ПАПКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Основная форма деятельности детей — игра. Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры. В этих играх от дошкольников требуется не только сила, ловкость, смелость, быстрота реакции, но и такие качества, как наблюдательность, выдержка. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения — ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Подвижные игры, подобранные с учетом уровня физического и психического развития детей с речевыми нарушениями, оказывают на них большой положительный эффект. Еще больше усиливается коррегирующее воздействие игры на детей, если в нее включается музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение определяет развитие игры, углубляет образы, создает у детей соответствующее настроение. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей. В подвижных музыкальных играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий, проявление творчества. Необходимо отметить, что весь словесный материал — песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели — закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Итак, в подвижных играх, используемых на физкультурных занятиях, закрепляются навыки, полученные детьми на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_i.b.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
На физкультурном занятии учитель-логогпед предлагает решать следующий комплекс логопедических задач:
- Воспитание активного произвольного внимания к речи.
- Активизация и развитие словарного запаса.
- Усвоение грамматических норм родного языка.
- Развитие двигательной активности артикуляционного аппарата.
- Нормализация работы мимических мышц.
- Исправление недостатков звукопроизношения.
- Формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.
- Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
- Развитие фонематического слуха. Развитие слухо-речевой памяти.
- Развитие силы и высоты голоса.
- Формирование речевого дыхания.
- Развитие темпоритмической стороны речи.
13. Усовершенствование координации движений мелкой и артикуляционной моторики.
- Улучшение тактильной чувствительности пальцев рук и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыков использования различных типов предложений.
- Развитие связной речи.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Основная форма деятельности детей — игра. Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры. В этих играх от дошкольников требуется не только сила, ловкость, смелость, быстрота реакции, но и такие качества, как наблюдательность, выдержка. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения — ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Подвижные игры, подобранные с учетом уровня физического и психического развития детей с речевыми нарушениями, оказывают на них большой положительный эффект. Еще больше усиливается коррегирующее воздействие игры на детей, если в нее включается музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение определяет развитие игры, углубляет образы, создает у детей соответствующее настроение. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей. В подвижных музыкальных играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий, проявление творчества. Необходимо отметить, что весь словесный материал — песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели — закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Итак, в подвижных играх, используемых на физкультурных занятиях, закрепляются навыки, полученные детьми на логопедических занятиях.
ЛАСТОЧКИ И КОМАРЫ
Цель: закрепить умение бегать легко и стремительно, выработать выдержку, автоматизация изолированного звука 3.
Оборудование: детский стул.
Описание игры
Дети-«комарики» летают (легко бегают) по залу и напевают:
Комарики летают,
Песню напевают!
3 — 3 — 3 — 3...
(на одном выдохе)
Ребенок-«ласточка» сидит в своем гнезде (на стуле) и слушает их песенку. С окончанием песенки ласточка говорит: «Ласточка летает, комарика поймает». С последним словом она вылетает из своего гнезда и ловит комариков. Пойманный ребенок-«комарик» становится «ласточкой», и игра повторяется.
Разноцветный мячик
Цель: закрепить умение бросать и ловить мяч, отбивать его об пол, подчиняться правилам коллективной игры, воспитать чувство ритма, закрепить в речи звук Р.
Оборудование: большой мяч.
Описание игры
Дети стоят в кругу, перекидывают от соседа к соседу мяч и одновременно читают стихотворение В. Суслова:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березы до осинки,
От осинки поворот -
Прямо к Ире (Ване) в огород!
На последнюю строчку ребенок, получивший мяч, четыре раза отбивает его об пол. После этого все дети разбегаются в разные стороны. Названный по имени водящий берет мяч и старается им запятнать убегающих игроков.
Щука
Цель: закрепить умение бросать и ловить мяч, отбивать мяч об пол, подчиняться правилам коллективной игры, воспитать чувство ритма, интонационную выразительность речи, закрепить в речи звук Р.
Оборудование: большой мяч.
Описание игры
Выбирается водящий — Щука. Дети встают в круг, а водящий входит внутрь круга. Дети читают стихотворение Г. Миловидовой и выполняют следующие действия:
Игроки: Мимо леса,
(игроки перекидывают друг другу мяч через круг (мимо Щуки)).
мимо дач
(слова произносятся спокойно, плавно)
Плыл по речке красный мяч. Увидала щука...
(мяч перекатывается Щуке)
Щука:
Что это за штука?
(Щука разглядывает мяч и говорит слова).
Хвать, хвать.
