Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ (информационно-компьютерных технологий).
статья по информатике (подготовительная группа)
Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя
ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
В современном мире человечество уже с трудом представляет свою жизнь без компьютерных технологий. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети, и педагоги не должны оставаться в стороне. Компьютеры заняли активную позицию в офисах и в домашнем интерьере, а теперь быстро проникают в школы и детские сады. Компьютер для педагога может являться незаменимым помощником в воспитании и обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность использования в работе воспитателя
ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
В современном мире человечество уже с трудом представляет свою жизнь без компьютерных технологий. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети, и воспитатели не должны оставаться в стороне. Компьютеры заняли активную позицию в офисах и в домашнем интерьере, а теперь быстро проникают в школы и детские сады. Компьютер для педагога может являться незаменимым помощником в воспитании и обучении.
В своей работе педагогу приходится сталкиваться с низкой мотивацией ребёнка, с быстрой утомляемостью детей.
От воспитателя требуется особый подход к детям. Для наиболее высокой эффективности работы занятия должны быть постоянно эмоционально окрашены. Детям интересно всё, что связано с компьютером, а если есть интерес, то повышается речевая и познавательная активность ребёнка, активизируется непроизвольное внимание, повышается интерес к занятиям, соответственно повышается учебная мотивация. Всё выше перечисленное способствует достижению поставленных целей и улучшения результативности работы воспитателя.
Благодаря последовательному и постепенному появлению на экране, ребёнок имеет возможность выполнять задания более внимательно и в полном объёме. Использование в компьютерных играх красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать дошкольника, помогает разнообразить занятия, делает их выразительными, тем самым вызывая положительный отклик у ребёнка.
Занятия на компьютере развивают у ребенка не только интеллект, но и мелкую моторику (ребёнку необходимо нажимать на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук). Мозг ребёнка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением (активно задействован зрительный анализатор), отдаёт команды пальцам рук (активно задействован моторный анализатор), происходит активная мыслительная работа, при этом ребёнок должен в зависимости от целей задания, правильно выполнить задания. Благодаря компьютеру происходит совместная координированная работа зрительного, слухового и моторного анализаторов. Ребёнок является активным участником процесса, у него создаётся видимость, что это он является инициатором игры, что в свою очередь опять же повышает интерес к выполнению заданий и мотивацию.
Использование компьютерных технологий значительно расширяет возможности работы с наглядным материалом. У любого специалиста часто возникают проблемы, где быстро найти необходимый для демонстрации материал, педагог понимает, что приобретенный ранее материал устаревает или его недостаточно для проведения занятия, а приобретение нового требует много материальных затрат. А самостоятельно изготовить пособия, соответствующие требованиям к наглядности способен не каждый. Поэтому, одна из веских причин задуматься об использовании ИКТ – необходимость повышения качества наглядного материала.
Педагог может применять ИКТ при диагностике и подгрупповых занятиях (сделать более результативным формирование лексико-грамматической стороны речи), в работе с родителями (помочь разобраться в многообразии компьютерных игр, дать рекомендации по использованию их в домашних условиях), при создании рекомендаций для работы в домашних условиях, для создания наглядно-текстового материала, при обмене опытом с коллегами, для повышения квалификации и профессионального мастерства.
Вводить компьютер можно практически на любых занятиях.
При подборе и самостоятельном создании игр необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и играм, применяемым на занятиях:
- Материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребёнка;
- Материал должен быть ярким, красочным, со звуковым оформлением;
- Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными для детей;
- Материал должен быть на родном языке ребёнка;
- Текст заданий, желательно, должен быть озвучен диктором;
- Материал, должен включать в себя интересные, понятные и простые для выполнения задания;
- Если ребёнок работает не с клавиатурой, а с использованием манипулятора «мышь», желательно обозначить «рабочую клавишу» определённым сигналом;
- Программа должна развивать, давать новые знания, обучать необходимым навыкам в игровой форме (ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте).
Педагогу при использовании на занятиях ИКТ необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка, т.е. соблюдение СанПиНа:
- использование новых моделей компьютера, экрана, проектора;
- работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени не должна превышать 5-7 минут и не более двух раз в неделю (в зависимости от возраста ребёнка);
- с осторожностью вводить компьютерные игры, если у ребёнка имеются невротические расстройства, нарушение зрения (поскольку компьютер может спровоцировать и усилить отклонения в состоянии здоровья);
- целесообразно для предупреждения переутомления глаз проводить зрительную гимнастику до начала занятия и по его окончанию, а также во время работы периодически переводить взгляд ребёнка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.
Бытует мнение, что компьютер может стать средством отвлечения внимания детей; «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»; компьютер заменит «живое общение».
Но жизнь не стоит на месте и «обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И педагог вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все возможные средства для достижения цели и во благо детей. Но стоит не забывать, что компьютер не заменяет работу педагога, а целесообразно дополняет её, делает более эффективной.
Подведя итоги, можно отметить основные преимущества использования ИКТ в работе педагога, что явно доказывает актуальность их использования:
- опора на ведущую деятельность дошкольника – игру;
- полисенсорное воздействие (опора на сохранные анализаторы);
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- повышение самооценки ребёнка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
- формирование сотрудничества между ребёнком и учителем-логопедом;
- активизация работы с родителями, повешение компетентности родителей;
- экономия временных ресурсов и материальных затрат.
Список литературы:
- Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. М., Айрис – пресс, 2007.
- Вренёва У. «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи», ж «Дошкольное воспитание», № 12, 2010.
- Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении», ж. «Дошкольное воспитание», № 2, 2011.
- Королёва Н, Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание», № 6, 2010.
- Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски.//Дефектология. - 1998. - № 1.
- Коч Л.А., Бревнова Ю.А. Дошколенок + компьютер. –Волгоград: Учитель.
- Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М., ЭКСМО, 2006.
- Кукушина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы.//Дефектология. – 1994. - № 5.
- Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
- Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», ж. «Логопед», 2011, № 3.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – Т.: Педагогика. 1988.
- Новые информационные технологии в дошкольном и школьном образовании//под ред. Горвица Ю.М. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность опыта работы учителя-логопеда Милославовой В.В. "Риторика общения в развитии диалогической формы речи у детей с ОНР"
Проблема, которой посвящен опыт работы, актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как: во-первых для умелого, успешного и эффективного общения ребенка и в детском саду и в дальнейшем...
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда...
Система использования информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Выступление на педсовете Система использования информационных компьютерных технологий вработе учителя-логопеда ДОУ. Учитель-логопед МБДОУ д/с №15...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...
Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательно...
Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя
Доклад на конференции ГМО учителей-логопедов "Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях логопедической группы", г.Протвино, 05.10.2021г....