Консультация для специалистов ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей
план-конспект занятия по логопедии на тему

 

Консультация для специалистов ДОУ

"Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном развитии детей
с целью сохранения и укрепления
психического и физического здоровья детей"

 

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для специалистов ДОУ

Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном развитии детей
с целью сохранения и укрепления
психического и физического здоровья детей


      Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
    Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию.
C:\Users\Юлия\Desktop\картинки для презентаций\2\картинки\1_23_1330328403.jpg

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и такие оздоровительные, как:  
    1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
    2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каж  дого ребенка.
    3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные  возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
    4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

     На основании таких выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии. Понятно, что с дошкольниками возможно и необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, я каждое занятие начинаю и заканчиваю с элементарного «доброе утро», пропетого на ноте «ля». А для детей подготовительной группы уже обогащенного ре мажором. Пассивное слушание музыки можно менять с активным, а разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен хорошо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых складок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, с игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

В своей работе я использую много литературы:

- по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Элеменитарное воспитание», Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

- по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой.

- по психологии, дефектологии и логопедии.
Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и такие оздоровительные, как:

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
    • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
   • Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
   • Повышение уровня речевого развития детей;
   • Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
   • Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.

Артикуляционная гимнастика.
Основная цель её включения – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.
Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воз-действуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к цен-тру (от кистей рук к плечу и т.д.)
Проводя массаж определенных частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребенок разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.
Музыкотерапия.
Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание музыкального сопровождения, которое коррегирует психофизический статус детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапия проводится в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, пробуждают после дневного и ночного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельное музицирование детей в группе.

        Гавриленко Ю.А.

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12

ст. Каневская, Каневской район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности»

"Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности"...

Разнообразие методов и приемов, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей

Одной из главных задач детского сада является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольног...

«Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей»

laquo;Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей»...

Педсовет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Задачи:- расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменени...