Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну насекомых», дифференциация свистящих и шипящих звуков
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Кочкина Наталья Павловна

Тема: «Путешествие в страну насекомых»

Задачи: 

- Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков З-Ж

- Продолжать формировать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки [з]-[ж], элементарные навыки звукового анализа и синтеза.

- активизировать и обогатить словарный запас по лексической теме «Насекомые»

- развивать фонематические процессы, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_differentsiatsiya.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Вид образовательной деятельности: речевое развитие

Тема: «Путешествие в страну насекомых»

Задачи:  

- Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков З-Ж

- Продолжать формировать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки [з]-[ж], элементарные навыки звукового анализа и синтеза.

- активизировать и обогатить словарный запас по лексической теме «Насекомые»

- развивать фонематические процессы, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков [З], [Ж], выполнение заданий на развитие фонематического слуха, рассматривание иллюстраций с насекомыми

Оборудование:

- демонстрационный материал – звуки насекомых, иллюстрации с насекомыми, коврик ортодонт

       - раздаточный материал – зеркала, шарики, символы комара, жука


Этап ОД

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Вводная часть (мотивационный момент)

3 минуты

II.Организационный момент.

Здравствуй! Ой, ты слышишь какие-то звуки?

(Издается звук комара и жука)

А кто у нас жужжит и звенит из насекомых?

Посмотри на доску, кто же сегодня к нам в гости прилетел?  

А как мы можем назвать комара и жука одним словом?

А каких насекомых ты можешь назвать еще?

Насекомых на нашей планете очень много: больше, чем животных. Существуют вредные и полезные насекомые. Они хоть и маленькие, но очень нужны в природе.

- Скажи какую пользу приносят насекомые?

- Если насекомые исчезнут, то некому будет опылять растения, на растениях не появятся семена и плоды, у птиц не будет корма и они погибнут. Есть насекомые, которые поедают других насекомых-вредителей. Пчёлы дают человеку полезный мёд.

Комар и жук к нам прилетели сегодня не просто так, они хотят попасть в школу насекомых, но знаний им не хватает. Поможем им поступить в школу для насекомых?

А что для этого нужно сделать?

Для этого нам с тобой нужно решить ряд заданий, подготовленных другими насекомыми.

Ребенок здоровается, а потом прислушивается к звукам.

Отвечает на вопросы, поставленные педагогом.

Ребенок делает предположения.

Ребенок делает предположения.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Основная часть

         15 минут

Заключительная часть (рефлексия)

2 минуты

Для начала нам с тобой я предлагаю сделать зарядку насекомых.

  1. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно и чётко произносить все звуки необходимо подготовить речевые органы к работе, выполним артикуляционную гимнастику. Возьми, пожалуйста, зеркало.

Упражнение для щечных мышц «Гусеница»                       (Щёчки «надули-сдули» - 5 раз)

«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!                                                                                                                   Она много листьев съела и, конечно, потолстела».                

Упражнение для круговой мышцы рта и губ «Муха»         («Улыбка»-«Хоботок» - 5 раз)                                                                                                  

«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.                                                                                                         Муха села на цветок – будет чистить хоботок».  

Упражнение для мышц кончика языка «Бабочка»               («Качели» - 5 раз)

«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет -                                                                                                                                                        крылышками машет».                                                                

Упражнение для мышц языка «Шмель»                                («Вкусное варенье» - 5 раз)

«Если на цветок шмель сел - значит, он нектар там ел.                                                                                                А потом он всем сказал: «Очень вкусный был нектар!»  

Здорово!

  1. Дифференцирование правильного артикуляционного уклада звуков [з] и [ж].

А давай еще раз повторим, как жужжит жук? Произнеси.

Как звенит комарик? Произнеси.

Чем эти звуки похожи?

Чем отличаются эти звуки?

Произнеси эти звуки теперь перед зеркалом.

  1. Выделение из ряда звуков, слогов, слов со звуком  [з] и [ж].

 Первое задание у нас от мухи?  Какая она, опиши ее по размеру, цвету? Какую пользу или вред приносит?  

