"Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня"
статья по логопедии (старшая группа) на тему
«Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня»Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии со взрослым. В совместной деятельности ребёнок объясняется с другими людьми, вступает в контакт, получает информацию. Поэтому проблема поиска путей активизации общения приобретает социальную значимость, а в аспекте педагогического воздействия применительно к детям с общим недоразвитием речи, особую актуальность. Современный дошкольник должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномальных детей - детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня" | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня»
учитель-логопед Саттарова Лилия Ильгизаровна МАДОУ №314 города Казани
Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии со взрослым. В совместной деятельности ребёнок объясняется с другими людьми, вступает в контакт, получает информацию. Поэтому проблема поиска путей активизации общения приобретает социальную значимость, а в аспекте педагогического воздействия применительно к детям с общим недоразвитием речи, особую актуальность. Современный дошкольник должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномальных детей - детей с речевыми нарушениями.
Одним из таких нарушений является общее недоразвитие. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных компонентов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Проблема преодоления нарушений грамматического структурирования у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Надежды Сергеевны Жуковой [ 2], Розы Евгеньевны Левиной [ 3], Раисы Ивановны Лалаевой [4], Н.В. Серебряковой [4], Татьяны Борисовны Филичевой [5], Галины Васильевны Чиркиной [5] и др.
С учетом важности овладения ребенком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.
Исследование особенностей грамматического структурирования проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада»№ 314 Московского района города Казани с 15 по 25 сентября. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5 лет, имеющие заключение психолого- медико- педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (3 уровень) с различной структурой речевого нарушения. У трех детей - дизартрия, у шести детей – минимальные дизартрические расстройства, у одного ребенка – минимальное дизартрическое расстройство с двуязычием.
В процессе исследования изучались особенности грамматического структурирования речи детей экспериментальной группы. Применялась методика Акименко Валентины Михайловны« Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» [1].
Рассматривались особенности словоизменения и словообразования. По результатам обследования был определен уровень сформированности грамматического строя речи:
Высокий уровень- 3 балла
Средний уровень-2 балла
Низкий уровень-1 балл
Низкий уровень (от 4-8 баллов) - Ребенок не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
Средний уровень (от 9-13баллов) - Грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительными, прилагательным, образовывать названия детенышей
Высокий уровень (от14-18 баллов) Грамматический строй соответствует возрастной норме. Ребенок безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные и приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
В результате полученных данных было выявлено, что
у троих детей – низкий уровень выполнения заданий на словоизменение,
у семи детей – средний уровень выполнения заданий на словоизменение.
У восьми детей – низкий уровень выполнения заданий на словообразование, у двоих детей – средний уровень .
Логопедическая работа по преодолению нарушений грамматического структурирования включает в себя три этапа с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.
На первом этапе проводится работа по формированию словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием на невербальном уровне.
На втором этапе отрабатываются следующие формы словообразования:
образование:
прилагательных от существительных по плану
притяжательных прилагательных
качественных прилагательных;
относительных прилагательных
возвратных глаголов;
дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
На третьем этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в–; вы–; при–; от–; у–; пере-).
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Для преодоления нарушений грамматического структурирования нами были проведены также и игры.
С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование, которое длилось с 15.05.2012 года по 25.05.2012 года.
В таблице №1 представлена позитивная динамика развития грамматического строя речи.
Таблица № 1
Сравнительный анализ полученных данных
№ п/п | Исследование грамматического стороя речи | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
1. | Словоизменение | 0% | 60% | 70% | 30% | 30% | 10% |
2. | Словообразование | 0% | 20% | 20% | 50% | 80% | 30% |
В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения логопедического обследования, коррекционного обучения, было выявлено, что уровень сформированности состояния грамматического структурирования повысился. В результате полученных данных было выявлено, что у шести детей – высокий уровень выполнения заданий на словоизменение, у троих детей – средний, у одного ребенка – низкий. У двоих детей – высокий уровень выполнения заданий на словообразование, у пятерых детей – средний уровень, а у троих детей – низкий уровень.
Сравнительный анализ полученных данных показал, что при выполнении заданий на словоизменение в начале года высокого уровня не было ни у одного ребенка, а в конце года стало у шести детей. Если средний уровень в начале был у семи детей . то в конце остался у трех детей. Если в начале низкий уровень был у трех детей, то в конце остался только у одного ребенка.
При выполнении заданий на словообразование в начале года высокого уровня не было ни у одного ребенка, а в конце года стало у двух детей. Если средний уровень в начале года был у двух детей. то к концу года стал у пяти детей. Если в начале низкий уровень был у восьми детей, то к концу года остался только у троих детей.
Диаграмма полученных данных на начало года
Диаграмма полученных данных на конец года
Настоящим исследованием проблема не может считаться законченной. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением особенностей грамматического структурирования и совершенствованием методов и приемов работы с целью наибольшей ее эффективности.
Список литературы:
1.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011.
2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 1998.
3. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.: Просвещение, Просвещение, 1968.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников СПб СОЮЗ, 1999
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»
Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....
Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
Окружающая среда оказывает огромное влияние на развитие дошкольника.Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом развитии, большая часть информации, поступающей из окружающей его среды, является нед...
Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способ...
Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...
Особенности грамматического строя у дошкольников с ТНР по уровням речевого развития
Особенности грамматического строя у детей-логопатов по уровням речевого развития.Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколе...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...