Конспект логопедического занятия "Клуб знатоков"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бояркина Елена Александровна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Клуб знатоков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ»

Лямбирского муниципального района» РМ

«КЛУБ ЗНАТОКОВ»

Логопедическое занятие

 в подготовительной группе компенсирующей направленности

                                                     Автор: Бояркина Е.А., учитель-логопед

МБДОУ«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района

2015г.                        

                                      

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Задачи        Коррекционно-образовательные:

- закреплять умение составлять синквейн;

- упражнять в разгадывании ребусов;

                - закреплять умение подбирать слова на заданный звук;

                - формировать лексическую готовность в подборе обобщающих понятий;

-  обогащать речь детей синонимами, словами-признаками, словами действиями;

- закреплять умение читать предложения и понимать смысл прочитанного, анализировать предложение;

- закреплять навык выразительного рассказывания стихов;

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к предстоящему школьному обучению;

- воспитывать интерес к сказкам;

- формировать навык сотрудничества;

- воспитывать активность на занятии, инициативность, ответственность, любознательность, контроль над собственной речью.

Оборудование: электронное приложение: презентация «Клуб знатоков»;, мультимедийное оборудование; компьютер, экран; схема составления синквейна; игрушка «Волчок», магнитная доска; карточки с предложениями; «Чёрный ящик»; книга «Сказки».

Содержание КРД

I. Организационный момент. (Слайд 2)

Логопед. Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня я приглашаю всех на игру «Клуб знатоков».

II. Постановка цели занятия.

Логопед. Ребята, сегодня вам надо показать те знания, которые вы получили на занятиях. Вы должны быть внимательными и выдержанными в соревновании с героями телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

Они будут задавать вопросы, а вы – отвечать. Постарайтесь победить и получить главный приз. Согласны играть?

Дети. Да.

Логопед. В таком случае, я представлю наших знатоков. (Слайд 2, музыка)

(Звучит музыка, логопед называет имена детей, и оно занимают места за столом знатоков)

III. Сообщение правил игры.

Логопед. Послушайте правила игры:

- игроки не должны  шуметь за столом знатоков;

- отвечают все по очереди, не перебивая друг друга;

- кто желает ответить, поднимайте руку.

Итак, игра начинается!

Нажимайте на кнопку. (Слайд 3, музыка)

IV.  Вопросы от Хрюша. (Слайд 4)

Уважаемые знатоки, с вами играет Хрюша.

Игра будет интересной.

Вам выпал блиц-турнир. Это значит, что Хрюша задаст три вопроса.

Работать нужно слаженно, быстро, времени на подготовку нет.

1. Разгадывание ребусов.

Игра «Ребусы» (Слайд 5)

Логопед. Догадайтесь по гласным звукам, какие слова здесь зашифрованы.

Это картинки-подсказки: Лампа; автобус; стол; лук; кошка.

Ребусы: А        А        (Слайд 5);   А   О     У     (Слайд 7);      О;         (Слайд 9)

 У;  (Слайд 11);      О    А    (Слайд 13)

Дети. Лампа (Слайд 6); автобус (Слайд 8); стол (Слайд 10); лук (Слайд 12); кошка (Слайд 14).

2. Подбор слов на заданный звук.

 Игра «Цепочка» (Слайд 15)

Логопед.  Вспомните картинки, которые только что видели. Из этих слов составьте цепочку слов. Первое слово «Лампа» (Слайд 15), второе слово должно начинаться на последний звук слова «Лампа» и т.д.

Дети. Автобус (Слайд 15), стол (Слайд 15), лук (Слайд 15), кошка. (Слайд 15).

3. Формирование лексической готовности в подборе обобщающих понятий.

Игра «Назови одним словом» (Слайд 16)

Логопед.  Разберёмся, к какой группе относится каждый предмет.

Лампа (Слайд 16) (что это?) - бытовой прибор.

