Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способности не только в образовательной, но и в самостоятельной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Окружающее пространство мы организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_razvivayushchey_sredy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
1 слайд: Окружающая среда оказывает огромное влияние на развитие дошкольника.
Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом развитии, большая часть информации, поступающей из окружающей его среды, является недоступной. Поэтому для успешного преодоления дошкольником с проблемами в обучении всех трудностей, в нашем детском саду обеспечена оптимальная организация - коррекционно-развивающего пространства.
2 слайд: Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способности не только в образовательной, но и в самостоятельной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Окружающее пространство мы организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
3 слайд: Следовательно, дети нуждаются в создании таких условий, при которых воздействие будет оказываться не только на речевое развитие - логопедизацию содержания среды, но и на психическое развитие. Это позволит реализовать коррекционное сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду, будет способствовать всестороннему гармоничному формированию личности дошкольников.
4 слайд: Наша работа была нацелена на такую организацию жизненного пространства, чтобы оно стимулировало активность ребенка, делало его творцом своего предметного окружения, творцом своей личности. При построении развивающей среды в группе нашего детского сада, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость – закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.
5 слайд : Большое внимание мы уделяем оформлению интерьера группы. Дети с ОНР чаще всего имеют сопутствующие нарушения, у них снижены все характеристики произвольного внимания. Поэтому в интерьере преобладают спокойные тона цветов, а важную информацию для детей стараемся выделить наиболее ярко, опираясь тем самым на сохранное непроизвольное внимание.
6 слайд: Среда группы удовлетворяет познавательные потребности детей. При этом её насыщение имеет коррекционную направленность. Так как, в нашей группе принят тематический подход к планированию образовательной работы, то соответственно среда группы каждую неделю насыщается новым материалом, который создает базу для развития интересов детей и решения специальных задач педагогов. С этой целью в логопедическом кабинете и группе были созданы речевые центры. У нас в речевом центре группы находятся картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.
7 слайд: Еженедельно в них появляются соответствующие изучаемой лексической теме объекты, например, при прохождении темы «Посуда» - её различные виды из всевозможного материала и назначения, книги, раскраски. Важно добавить, что в содержание всех зон группы по возможности материал подбирается с учётом темы.
8 слайд: Речевой центр является ведущим, где дети с удовольствием учатся правильному произношению звуков с воспитателем и играют в логопеда. Используем много нетрадиционных форм работы с детьми: «Массаж грецким орехом», игры с резинками, ленточками, крупой, водой, сказко-терапию.
9,10,11 слайд: Кроме речевого центра у нас в группе оформлены:
- центр науки и экспериментирования;
12 слайд: - книжная зона «Библиотека», театральный уголок;
13 слайд: - центр познавательных игр и математики;
14,15,16 слайд6 - центр сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа».
17 слайд: Естественной потребностью каждого дошкольника является игра. Поэтому наличие игрового центра обязательно в группе. Спецификой его в нашей группе является увеличение того или иного вида игрового материала, в зависимости от пройденной лексической темы. Для развития коллективных игр и потребности в общении со сверстником мы используем разнообразные материалы в нескольких экземплярах. Несомненно, это позволяет избежать множества конфликтов из-за определения, кто же будет играть первым.
18 слайд: Речь, постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старших группах делаем акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте, мы активно используем с детьми словесные игры, игры-драматизации, театрализованные игры. В театральном центре у нас представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра по нескольким хорошо знакомым детям сказкам.
19,20 слайд: В центре природы помещён различный природный материал, объёмные модели, фигурки животных и птиц, муляжи овощей и фруктов, что позволяет каждому ребёнку ощутить мягкость перышка, твёрдость камня и т.д.
21 слайд: Каждый из этих центров несет свои определенные задачи, имеет разное оснащение. Но цель общая:
- Качественное использование детьми речевых умений;
- Развитие интеллектуально-языковых взаимосвязей.
22 слайд: Таким образом, хотя мы и говорим о предметной среде, но стоит подчеркнуть, что самую главную роль в ней играет педагог. Его умение грамотно её организовать, привлечь внимание ребят на тот или иной объект, его признак, создать условия для взаимодействия и сотрудничества, взаимообучения детей.
23 слайд: Так же на участке детского сада, разнообразные виды растений, оборудование, материалы для труда и т.д., в комплексе с другими компонентами среды создадут самые благоприятные условия для развития детей и коррекции их речи.
24 слайд: Наш опыт работы убедительно доказывает, что стойкость, положительность результатов достигается только при наличии единого коррекционно-развивающего пространства и в том случае, если все – учитель-логопед, воспитатели, работники детского сада и родители – станут действовать согласованно.
25 слайд: Родители являются полноправными участниками создания коррекционно-развивающей среды. Они помогают в изготовлении многих дидактических игр и пособий, совместно проводим праздники и развлечения.
Список литературы:
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону, 2008.
- Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе//Логопед. 2008.№1
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. СПб., 2002.
- Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». М.,2001.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2009.
- Соколова Е.В., Балашова Н.Ф. Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада// Логопед. 2008. №6
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»
Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ...
Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условия детского сада"
1) Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости в условиях детского сада2) Сравнительный анализ изменений ОДА выпускников СП "Д/с "Гномик"3) План-конспект занятия с детьми среднего дошкол...
Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
Окружающая среда оказывает огромное влияние на развитие дошкольника.Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом развитии, большая часть информации, поступающей из окружающей его среды, является нед...
Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейши...
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важ...