Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии на тему

Михайлова Мария Валерьевна

Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.

В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых на мой взгляд является наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_mod.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”.
                                                                                         К.Д. Ушинский

К огромному сожалению, мы отмечаем, что из года в год возрастает число детей с «отягощенными» диагнозами: это дети с задержкой психического развития, с «дефицитом» внимания, синдромом двигательной расторможенности, соматически ослабленные дети, т.е. мультипроблемные дети. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной среды, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Все это заставляет меня как педагога находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования.

Практика моей работы, позволяет отметить особые затруднения, которые испытывают дети с онр в актуализации словаря и грамматическом конструировании речи. Учитывая, что слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и имеет звуковую форму, я осуществляю коррекционную работу в единстве всех компонентов языковой системы.

Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.

В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых на мой взгляд является наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В этом году я набрала среднюю группу. Обследованием были охвачены 12 детей, из которых 11 человек имеют заключение ОНР (II ур.р.р.), 1 чел. – ОНР (I ур.р.р.).

Обследование проходило c 01.09.2017 года по 15.09.2017 года и 9.01 – 15.01.2018 год. Для этого были использованы методики, разработанные Н. В. Нищевой.

Состояние грамматического строя речи детей обобщены в виде диаграммы:

Сентябрь 58% низкий, 42% средний;

Январь 33% низкий, 67% средний.

Свою коррекционно-логопедическую работу я спланировала с учетом проведенного обследования.

Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности считаю является более современным подходом в образовании. Наряду с классическими авторами, которые занимались моделированием, так же изучила работу новых авторов. 

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Одним из средств, повышающих эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ, является метод наглядного моделирования.

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми и легко «стряхивается» с наглядной модели в зависимости от предъявленной речевой инструкции логопеда.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.  

Цель: представление изучаемого материала с целью закрепления его детьми в системной, доступной обработке.

        Задачи:

  • формировать грамматический строй;
  • развивать психические процессы (память, внимание, мышление);
  • развивать пространственную организацию.

Наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования.

Символы могут располагаться как в виде таблицы, так и на карточках, наклеенных (вставленных) на кубик или выкладываться по отдельности в центре пособия. Набор схем позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного коренного слова. Схема подсказывает направление мысли, а необходимые слова ребенок подбирает самостоятельно (либо с помощью логопеда).

Работа с таблицей рисунков-символов помогает развивать у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парагматических отношений между единицами одного семантического поля.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс.

Данные модели не привязаны:

  • к одной - единственной инструкции; лексической теме; грамматической категории.         

Они направлены:

  • на систематическое; многократное повторение речевого материала.

В речевые игры наглядные модели включаются постепенно. Детям дается понятие: слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Вводятся карточки-символы для определения словоизменения существительных.

Речевые игры-упражнения, на основе наглядного моделирования, проводятся с последующим усложнением: сначала отрабатываются отдельные слова при помощи предметов, предметных картинок, на основе наглядных карточек-символов; постепенно усложняются грамматические формы на уровне словосочетания, предложения с добавлением 2-3 наглядных моделей для согласования разных частей речи в роде, числе, падеже, принадлежности времени глаголов и т.д.

Конечно же в полном объеме мне еще рано говорить, но я решила раздробить на формирование отдельных компонентов.

В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-развивающих задач:

Образование множественного числа существительного в именительном и родительном падеже. («Лото», «Один-много» - Я назову один предмет, а ты назови несколько предметов и т.д.)

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. («Назови ласково», «Договори слово», «Гномы великаны», «Мебель для мишутки» - Я назову настоящую, большую мебель, назови игрушечную, маленькую мебель.
Большой шкаф – маленький шкафчик).

Образование форм родительного падежа множественного числа существительных. («Чего не стало?», «Что без чего?» Если у стола нет ножки - стол без ножки, «Кого нет?», «Два, пять», «Много чего?»)

Образование личных местоимений и согласование их с прилагательными в роде.

(«Чудесный мешочек», «Жадина» мой стол, моя тумбочка, мое кресло, «Чье, чье, не мое»)

Согласование в роде качественных прилагательных с существительными. («Назови цвет», «Назови форму», «Подбери признак», «Чудесный мешочек», «Лото», «Из чего»)

Учить понимать и правильно употреблять предлоги с пространственным значением. («Прятки», «Спрячь мячик» и т.п.)

При обучении детей употреблению глагола мы в начале показываем детям картинку с обозначением героев, а затем карточку с двумя линиями.

Согласование в роде существительного и глагола прошедшего времени. («Теремок», «Что делал? делали? делала?»)

Учить образовывать глаголы по звукоподражанию. («Чей голос? Что делает?»)

Учить образованию глаголов от имени существительного. («Оркестр», «Что делает?»)

Образование глаголов повелительного наклонения. («Командир», «Прикажи», «Мишка командует»)

Учить подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы. («Наоборот», «Подходит-не подходит», «Маятник»)

Учить образовывать формы множественного числа глаголов. («Катины помощники»)

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико-грамматических трудностей. Трудности грамматики занимают особое место в структуре речевого дефекта, требует от ребенка большого внимания, усилий. Данный этап коррекционной работы относительно долог в усвоении. Решению данных актуальных вопросов на мой взгляд способствует многофункциональное наглядно-дидактическое пособие по развитию речевых коммуникаций «Речевой куб» или «Логокуб».

Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. На каждой грани расположены прозрачные кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал (картинки). Дети имеют возможность опираться в своих высказываниях на карточки-символы и картинки, зрительные опоры напоминают правильный ответ - это помогает детям строить свое речевое высказывание. 

Данные игры проводятся индивидуально и с подгруппой.

К основным приемам НОД, в работе на «Логокубе» относятся: образец, объяснение, повторение, пример правильной речи ребенка, употребление сопряженной речи (за ней отраженной), исправление, подсказка и др. Именно при повторении помогают наглядные модели – как подсказки для детей. Карточки-символы составляют основу пособия «Логокуб». Вращая куб, дети могут выбрать игру-упражнение по желанию. 

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений при решении разных лексико-грамматических задач:

Например:

1 вариант: Игра «Один и не один».

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в именительном падеже. Инструкция логопеда: «Я буду называть один предмет, а вы не один.» (Машина - … машины, дом - …дома, дерево - … деревья.) Либо: «Я назову слово, а вы построите «цепочку»: один и не один» - (глаз…глаз - глаза, рот…рот - рты, рука…рука - руки)

2 вариант: Игра «Один – много».

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в родительном падеже. Инструкция логопеда: «Я буду называть один предмет, а вы – много таких же предметов: стол -…столы, стул - … стулья». (Либо «цепочку» слов: стол – столы, стул – стулья).

3 вариант: Игра «Слово – слова – много слов» или «Одно – все – много».

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах. Инструкция логопеда: «Я назову словом один предмет, а вы составите «цепочку» слов про один предмет, про все предметы и про много предметов».

4 вариант: Игра «Я знаю 5 названий».

Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения. Инструкция логопеда: «Я знаю 5 названий…посуды (одежды, мебели, животных т.д.): угадайте их». Дети предлагают: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка… Либо: «Я что-то загадаю, а вы придумайте названия. Мебель…»

5 вариант: Игра «Во саду ли, в огороде…» по аналогии с предыдущим вариантом по темам «Овощи – фрукты», «Сад – огород».

6 вариант: Игра «Кому что нужно?».

Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных членов предложения. Инструкция логопеда: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию и что нужно для работы человеку этой профессии».

7 вариант: Игра «Кто у кого?»

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».

Инструкция логопеда: «Я покажу (или назову) животное (указательный жест на кружок слева), а вы назовете его детенышей (обобщающий жест кружков справа).»

8 вариант: Игра «Назови маму».

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно - падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».  

Инструкция логопеда: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их маму».

9 вариант: Игра «Детеныш, детеныши, много детенышей».

Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах. Инструкция логопеда: «Я покажу (или назову) детеныша, а вы скажите про него, про всех и про многих детенышей («цепочка слов»).

Пособие Логокуб многофункционально и дает заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания. Так же речевой куб можно использовать с раннего дошкольного возраста для знакомства с органами артикуляции, для выполнения артикуляционных упражнений, для автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях, для совершенствования фонематического слуха, для развития словаря и формирования грамматического строя.

Введение наглядных моделей в процесс коррекционного обучения, позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции слов и предложений, описывать предметы, составлять рассказ. 

В перспективе расширение диапазона использования моделей (введение в работу по обучению грамоте, звуковому анализу слова, по синтаксическому составу предложения), углубление и усложнение содержания, дополнение новыми – вот перспективы их применения в дальнейшей работе с детьми с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...

Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством дидактических игр

На современном этапе наблюдается увеличение детей, поступающих в школу с речевыми нарушениями. А это препятствует формированию полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Поэто...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями

Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...