(Щука ударяет мячом об пол) Не поймать.
(слова произносятся ритмично, в более быстром темпе)
Мячик вынырнул опять, он пустился дальше плыть.
(Щука перекидывает мяч детям.)
Игроки: Выходи,
(игроки перекидывают друг другу мяч через круг (мимо Щуки))
тебе водить!
(ребенок, который поймал мяч на слове «водить», становится новым водящим и занимает место Щуки в центре круга.)
Воевода
Цель: закрепить умение катать обруч, подчиняться правилам коллективной игры, закрепить в речи звук Р.
Оборудование: обруч.
Описание игры
Дети стоят по кругу, в руках у одного из них обруч. Дети читают народные стихи и одновременно выполняют действия:
Катилось яблоко
(перекатывают обруч от соседа к соседу).
Вокруг хоровода. Кто его поднял - тот воевода.
(ребенок, получивший обруч со словом «воевода», выбегает из круга).
— Воевода, воевода,
(Воевода бежит за спинами детей, держа в руках обруч, а дети, стоящие в кругу, произносят слова.)
Выбегай из хоровода!
(на слово «хоровода» Воевода кладет обруч на пол за спинами детей. Два игрока, оказавшиеся ближайшими к обручу разбегаются в разные стороны по кругу, стараясь скорей добежать до обруча и взять его. Остальные дети говорят слова:
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
(хлопают в ладоши).
Выигрывает тот, кто первым добежит до обруча. Он вновь начинает игру — катит обруч по кругу.
Кот и мышь
Цель: закрепить умение бегать стремительно и маневренно, подчиняться правилам коллективной игры, закрепить в речи звук Ш.
Комментарий: необходимо четное число игроков.
Описание игры
Дети встают парами в шеренгу лицом друг к другу. Каждая пара берется за руки и поднимает их, в результате образуется проход — «нора». В одном ряду стоят «мыши», а в другом «коты». Игра начинается со слов, которые дети произносят хором:
Тише, мыши, кот на крыше,
А котята — еще выше.
Первая пара игроков выходит из общего ряда: кот ловит мышь, а та бегает вокруг и между стоящих парами детей. В опасный момент мышка может спрятаться в «норе». (Кот не
имеет права забегать в нору). Как только кот поймает мышь, они возвращаются на свое место в шеренге и встают парой.
Дети опять читают хором стишок и следующая пара игроков «превращается» в кота и мышку. Игра проводится до тех пор, пока каждый кот не поймает свою мышь.
СТАДО
Цель: упражняться в ходьбе, беге, прыжках; выработать выдержку, умение подчиняться правилам коллективной игры; развить творческое воображение; закрепить в речи свистящие и шипящие звуки.
Описание игры
Дети считалкой выбирают пастуха и волка, а все остальные дети становятся овцами. Дом волка в лесу, а у овец два дома в противоположных концах зала. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Гони стадо в полюшко,
Погулять на волюшке!
Пастух выгоняет овец на «луг», они ходят, бегают, прыгают, бодаются, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону зала. Пастух встает на пути волка, защищает овечек. (Пастух может только заслонять собой овец от волка, но не должен задерживать его руками). Все, кого сумел поймать (дотронуться рукой) волк, выходят из игры.
Два мороза
Цель: закрепить умение бегать стремительно и маневренно, подчиняться правилам коллективной игры, закрепить навыки счета, автоматизировать в речи звук Р.
Описание игры
На противоположных концах зала линиями обозначают дом и школу (детский сад).
Считалкой выбирается два водящих — они будут морозами. Морозы встают посередине зала — «на улице». Остальные игроки располагаются в одну шеренгу за линией дома.
Морозы обращаются к игрокам со словами (произносятся речитативом):
Мы два брата молодые, Два мороза удалые.
- Я мороз — красный нос.
- Я мороз — синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Игроки отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов игроки бегут из дома в детский сад (за черту на другой стороне зала). Выбежав из дома, нельзя бежать обратно, также запрещается задерживаться в доме. Морозы ловят и замораживают перебегающих. Осаленные ребята сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил мороз.
Затем морозы вновь обращаются к игрокам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают из детского сада обратно в дом, по дороге выручая замороженных товарищей (дотрагиваются до них рукой).
Во второй раз морозы не говорят весь речитатив, а произносят только последнюю фразу: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»
После двух перебежек выбирают новых морозов из непойманных ребят, а пойманных подсчитывают и отпускают. Игра начинается сначала. В конце игры отмечаются ребята, ни разу не попавшиеся морозам, а так же лучшая пара водящих.
К своим флажкам
Цель: развить выдержку, зрительное внимание, подражательность.
Оборудование: три флажка: красного, синего и желтого цвета.
Описание игры
Считалкой выбирается три ребенка, которые будут исполнять роль водящих. Каждый из них получает флажок. Водящие встают в разных частях зала, подняв руку с флажком. Остальные дети делятся на три группы и становятся в кружки вокруг водящих.
По первому сигналу педагога: «Раз, два, три — прочь беги!» все игроки, кроме водящих, разбегаются по залу. По второму сигналу педагога: «Раз, два, три — сядь и замри!» игроки приседают, опускают голову вниз и обхватывают ее руками. В это время водящие меняют свое место в зале. (Игрокам запрещается смотреть на перемещение водящих.)
По третьей команде педагога: «Раз, два, три — к флажку беги!», игроки встают, смотрят, где находится их флажок, бегут и встают каждый вокруг своего водящего. Побеждает группа, быстрее других образовавшая кружок. Проигрыш может быть засчитан команде и в том случае, если ее игроки подглядывали, когда водящие менялись местами.
Можно видоизменить игру и вместо команды разбегаться по залу предложить игрокам под музыку или пение двигаться колонной за педагогом, повторяя за ним разные движения, а после ее окончания попытаться быстрее занять место вокруг своего флажка.
Найди, свое место
Цель: закрепить умение бегать, прыгать, выполнять танцевальные движения, развить пространственную организацию движений, чувство ритма, творческое воображение, зрительную память, закрепить в речи звук Ч.
Оборудование: стулья и шапочки-маски белок, лисиц, зайцев и волка по количеству детей.
Описание игры
Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Педагог раздает детям маски разных животных: лисиц, зайцев, белок и волка. Дети надевают маски, а взрослый спрашивает: «Кто вы?».
Дети-лисы отвечают: «Мы лисички-сестрички», дети-зайцы: «Мы зайчики-убегайчики», дети-белки: «Мы белочки-дупляночки», а ребенок-волк говорит: «А я волчок — серый бочок». Педагог просит всех детей запомнить свой домик (кто где сидит) и приглашает потанцевать под музыку на лесной полянке.
Под плясовую мелодию дети бегают, прыгают по залу в разных направлениях, стараясь показать особенности в повадках своего персонажа. С окончанием музыки дети бегут к своим стульчикам- домикам. Игра повторяется несколько раз.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
ЦЕЛЬ: закрепить умение ходить и бегать, развить певческие навыки, творческое воображение, закрепить в речи звук Р.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Взрослый и дети договариваются, где будет находиться дом, а где – бор. Одного из детей выбирают медведем – и он идет в бор. Там ребенок, изображающий медведя, рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется, а затем «укладывается спать» — ложится на коврик.
Остальные дети идут в бор, собирают там ягоды, грибы и при этом поют:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит!
Медведь ворочается, потягивается, затем встает, рычит и бежит за детьми. Тех, кого медведь поймает, он отводит к себе в бор. Игра продолжается до тех пор, пока пойманных детей не станет больше половины.
ГОРЕЛКИ
Цель: закрепить умение строиться парами, быстро бегать, развить певческие навыки, закрепить в речи звуки С, Л, и Р.
Комментарий: необходимо нечетное число игроков.
Описание игры: Дети выстраиваются парами друг за другом в колонну. Впереди, спиной к ним встает горельщик. Дети поют, обращаясь к нему:
Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло!
Делай дело, —
Глянь на небо,
Облака плывут,
Журавли зовут:
— Курлы-си, курлы-си,
Побежим-ка по Руси!
С окончанием песни игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик подбегает к ним, стараясь дотронуться до игрока рукой. Если бегущим детям удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, то они встают впереди колонны, а горельщик опять водит. Если же горельщик сумеет дотронуться рукой до бегущего, то он встает с ним в пару впереди колонны, а водить будет игрок, оставшийся без пары.
КАПУСТА
Цель: развить ловкость, быстроту реакции; певческие навыки, закрепить в речи шипящие звуки Ш и Ж.
Оборудование: Различные игрушки, предметы, муляжи овощей.
Описание игры: Обозначается огород — мелом рисуется круг. В него кладутся разные предметы — это «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из детей, выбранный хозяином, садится на корточки внутри круга рядом с «капустой». Хозяин поет, выполняя действия в соответствии со словами песни:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли.
В огород не прибегали,
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
С окончанием песни дети пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать.
