Описание педагогического опыта инструктора по физической культуре Глазыриной Ирины Владимировны Тема: «Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого реб
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

«Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздоровительной работы»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида «Гусельки»

Описание педагогического опыта инструктора по физической культуре 

Глазыриной Ирины Владимировны

Тема: «Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздоровительной работы»

г.Югорск, 2015 г.

«От  того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».        
                                           В.А. Сухомлинский

      Актуальность  выбранной темы обусловлена статьей 18 Закона РФ «Об образовании», в которой говорится: «…родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

     Не менее актуальной делает эту проблему тот факт, что первые житейский уроки ребёнок получает от родителей в семье. Его первые учителя и воспитатели – это, конечно, папа и мама. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

     Влияние семьи на ребенка значительно сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут. Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и продолжительными.

     Детский сад –  первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и становлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальности и необходимой помощи при нарушениях развития.

     Семья и детский сад — два кита, на которых строится наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии. Как же изменить такое положение? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое поле для развития ребенка в семье и детском саду?

     Ведущей идеей данного педагогического опыта является создание условий для организации взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздоровительной работы.

     Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. В педагогике выделяют традиционные и нетрадиционные формы и методы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подробно изучены и отражены в трудах таких корифеев педагогики и психологии дошкольного детства как Обуховой Л.Ф., Кравцова Г.В., Вильчковского Э.С. и нашли широкое применение в основных образовательных программах разных авторов (М.Н.Крылова «Детский сад – дом радости», Л.А.Парамонова «Истоки», Е.Г.Юдина «Открытия», Н.В.Федина «Успех» и др.).

     Но я считаю, что наиболее эффективной для организации взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – родитель – ребенок» в целях создания единого образовательного пространства в сфере физкультурно-оздоровительной работы являются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных игр и мероприятий, направленные на установление неформальных контактов и психолого-педагогического просвещение родителей.    

Цель: создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей и организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель» через нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы.

Задачи:

  1. Актуализировать материально-техническую базу в сфере физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
  2. Выбрать и апробировать оптимальные формы взаимодействия с родителями.
  3. Популяризировать нетрадиционные формы работы в сфере физкультурно-оздоровительной работы  в семье.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня удовлетворенности родителей воспитанников, посещающих ДОУ (в том числе сфере физкультурно-оздоровительной работы)
  2. Снижение уровня заболеваемости в ДОУ
  3. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  4. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

     С 2012 года я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

     Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду с применением следующих форм:

Формы совместной деятельности инструктора по физической культуре и родителей, направленной на физическое развитие детей дошкольного возраста в семье и ДОО

Инструктор по физической культуре

Родитель

Мероприятие

Организует на базе ДОУ консультации для родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Знакомится с опытом физического воспитания детей в условиях ДОУ.

Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания.

Определяет приоритетные направления по оздоровлению детей, в которых заинтересованы родители.

Участвуют в анкетировании с целью получения информации для последующей разработки содержания, форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Анкетирование, опросы

Организует мероприятия по обмену опытом среди родителей.

Участвуют в различных конкурсах, викторинах, фото- и видеоконкурсах, семейных клубах.  Делятся своим спортивным опытом и своими достижениями.

Конкурс среди семей воспитанников МАДОУ «Детский сад «Гусельки» «Здоровые дети - здоровое поколение Югорска».

Многоэтапный конкурс среди семей воспитанников МАДОУ «Детский сад «Гусельки» «Семья года».

Выставки совместных работ детей и родителей.

Выставки стенгазет, альбомов.

Знакомит родителей с приёмами и методами оздоровления детей, таких как фитбол- гимнастика, степ-гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, разрабатывает рекомендации.

Организует работу с применением методов и приёмов оздоровления детей в домашних условиях по рекомендации инструктора по физической культуре

Открытые просмотры занятий с использованием нетрадиционных методов и приёмов оздоровления детей в домашних условиях. Мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации

Разрабатывает сценарии, организует и проводит спортивные праздники, развлечения, открытые занятия с привлечением родителей, использующих нетрадиционные формы физкультурно - оздоровительной работы .

Участвует в подготовке и проведении мероприятий.

День открытых дверей, неделя здоровья, семейный досуг, спортивный праздник, семейные старты, «Мама, папа, я – закаленная семья!», «Мы семья, а это значит – справимся с любой задачей!»

Знакомит со спортивными играми и упражнениями.

Проводит с ребёнком спортивные игры и упражнения.

Мастер – классы по проведению спортивных игр

Организует и проводит дополнительные занятия в форме: кружков, секций. Обеспечивает активное участие в городских спортивных соревнованиях.

Участвуют в различных физкультурно- оздоровительных мероприятиях, организуемых с целью развития у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Открытые занятия по «Мини-баскетболу».

Участие в городских соревнованиях «Кросс Нации», «Лыжня России», «Весёлые старты».

     Ежегодную работу с родителями я начинаю с участия в родительских собраниях. На собраниях и консультациях знакомлю родителей с уровнем физической подготовленности, с двигательной активностью детей в ДОУ.

     Безусловно, на родительских собраниях невозможно получить ответ на все вопросы, поэтому я провожу анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняю, занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребёнка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.