 Автобус (Слайд 16) (что это?) – транспорт.

Стол (Слайд 16) (что это?)  – мебель.

 Лук (Слайд 16) (что это?) – овощ.

 Кошка (Слайд 16)  (кто это?) – домашнее животное.

V. Составление синквейнов о сказочных героях.

Логопед. Игра продолжается, нажимайте на кнопку.

(Ребёнок нажимает на кнопку.) (Слайд 17, музыка)

Вопрос 4 от Степашки. (Слайд 18)

(Выносится чёрный ящик)

Логопед. Внимание, в чёрном ящике предмет.

Отгадайте загадку.

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает.         (Книга)

(Из чёрного ящика достаём книгу «Сказки»)

Что в этой книге?

Вы любите сказки?

Тогда отгадайте загадки о сказочных героях.

Кто хочет ответить, не забывайте поднимать руку.

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.         (Кот в сапогах)        (Слайд 19)

Совсем он крохотный,

Но гордый он и смелый,

Людей он спасал,

Всех из беды их выручал.         (Мальчика с пальчик.)        (Слайд 19)

Кто из сказочных героев говорил такие слова?

На-ка, куколка, покушай, 
Угощайся всем, что есть. 
Горя моего послушай, 
Как его, скажи, отвесть.         (Василиса Прекрасная)                (Слайд 19)

Логопед. Степашка хочет услышать, как вы, уважаемые знатоки расскажите свои произведения о сказочных героях по схеме.

(Работа в парах.)

Кто будет сочинять своё произведение  про Кота в сапогах?

Кто будет сочинять своё произведение  про Мальчика с пальчика?

Кто будет сочинять своё произведение  про Василису прекрасную?

(Дети сочиняют синквейны о сказочных героях)

Пожалуйста, расскажите своё произведение  про Кота в сапогах. (Слайд 20)

(Ребёнок выходит и рассказывает у доски синквейн по схеме)

Теперь, расскажите про Мальчика с пальчика. (Слайд 21)

Теперь, расскажите про Василису Прекрасную (Слайд 22)

Молодцы, Степашке понравились ваши произведения.

VI. Пальчиковая гимнастика.

Логопед. Игра продолжается, нажимайте на кнопку.

(Ребёнок нажимает на кнопку.) (Слайд 23, музыка)

Задание 5. Каркуша зовёт вас поиграть. (Слайд 24)

Пальчиковая гимнастика  с элементами кинезиологии

«Позвала Каркуша нас»

Позвала каркуша нас,

Руки перед собой, ладони вверх, пальцы поочередно сгибаются и разгибаются.

И пошли мы по дорожке.

пальцы «шагают» по по столу

Топ-топ, топ-топ,

ладони хлопают по столу

Прыг-прыг, прыг-прыг,

кулачки стучат по столу

Чики-брики,

кулачки и ладони стучат поочередно по столу

Чики-брик.

кулачки и ладони стучат поочередно по столу

Видим дерево высокое,

наставляем кулачки друг над другом

Видим озеро глубокое.

волнообразные движения кистями

Топ-топ, топ-топ,

ладони хлопают  по столу

Прыг-прыг, прыг-прыг,

кулачки стучат  по столу

Чики-брики,

кулачки  и ладони стучат поочередно по столу

Чики-брик.

кулачки и ладони стучат поочередно по столу

Птицы песенки поют

ладони перекрестно — «птица»

Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,

пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот

Никому их не дают.

ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак

Топ-топ, топ-топ,

ладони хлопаю по столу

Прыг-прыг, прыг-прыг,

кулачки стучат  по столу

Чики-брики,

кулачки и ладони стучат поочередно по столу

Чики-брик.

кулачки и ладони стучат поочередно по столу

Мы немножко погостим

руки «здороваются»

И обратно побежим.

пальцы «бегут» по коленям или по столу

Топ-топ, топ-топ,

ладони хлопают по коленям или по столу

Прыг-прыг, прыг-прыг,

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

VII. Чтение и анализ предложений.

Логопед. Игра продолжается, нажимайте на кнопку.

