НОД в старшей группе «Сундучок времени»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Попова Марина Геннадьевна

Занятие предназначено для детей старшей группы. Основная задача это развите речи, как следствие решаются задачи нравственного характера. Данное занятие сопровождается видеорядами. Но к сожалению презентация содержит большой объем, ее неудалось загрузить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte_rebyata.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе «Сундучок времени»

Цель: создавать условия для речевого развития детей

Задачи

Образовательные:

  • дать понятие о предметах старины и их назначении;
  • упражнять навыкам словоизменения;
  • упражнять в согласовании сущ. с числительным;;
  • закреплять умение выполнять звуковой анализ;

Воспитательные:

  • создавать условия для сотрудничества и взаимодействия;
  • воспитывать чувство эмпатии, желание придти на помощь;

Развивающие:

  • способствовать развитию слухового внимания;
  • способствовать развитию речи, памяти;
  • способствовать развитию мелкой моторики;

Оборудование: визуальные ряды, картинный материал, аудиозаписи, фишки красного, зеленого, синего цветов, свечи, шпагат, сундук, следы.

Ход:

Дети находятся в групповой комнате. Л: «Здравствуйте! Группу вашу я уже видела, покажите мне, что у вас еще есть в ДОУ». Заинтересовавшиеся дети (с разрешения воспитателя), ведут Л. к выходу, где уже заранее разложены маленькие следы. Возникают вопросы, совместное принятие решения – узнать чьи это следы и куда они ведут. Следы приводят в музыкальный зал. Л. Вместе с детьми заходят, видят гостей – здороваются, и продолжают движение по направлению следов,   которые, обрываются у экрана.

На экране заставка «Русская изба». Рассматриваем, обращаем внимание на предметы.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

«Кто же живет здесь? Никто не появляется. Возможно надо показать, что мы пришли сюда с добром. Для этого встанем в круг, назовем друг друга ласково по имени и пожелаем доброго дня. «Ириночка, добрый день». После последнего участника игры.

 Слайд  1 На экране появляется сказочный персонаж. «Кто такие.______ Я Кузьма «Добрый день Кузя». Кузя «Добрый день, да не добрый. Беда, беда огорчение._____      Сундучок свой потерял, а в нем сокровище. Беда, беда огорчение» Л: «Поможем Кузе найти сундучок» Что это за предмет такой сундук, для чего он служит? Ребята, а этот сундук предмет старинный или современный?

Л: «Поищем его среди предметов старины» (дети вытаскивают по одной картинке). Игра  Узнай предмет (Слайды)  «Послушайте,  о каком предмете изображенном  на ваших картинках идет речь» Дети отгадывают. Если нет, то с помощью Логопеда или других ребят.

Устройство для обогрева помещения и варки пищи.

емкость для приготовления пищи в печи Слайд2

плетеное изделие из прутьев служащее для переноски, хранения щелчок

  узкий половой коврик, плетеный или сшитый из разноцветных обрезков ткани  

деревянный крестьянский дом  

  укрепленная глубокая яма для получения воды

  четырехколесная повозка для перевозки грузов

плетеная обувь

  приспособление для простейших подсчетов  

металлический сосуд для кипячения воды с краном

Л: «Есть среди них сундук?.....

 Где же живет Кузя?   Слайд  «А в деревне один дом или ……» «Сколько домов »   Включить Звук Кузька  «Пять домов у нас в деревне, вижу избу» Л. «Раз так будем до пяти считать» Приметр,

потом Слайд «Вижу чугунок» Слайд «Вижу колодец»  Слайд «Вижу Лапоть» Слайд « Вижу Самовар»  Слайд «Вижу телегу» Слайд  «Вижу корзину». Дети выполняют прямой счет, согласуя числительное с существительным (одна телега, две телеги, три телеги, четыре телеги, пять телег), при этом шагая по кругу, а считая предметы, выполняют движение.

«Нашли ребята мы сундук?»  «Может, поищем его среди современных предметов» (кладем два комплекта картинок на стол )Игра «Найди пару»  «Возьмите картинку с  давним предметом, который вам попался сначала, подберите ему картинку с предметом который пришел ему на замену. Для этого разделитесь на две команды……. Назовите предмет, который был и предмет, который стал» «Была телега, стала машина»

«Нашли мы сундук?» …..  Слайд

Подвижная игра. Звучит музыка, появляется на экране картинка «Ярмарка». Л: «Мы все с вами работаем, работаем, а ведь надо и отдохнуть. В давние времена люди устраивали интересные развлечения, одним из них была ярмарка,  побываем на ней, а за одним и сундучок поищем. Здесь можно было купить разные угощения, предметы быта. А еще на ярмарке устраивали интересные игры. Для этого постройтесь в две шеренги напротив друг друга, , скрестите руки, и так соедините их с руками соседом справа и слева. Идем на встречу друг другу два шага, и кланяемся. Музыка звучит вы гуляете по одному на ярмарке, как только музыка остановиться соединяетесь в плетень, кланяетесь друг другу»  «Эх, и здесь сундучка нет!»