Тот, к кому хозяин огорода успеет прикоснуться рукой в огороде, выбывает из игры. Игрок, унесший из огорода больше других «капусты», становится победителем.
Баба Яга
Цель: развить ловкость, быстроту реакции; певческие навыки, закрепить в речи звук Л.
Описание игры
Из числа детей, принимающих участие в игре, выбирается Баба Яга и две собаки. На полу обозначается линия или проводится черта. По одну сторону черты становится Баба Яга с собаками, а по другую — все остальные дети. Дети поют — дразнят Бабу Ягу:
Баба Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
С окончанием песни дети разбегаются, а Баба Яга посылает собак ловить их. Пойманных детей собака приводят к Бабе Яге. После этого пойманные игроки становятся собаками и также ловят детей. Когда ее собаки переловят всех детей, игра заканчивается.
Пчёлы
Цель: развить ловкость, быстроту реакции; певческие навыки, автоматизировать изолированный звук Ж, закрепить в речи свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Ч.
Описание игры
Дети с помощью считалки выбирают ребенка, который будет изображать в игре цветок. После этого дети делятся на две группы — сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки, идут хороводом вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет,
Аль вас солнышко печет?
Летите в горы высокие,
За леса зеленые
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Дети-пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одна пчела сумеет попасть в круг и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь ужалить (дотронуться указательным пальцем правой руки) и пожужжать в уши.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Цель: развить быстроту реакции; певческие навыки, закрепить в речи свистящие и шипящие звуки и звук Р.
Оборудование: канат или толстая веревка.
Описание игры
Дети выбирают двух ведущих. Они договариваются, кто из них будет называться «серебряным блюдечком», а кто — «наливным яблочком». После этого ведущие берутся за руки и, подняв их вверх, образуют «золотые ворота». Остальные дети выстраиваются колонной и один за другим проходят в ворота под игровой припев:
Золотые ворота,
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Пойманный ребенок просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!» На что ведущие ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь: серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Пойманный игрок делает выбор и становится за тем из ведущих, которому присвоено это название. Игра продолжается до тех пор, пока все дети из колонны не будут пойманы и не встанут за спинами выбранных ими ведущих. Таким образом все игроки делятся на две команды. После этого команды меряются силой в перетягивании каната.
Сова
Цель: развить быстроту реакции, выдержку; творческое воображение; умение подчиняться правилам игры, сформировать временные представления; развить певческие навыки; закрепить в речи звук С.
Описание игры
Считалкой выбирается один из детей, который будет исполнять роль совы, остальные дети становятся мышами.
Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, плясать и веселиться.
Сова кричит: «День!» — мыши продолжают двигаться.
Сова говорит: «Вечер!» — мыши начинают ходить около совы и петь песню:
Ах, ты совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Все на нас глядишь?
После окончания песни сова говорит: «Ночь!». При этом слове все мыши замирают мгновенно и стоят на двигаясь.
Сова подходит к каждому игроку и различными движениями или гримасами старается рассмешить его. Тот из детей, кто засмеется или сделает какое-либо движение, выбывает из игры.
КЛУБОК
Цель: выработать плавность движений; певческие навыки, закрепить в речи сонорные звуки Л и Р.
Описание игры
Дети встают в колонну и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий ребенок — ему отводится в игре роль столба и он должен во время всего хоровода стоять неподвижно. Остальные дети цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг столба и поют;
Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
Нитка дольше всех,
Перевертев шесть!
Когда стоящего столбом игрока все обовьют, последний ребенок в цепочке начинает двигаться в обратном направлении, и клубок разматывается.
ПАПКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГПЕДА ЩЕРБАКОВОЙ И.И. С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ БОГАТЫРЁВОЙ И.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя доу в работе с детьми с ОВЗ....
Повышение двигательной активности через взаимодействие воспитателя с инструктором по физической культуре
Большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин: отношение родителей к двигательной активности своего ребенка; просмотр телевизора; игры на к...
Описание педагогического опыта инструктора по физической культуре Глазыриной Ирины Владимировны Тема: «Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого реб
«Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздор...
Презентация на тему "Взаимодействие родителей и инструктора по физической культуре по физкультурно-оздоровительной работе".
На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы не дают возможность быть активными участниками развития и воспитания св...
Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре во время образовательной деятельности
1.слайд.Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с нарушением зрения (ОВЗ...
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре Конспект развлечения по физической культуре в старшей группе Тема «Страна Здоровичков»
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуреКонспект развлечения по физической культуре в старшей группеТема «Страна Здоровичков»...