной развивающей технологии БОС ведет к положительным результатам коррекционной работы с детьми, имеющими речевые расстройства.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Применение метода БОС логотерапевтического специалистами центра.
Показания профилактические:
- Предупреждение нарушений голоса и речи;
- Предупреждение развития психосоматических заболеваний;
- Оздоровление организма в целом.
Также, для улучшения качества техники речи, повышения устойчивости к воздействиям стресса и психоэмоционального перенапряжения, связанным с высокими речевыми нагрузками, курс коррекции речи по методу БОС рекомендован:
- Специалистам голоса и речи
- Педагогам
- Диагностика.
Цель. Обследование пациента, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта и установления клинического диагноза.
Диагностическая процедура или контрольное обследование проводится в начале коррекционного курса для диагностики функционального состояния и речи пациента в покое и при речевых нагрузках, в течение курса и по его окончании для контроля динамики состояния пациента и оценки результативности проведенной работы.
- Обучение методу ДРД без БОС.
Методика обучения дыханию без усилий:
Пациент:
- Кладет руки на живот и грудь и наблюдает за их движениями.
- Кладет руки сбоку на талию, находит нижние ребра; давит к центру тела во время выдоха.
- Снимает руки во время вдоха. Представляет внутри живота воздушный шар, который раздувается и сжимается.
- Представляет, что нюхает розу, вдыхает очень медленно, чтобы насладиться запахом.
- Воображает, что воздух входит и выходит через ноги и ступни.
- Втягивает живот и расслабляет (выпячивает), потом повторяет быстрее.
- Поглаживает руки от плеч к кистям синхронно с выдохами.
- Шепчет «ХААА-ааа» во время выдоха.
- Расстегивает пояс и другие конструктивные детали одежды, которые мешают выпячиванию живота («синдром джинсовой моды»).
- Обучение методу ДРД с использованием метода БОС на примере сюжета «СТОЛБИК».
Цель. Формирование у пациента диафрагмально- релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.
Используемая литература:
- Вартанова Т.С. Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования.- СПб., 2003
- Вартанова Т.С., Сметанкин А.А. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации. – СПб., 2003
- Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи.- СПб., 2004
- Степанова Ю.Е., Степанова Г.М. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции.- СПб., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
"Досуговая деятельность детей в условиях реабилитационного центра" буклет
Данный буклет предназначен в помощь воспитателям, музыкальным руководителям детских учреждений, занимающимся воспитанием и развитием детей с ОВЗ....
Особенности логопедических занятий с неговорящими детьми в условиях реабилитационного центра
Данный материал отражает значимость ранней логопедической работы с детьми 1,5 - 3х лет, раскрывает цели и задачи коррекционного воздействия, в основе которого - тесное взаимодействие с родителями него...
Организация работы логопеда в условиях реабилитационного центра
Статья содержит краткое описание логопедического взаимодействия с родителями, находящимися вместе с детьми в реабилитационном отделении "Мать и дитя". Показан алгоритм, формы и виды логопедическ...
Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.
Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение «Комплексных верботональных занятий» д...
Ранняя абилитация детей с нарушениями слуха в условиях реабилитационного центра.
Основой коррекционной работы является опора на анализаторные системы ребенка, включая нарушенный слуховой анализатор. Формирование речи как средства общения осуществляется в соответствии с п...
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.
Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей ст...