Л: «А это, еще что такое, похоже на подсказку, где искать нам сундучок» Игра «Дорога к сундучку»  (за столом). Л «Ребята, чтобы добраться до сундука, нам нужно пройти по  картинкам, названия которых начинаются с такого же звука, что и слово «Сундук»………. (звук С) Фишки какого цвета нам понадобятся (синие)»   Слайд проверяем. «Какая картинка в подсказке последняя, может она поможет найти нам сундучок?»  Дети находят картинку с изображением солнца, а за ней стоит сундук. Берем сундук и несем его Кузе.

Слайд

«Кузя нашли мы твой сундучок, только как нам его тебе передать?»  Кузя Красота то какая, он ведь он самый, доброе вы дело для меня сделали, помогли. Благодарю вас за это. Отдам ка, я вам его уж больно вы мне по нраву».  Щелчок Кузя уходит.   (На полу) Дети открывают сундук, а там свечи. «Зачем нужны были свечи людям в давние времена?»………… «А в  нашей жизни мы пользуемся свечами? Где?»……….. «Свеча нужна людям не только для освещения жилища. Слайд Свеча в храме это символ освещения дороги доброты, любви, веры к нашему сердцу. Недаром Кузьма говорил о сокровище.  Что сделать, чтобы эти свечи наполнились добротой?» ………….. «Я, завяжу веревочку вокруг свечи и буду думать о добром, хорошем, и тогда она и наполниться добрым светом. «Что бы не забыть, что это моя свеча, я напишу на ней свое имя, только карандаша здесь нет»

Как вы считаете, хорошо мы сделали, что Кузьме помогли? Пока мы искали сундучок, что – то новое интересное вы узнали для себя.

Самоанализ

Программное содержание соответствует возрасту детей.

В ходе занятия удовлетворялась потребность ребенка в двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминутка), рациональный выбор динамических поз во время занятия (сидя за столом, на ковре, стоя).

В течение занятия использовались разные приемы организации детей (работа малыми подгруппами,  индивидуальная, групповая). Осуществлялась интеграция в разных видах деятельности. Использовались игровые организационные моменты. Для того чтобы ввести в НОД, детям было предложено показать интересные места в их ДОУ, но когда выйдя из группы они увидели следы, было принято совместное решение узнать чьи они и куда ведут.  Выход из НОД был плавным переходом от одного вида деятельности в другой.

В ходе НОД были даны представления о предметах старины и их назначении. В заданиях «Назови ласково», «Посчитаем и узнаем», «Было стало» дети упражнялись в словоизменении и согласовании.

Задание «Дорога к сундучку»  предполагало закрепление умения выделять первый звук в слове, давать характеристику данному звуку с помощью фишки синего цвета.

В течение образовательной деятельности создавались условия для сотрудничества и взаимодействия посредством проблемных ситуаций (в некоторых заданиях раздаточный материал был не на каждого участника, что предполагало деление на группы или подгруппы, где детям предлагался выбор как действовать, где и с кем. Чувство эмпатии и желание придти на помощь Кузе, служило мотивационным моментом к деятельности. Задание «Узнай предмет» направленно на развитие слухового внимания. Развитие памяти предполагалось в задании на поиск карточки с предметом, который попался изначально.

Развитие речевой деятельности происходило в течение всего НОД. Детям не давались готовые ответы. С помощью наводящих вопросов или самостоятельно дети отвечали на поставленные вопросы. Этим подчеркивалась позиция совместной  деятельности педагога и детей. Задание «Завяжи веревочку»  было направленно на развитие мелкой моторики.

 Дети проявляли активную позицию в НОД. Сохранялся интерес и внимание детей на протяжении всей деятельности. Дети слушали и слышали объяснения педагога, справились с программным содержанием, тем самым решили задачи поставленные мотивационным моментом (Нашли сундук), и задачи поставленные педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра-викторина для детей старшей группы «Сундучок с сюрпризом»

Игра-викторина по русским народным сказкам для старших дошкольников...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ЗКР в старшей группе «Сундучок чудес».

Обучение образной речи. Работать над техникой речи. Активизировать мышцы языка, губ, щёк. Развивать речевое дыхание. Развивать мышление на материале описательных загадок. Развивать общую и мелкую мото...

Конспект игрового занятия в старшей группе "сундучок здоровья"

Цель:  -  формировать  у  детей  понятие  -  "здоровье"  человека,       развивать  желание  беречь  свое здоровье;     ...

Сценарий праздника 8 марта для старшей группы "Сундучок с праздником"

Сценарий предназначен для проведения праздника 8 марта в старшей или средней группах детского сада.Предполагается активное участие родителей в играз с детьми....

Конспект ОД в старшей группе «Сундучок от зимы»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи, грамматически правильной речи. Воспитывающие задачи: Воспитывать культуру общения детей, интерес к прир...

Интегрированное занятие в старшей группе "Сундучок чудес"

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сундучок чудес»

Конспект занятия п развитию речи для логопедической группы ДОУ...