     Ежегодно в нашем ДОУ проводится многоэтапный конкурс «Здоровые дети - здоровое поколение Югорска». Родители принимают активное участие в таких конкурсных заданиях как: изготовление книг и календарей, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсное задание «Видеоролик и презентация». Традиционно, начиная с 2014 года в ДОУ проводится конкурс «Семья года». Конкурс проводится в несколько этапов: 1этап – «Презентация семьи» , 2 этап – «Семья глазами ребёнка», 3 этап – «Семейные традиции». Завершается конкурс «Семья года» спортивным праздником «Мы семья, а это значит – справимся с любой задачей!».

     Хорошей традицией в детском саду стала организация выставок совместных работ детей и родителей – «Любим спортом заниматься!», а так же фотовыставок, которые отражают совместные физкультурные досуги семьи.  

     Важной формой работы с родителями считаю проведение консультаций и открытых просмотров занятий с использованием нетрадиционных методов и приёмов оздоровления детей в домашних условиях. Родители знакомятся с нетрадиционными приёмами и методами оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания, фитбол – гимнастика, корригирующая гимнастика, степ - гимнастика). Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в лёгких. Самомассаж способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желёз, что положительно влияет на обмен веществ. Закаливание, так же как и самомассаж – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Особую роль в физическом воспитании детей играют корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребёнка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформации опорно – двигательного аппарата. В наше время у многих есть дома фитбол мячи, поэтому знакомлю родителей с некоторыми упражнениями, которые можно выполнять в домашних условиях.

Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи. Упражнения на фитболах укрепляют мышцы, формируют правильную осанку, развивают способность удерживать равновесие.

Степ – гимнастика – это не просто сочетание разнообразных движений, но и красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.

На консультациях знакомлю родителей, как изготовить нетрадиционный спортивный инвентарь (см. приложение) в домашних условиях, который можно использовать при выполнении упражнений. Выполнение упражнений с использованием нетрадиционного инвентаря побуждает детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности.      

     В рамках проведения «Дня открытых дверей» проводятся открытые и совместные занятия детей с родителями. Родители не только имеют возможность наблюдать за детьми, но и заниматься физкультурой вместе со своим ребёнком. Отличительная особенность совместных занятий состоит в том, что взрослые помогают инструктору, и каждый из них – тренер своего ребёнка. В результате отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий. Дети старательно выполняют все упражнения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей.

     Мастер-классы я провожу под девизом «Знаешь сам – научи другого». Предлагаю родителям различные спортивные игры и упражнения,  которыми можно заинтересовать ребёнка в выходные и каникулярные дни.  Стараюсь вовлекать в совместную деятельность каждого взрослого. Так же родители обсуждают, предложенные им игры и упражнения, предлагают что- то из своей практики.

     В физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. В детском саду я провожу кружковую работу по Мини – баскетболу. Тренировки способствуют развитию различных групп мышц, прививают интерес к различным видам спорта и формируют привычку к здоровому образу жизни. На открытых занятиях по «Мини-баскетболу» дети демонстрируют умения выполнять различные упражнения с мячом, играть по упрощенным правилам. Ежегодно родители вместе с детьми принимают участие в таких соревнованиях, как «Кросс Нации», «Лыжня России», «Весёлые старты».

     Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

     В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

     Опыт работы позволяет сделать следующий вывод: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

   

Таким образом, результативностью реализации моего педагогического опыта является:

1. 100% освоение детьми образовательной области «Физическое развитие» основной общеобразовательной программы:

2. Повышение уровня удовлетворенности родителей воспитанников, посещающих ДОУ (в том числе в сфере физкультурно-оздоровительной работы)

Уровень удовлетворенности

2013-2014 уч г.

2014-2015 уч.г.

В сфере физкультурно- оздоровительной работы

88 %

100%

 По учреждению

94%

100%

3. Снижение уровня заболеваемости в ДОУ

Показатель

Январь-сентябрь

2014 уч г.

Январь-сентябрь

2015 уч г.

Уровень заболеваемости (детодни)

8,7

7,51

Индекс здоровья

82,1%

84%

  1. Популяризация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ и семье:

Кол-во мероприятий

Доля участия родителей

2013-2014 уч г.

Доля участия родителей

2014-2015 уч г.

Консультации

67%

71%

Открытые просмотры

49%

52%

Совместные занятия

56%

59%

Спортивные праздники

77%

83%

Мастер-классы

23%

27%

     Приоритетными задачами на перспективу считаю:

- продолжать формировать у детей, родителей и педагогов потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, использовать нетрадиционные формы и методы физкультурно- оздоровительной работы;

- повышать уровень теоретических знаний родителей и педагогов по формированию основ здорового образа жизни;

- формировать образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий и  нетрадиционных форм и методов физкультурно- оздоровительной работы;

-  пополнять материально-техническую базу.    

     Для реализации данных задач планирую разработать педагогический проект, в котором все субъекты образовательного процесса (инструктор по физической культуре, родитель, ребёнок, воспитатель) станут полноценными участниками, а не сторонними наблюдателями.

 Глазырина Ирина ВладимировнаСтраница

Муниципальное образование городской округ город Югорск

МАДОУ «Детский сад «Гусельки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

СПРАВКА Об обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной

СПРАВКАОб обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»...

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре Конспект развлечения по физической культуре в старшей группе Тема «Страна Здоровичков»

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуреКонспект развлечения по физической культуре в старшей группеТема  «Страна Здоровичков»...

: Система взаимодействия инструктора по физической культуре и родителей в процессе физического развития и оздоровления дошкольников

Одним из ведущих мест в деятельности дошкольных учреждений выдвигается взаимодействие с семьей Родители - основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозмо...