Использование в работе учителем-логопедом песочной терапии.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
в статье речь идет об использовании учителем-логопедом в своей коррекционной работе песочной терапии. работа с песком помогает снимать мышечное напражение у ребенка, способствует лучшей автоматизации звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в работе учителем-логопедом песочной терапии.
В последнее время идет поиск новых форм и средств, которые помогали бы учителю-логопеду в работе по формированию речи детей дошкольного возраста. Интерес вызывает песок.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?
У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.
Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Цели песочной терапии:
- эмоциональное благополучие ребенка;
- самоактуализация;
- коррекция речевых нарушений.
Терапевтические возможности:
- Существенно усиливает желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
- В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
- Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
Использование игр с песком, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Можно использовать игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Для игр можно использовать контейнеры с песком, мелкие пластмассовые игрушки, буквы пластмассовые, «ходики» (картинки с отверстиями для пальцев).
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
-Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Ямка». Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«Дорога к другу». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Добрый великан». Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
«Путешествие». На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Словарная работа.
«Родные слова». В играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.
«Я делал- я сделал». Глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
Совершенствование грамматического строя речи.
«Лодочка». В этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
-приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Учитель-логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Учитель-логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Развитие фонематических представлений.
«Слоговые дорожки». Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Водолаз». Со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
«Два моря». Коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
«Два города». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
«Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
«Спрячь ручки». Спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Клад». Учитель-логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Артикуляционные упражнения.
При автоматизации звуков произносим заданный звук и одновременно проводим пальцем дорожку по песку или рисуем «клубочек».
Проговариваем слоговые дорожки и прошагиваем их пальчиками по песку.
«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«Индюки». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Накажи непослушный язычок». Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков.
«Сильный мотор». Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик». Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
«Дорожка». Произносить заданные учителем-логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
«Совпадение». Учитель-логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Звуковой анализ слова и предложения.
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Формирование слоговой структуры слова.
«Художник». Учитель-логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
«Полоски». Учитель-логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Учитель-логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
Развитие связной речи.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«Дорисуй картинку и составь предложение». Учитель- логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, учитель-логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
«Друзья». При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«Что случилось?». При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому, что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому, что была сильная буря»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний. Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.
«Две игрушки». На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).
Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
Обучение грамоте.
«Напиши на песке». Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а учитель-логопед их читает. Допускается и обратный вариант: учитель-логопед пишет, а ребенок читает.
«Буква потерялась». Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Учитель-логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
«Найди буквы и назови». Учитель-логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную учителем-логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
- погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно- то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»);
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и учитель-логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Результаты использования песочной терапии таковы:
- Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
- Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
- Совершенствуются гуманные чувства детей.
- Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
- Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Су-Джок терапия.
Су-Джок терапия совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии ...
Презентация "Использование инноваций в работе учителя-логопеда Су-Джок-терапия"
Изменения в системе образования, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, требует повышения качества образовательных услуг от специалистов образ...
Использование в работе учителя- логопеда новаторских методов при переводе звука в символ в подготовительной группе ДОУ.
Цель:Перевод звука «С» в букву С.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать пространственные представления;Закреплять умение дифференциа...
Синквейн и его использование в работе учителя-логопеда
Успех коррекционного обучения у детей с нарушением речи во многом зависит от заинтересованности дошкольников в процессе обучения. Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...
Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ (информационно-компьютерных технологий).
Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) В современном мире ч...
: «Использование в работе учителя – логопеда нетрадиционного, дидактического оборудования, изготовленного своими руками»
Наш современный мир хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий, но не всегда они соответствуют нашим требованиям и ожиданиям. Поэтому в работ...