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».                                                                                                    - Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов, а подпрыгни – если услышишь звук [З], хлопни - [Ж].

Звуки: [к], [п], [з], [л], [ф], [ж], [н], [з], [д], [ж], [м], [р], [з], [т], [ж].

Слоги: жу — ла — ко — зо — пы — жи — ро — зо — су — зу.

Слова: зуб, стол, лыжи, зонт, жук, книга, цветы, жираф.     

  1. Дифференциация в слогах

Посмотри на рисунок от кого следующее задание? (бабочка) Опиши ее.  

Ты знаешь, что бабочка появилась из гусеницы. Гусеница превратилась в куколку, а затем появилась бабочка.

А задание следующие: я тебе буду произносить слоговые дорожки, а ты повторяешь за мной и выкладываешь шарики: зеленый – звук З, желтый – звук Ж. Если наша последовательность шариков совпала, то ты все выполнила правильно.

ЖА-ЗА-ЖА

ЗА-ЗА-ЖА

ЗА-ЗА – ЖА

  1. Игра «Собери слова».

А следующее задание от кого? (стрекоза)

«Собери слова, добавляя слоги, и назови какие слова получились»

за или жа: ко.., ро.., лу.., мимо.., ва..,

зы или жи: парово.., моро.., лу.., но..,

зу или жу: поло.., пока.., попол.., гля... .

6. Игра «Исправь ошибку».

Посмотри на доску. Кого ты видишь на доске?

Слушай задание от осы: «Я буду произносить слова, а ты должен сказать правильно звучит это слово или нет, если нет, то произнеси слово, тогда правильно».

(зук, жаяц, нозы, важа, жамок, луза, зуравль, зывот)

  1. Дифференциация в словах  

Посмотри на рисунок, кто там изобажен? (божья коровка)

Тебе нужно пойти по схеме до насекомьей школы, называя все слова. Если услышишь звук в слове Ж- оставим картинку жука, а если звук З – то комара.

Слова: жаба, замок, жук, ваза, ножи, коза, мимоза, жаба, змея

Я думаю, благодаря тебе комар и жук справились со всеми заданиями.

- Скажи, ты со всеми справился заданиями?

- Было ли тебе трудно?

- Что для тебя было самым сложным?

Ребенок смотрит в зеркало, выполняя артикуляционные упражнения

Ребенок жужжит и звенит.

Отвечает, чем эти звуки похожи и чем отличаются.

Ребенок произносит эти звуки поочередно, смотря в зеркало.

Ребенок смотрит на доску и отвечает на вопрос.

Ребенок выполняет заданные действия в соответствии с инструкцией, заданной педагогом.

Ребенок смотрит на рисунок и отвечает на вопросы.

Ребенок произносит звуки и выкладывает шарики в соответствии с заданной инструкцией

Ребенок смотрит на рисунок и отвечает на вопрос.

Ребенок подбирает слоги и называет правильные слова

Ребенок смотрит на доску, отвечает на вопрос.

Ребенок говорит слова правильно.

Ребенок берет схему и движется в пространстве в соответствии со схемой, обозначая правильно звуки.

Ребенок думает, размышляет и отвечает на вопросы.

Условия для развития речи, мыслительной активности, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Условия для ребенка от правильного выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Уважаемые родители и педагоги!Перед вами многовариантная игра, которая в интересной форме поможет:Развивать внимание, память и мышление вашего ребенка.Развивать и обогащать словарный запас и кру...

Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

В сборнике представлены подробные логопедические занятия по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Настоящее пособие может быть использован...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия....

Конспект логопедического занятия Путешествие в страну сказки

Конспект логопедического занятия Путешествие в страну сказки...

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну Грамотности»

Цель: подвести итоги коррекционной логопедической работы.Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить все звуки;-закрепить умения определ...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в Страну Зеркал"

Конспект логопедического занятия "Путешествие в Страну Зеркал"...

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну «Закония» подготовительная группа.

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну  «Закония» подготовительная группа....


 

Комментарии

Матвеева Юлия Юрьевна

Спасибо большое за интересную публикацию