Ранняя абилитация детей с нарушениями слуха в условиях реабилитационного центра.
статья по коррекционной педагогике на тему
Основой коррекционной работы является опора на анализаторные системы ребенка, включая нарушенный слуховой анализатор. Формирование речи как средства общения осуществляется в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями ребенка в ходе его деятельности совместно с взрослым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ранняя абилитация детей с нарушениями слуха в условиях реабилитационного центра.
Тяжелые поражения слуха, приводящие к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности ребенка встречаются достаточно часто. При этом в большинстве случаев имеет место нейросенсорная тугоухость или глухота. Помочь малышу могут лишь своевременно начатые коррекционные занятия.
В случае раннего начала коррекционной работы с ребенком с врожденной глухотой или тугоухостью мы можем говорить об абилитации. Абилитация - это процесс развития функции, которая не была сформирована у ребенка или взрослого из-за болезни или какой-то другой причины. Дети с врожденной глухотой и тугоухостью в отличие от позднооглохших людей не умели слышать, понимать речь и говорить из-за глухоты, поэтому мы формируем у них эти навыки.
Абилитация глухих и слабослышащих детей раннего возраста включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление или проведение операции кохлеарной имплантации), проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста. Необходимо отметить особую важность раннего и адекватного слухопротезирования, именно оно при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на 1-2 году жизни приблизить речевое и психическое развитие ребенка с нарушенным слухом к уровню развития слышащих сверстников. Основой коррекционной работы является опора на анализаторные системы ребенка, включая нарушенный слуховой анализатор. Формирование речи как средства общения осуществляется в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями ребенка в ходе его деятельности совместно с взрослым. В возрасте до 3 лет коррекционная работа в первую очередь предполагает правильную, рациональную организацию деятельности малыша в период его бодрствования. Педагогическое воздействие на ребенка оказывается в течение всего дня: во время кормления, одевания, прогулок, в ходе игры и т.д. Особое внимание уделяется специальным занятиям по формированию речи, развитию слуховосприятия и обучению произношению. Продолжительность занятий постепенно увеличивается от 5-7 минут в возрасте около года, до 10-15 минут к 2 годам. Учитывая возрастные особенности младенца, занятия с ним проводятся только дома. В нашем центре организуются индивидуальные консультации с родителями малышей до 1 года, в ходе которых мама получает обширную информацию по содержанию и форме занятий с ребенком, а так же имеет возможность ознакомиться с дидактическими пособиями, играми и методической литературой. С детьми старше 1 года домашнее обучение желательно сочетать с занятиями сурдопедагога и других специалистов. Такие занятия проводятся систематически 1-2 раза в неделю, если малыш живет недалеко от реабилитационного центра или периодически в течение 1 недели в месяц, если семья проживает в области. На занятиях ведется работа по следующим направлениям: познавательное развитие в процессе предметно-игровых действий, организация речевого общения с малышом, развитие речи, обучение грамоте, развитие неречевого и речевого слуха, формирование произношения. Родители получают консультацию специалиста по волнующим их вопросам, рекомендации по выполнению упражнений дома.
Маленького ребенка (до 3 лет) желательно воспитывать дома, только в этом случае обеспечивается постоянное, в течение всего дня, педагогическое воздействие на малыша. Вместе с тем важно учить ребенка общаться с другими детьми, включая и слышащих сверстников. С этой целью в нашем центре организованы групповые занятия, на которых проводятся различные развивающие и подвижные игры. Детки раннего возраста посещают также музыкальные занятия и занятия направленные на развитие двигательной сферы
Таким образом, в условиях нашего реабилитационного центра дети с недостатками слуха получают возможность ранней абилитации в наиболее полном объеме и имеют реальную возможность научиться понимать речь и говорить, как их нормальнослышащие сверстники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспита...
Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Семинар-практикум для специалистов реабилитационного центра. Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.
Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра....
Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение
На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...
Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.
Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение «Комплексных верботональных занятий» д...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...