(Ребёнок нажимает на кнопку.) (Слайд 25, музыка)

Вопрос 5 от Фили. (Слайд 26)

Логопед. Филя передал эти карточки.

Возьмите по одной, прочитайте.

Что вы прочитали?

Дети. Предложение.

Посмотрите на экран. Поднимите руку, чьё предложение подходит к данной картинке.

Дети читают предложения.

Кош-ка  Мур-ка ловит мыш-ку. (Слайд 27)

Де-воч-ка  Ма-ша  де-ла-ет  за-ряд-ку. (Слайд 28)

Ди-ма  сто-ит  на  мос-ту. (Слайд 29)

Де-воч-ка  ка-ча-ет-ся  на  ка-че-лях. (Слайд 30)

Пе-тя  ве-ша-ет  шу-бу  в  шкаф. (Слайд 31)

Ко-ля  на-ли-ва-ет  во-ду  в  лей-ку. (Слайд 32)

Ми-ла  иг-ра-ет  в  мяч. (Слайд 33)

Логопед.

Сколько слов в предложении?

Назови второе, третье, маленькое слово т.д.

Почему слова «Рома», «Мурка» написаны с большой буквы?

VIII. Разгадывание ребусов.

Логопед. Игра продолжается, нажимайте на кнопку.

(Ребёнок нажимает на кнопку.) (Слайд 34, музыка)

Вопрос 6 от Мишутки. (Слайд 35)

Игра «Шифровка»

Логопед. Ребята, Мишутка зашифровал слово. (Слайд 36). Выделив первые звуки, в названии картинок и составив из них новое слово, вы легко узнаете, что здесь зашифровано.

Картинки: шуба, кошка, облако, лодка, аист.

Дети: Школа. (Слайд 37, 38)

Логопед. Ребята, школа – это слово или предложение?

Дети. Слово.

IX. Выразительное чтение стихов.

Логопед. Правильно, слово. Слова бывают разные.

Послушай, Мишутка, стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…».

Дети.

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…

Язык и стар и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно!

X. Итог.

Оценка деятельности детей.

Логопед. Ребята, Мишутка не просто так загадала вам слово школа, сегодня вы показали, что готовы идти в школу.

Героям телепередачи «Спокойной ночи, малыши» было интересно играть с вами.

А вам было интересно?

Скажите, какое задание вам было интересно выполнять.

(Ответы детей)

Герои телепередачи «Спокойной ночи, малыши» считают вас победителями и в  вашу честь исполнят «Гимн победителя» (Слайд 39,  музыка)

Встаньте, ребята.

Логопед. Ребята, вот эту красивую  шкатулку прислали герои телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

Отгадайте, что лежит в этой шкатулке.

Этот предмет, необходим в школе, с его помощью ученики всё записывают.

Дети. Ручка.

Логопед. Я надеюсь, этой ручкой вы будете писать без ошибок.

Желаю вам дальнейших успехов. Благодарю всех за игру и за внимание.

(Детям вручаются ручки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия -викторины "Знатоки родного города" для детей подготовительной группы

Семейная викторина "Знатоки родного города" для ГМО (подготовительная группа)...

Конспект игры - викторины "Знатоки дорожного движения".

Конспект игры - викторины для детей подготовительной группы  "Знатоки дорожного движения"....

Конспект мероприятий «КВН «Знатоки природы» (подготовительная группа)

Цель:Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Кубани, обобщать знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края,Учить сопереживать, стремиться к победе,Воспитывать патриот...

Конспект логопедического занятия "Знатоки и умницы"

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Знатоки и умницы"...

Развлечение в логопедической группе "Знатоки сказок"

Данное развлечение предназначено для детей старшей логопедической группы. Является итоговым мероприятием после предварительной работы с детьми....