Использование в работе учителя- логопеда новаторских методов при переводе звука в символ в подготовительной группе ДОУ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель:

Перевод звука «С» в букву С.

Задачи:

         Образовательные:

  • Продолжать формировать пространственные представления;
  • Закреплять умение дифференциацировать звуки в словах;
  • Продолжать формирование грамотной устной речи.

 

Развивающие:

  • Улучшение саморегуляции  и произвольного контроля;
  • Развитие фонематического слуха;

 

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей желание следить за своей речью через тактильно-вибрационный контроль.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

 

Ход занятия.

  1. Приветсвие. Положительный настрой на работу.

Логопед: Ребята здравствуйте, давайте начнем занятие с того, что надуем большой шар: через нос делаем вдох и надуваем живот, а потом через рот выдыхаем, и показываем ручками, какой большой шар мы с вами надули. Шар наполним радостью, дружелюбием и хорошим настроением.

 

  1. Упражнение на букву С.

Логопед: ребята, скажите какой звук издает насос с- с-с-с

- правильно, с-с-с-с

А это звук или буква?

- Звук, а почему? Да, потому что мы произносим и слышим. Давайте, теперь превратим звук «С» в букву, для этого мы ее пропишем на своем лице.

-поднимите все указательный палец правой руки и поставьте на верхнюю правую точку на лбу. Двигаемся налево по кругу, пока не достигнем правой косточки. Буква должна быть вписана в лицо и границы. Следите,  чтобы указательный палец руки был прямой - это наш карандаш, и кривым и вялым он быть не может.

- теперь представьте, что перед вами находиться доска напишите на ней большую букву «С», теперь поменьше, ну и совсем маленькую.

- переходим на «большую схему», затем на «маленькую схему».

 

  1. Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

Мы в автобусе сидим. Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед, а автобус не везет…

Внизу речка - глубоко, вверху птички – высоко.

Щетки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колеса закружились.

Вперед мы покатились.

 

  1. Упражнение на букву С.

Логопед: нам осталось прописать букву «С» на листе бумаги:

Возьмите все чистый лист, расположите его горизонтально, напишите на всю высоту листа букву «С». Теперь лист нужно сложить – уменьшить строчку, и вновь прописать букву на всю высоту листа. Продолжаем уменьшать высоту строки и писать букву «с». Дошли до маленькой строчки – прописали букву, посмотрите, мы превратили большую букву «С» в маленькую.  Буква «с» маленькая – но ее мы тоже пишем на всю высоту строки, касаясь верхнего предела листа и нижнего, это очень важно!

  1. Давайте поиграем.

Возьмите в правую руку мячик-ежик, покатайте его.

 

Мячик-ежик мы возьмем, покатаем и потрем!

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем, пустим ежика на стол

Ручкой ежика прижмем и немножко покатаем

Потом ручку поменяем.

  1. Подведение итогов.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы с вами занимались на занятии? Что у вас осталось? Правильно, листочки- гармошки с напечатанными буквами, раскрасьте их и придумайте как дорисовать букву «с», чтобы получилось животное или смешной человечек, а я на следующем занятии проверю. Спасибо за занятие.

 

 

 

 

Схема

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perekodirovka.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольное образовательное учреждение г. Мытищи детский сад№5 «Сказка» Использование в работе учителя- логопеда новаторских методов при переводе звуков в символы в подготовительной группе ДОУ. Подготовила учитель –логопед Хвостикова Ю.И. 2015 год

Слайд 2

Готовимся к школе? Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми недостатками представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и др. У детей с нарушениями речи имеются отклонения и в психомоторном развитии. Е.А. Стребелева , Е.А. Екжанова отмечают, что одной из основных особенностей познавательной сферы у детей является недостаточная сформированность мотивации, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, пространственные трудности, слабость в развитии моторики . И как следствие страдает физиологическая, психологическая и личностная готовность к школе и формату школьного обучения. Кроме того дети часто испытывают затруднения при переводе звуков в буквенные символы (зеркально отражают написание буквы, не соблюдают высоту строки, путают схожие по написанию буквы).

Слайд 3

Работа ведется с детьми: Имеющими диагноз общее недоразвитее речи; Имеющими диагноз ффнр ; Биллингвистами ; Гиперактивными и детьми с синдромом дефицита внимания.

Слайд 4

Наши занятия направлены на: Формирование устной речи; Развитие фонематического слуха; Формирование пространственных представлений; Улучшение саморегуляции и произвольного контроля. Это в будущем ведет к формированию письменной речи и профилактике дисграфии .

Слайд 5

Занятия состоят из блоков: Блок упражнений на мелкую моторику и самомассаж; Блок глазодвигательных упражнений; Блок дыхательных упражнений ; Блок упражнений на формирование фонематического слуха; Блок упражнений на буквы.

Слайд 6

Блок упражнений на мелкую моторику и самомассаж : Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь, а также синхронизируем работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал что, «ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Игровой самомассаж – тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает поток импульсов, оказывающих тонизирующее воздействие на ЦНС (речеслуховые, зрительные, эмоциональные, творческие зоны).

Слайд 7

Блок глазодвигательных упражнений: Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают насыщаемость организма энергией.

Слайд 8

Блок дыхательных упражнений : В блоке используется диафрагмальное дыхание, которое способствует решению следующих задач : - нормализация психоэмоционального состояния; - улучшение концентрации внимания; - улучшение работоспособности; - создание благоприятных условий для нервно-психического р азвития детей(функционального созревания головного мозга).

Слайд 9

Блок упражнений на формирование фонематического слуха: Фонематический слух –основа правильной речи. Помимо классических игр и упражнений в работе использую игру «угадай чья песенка?» Суть игры в том что мы отстукиваем р итм по заданным ритмическим р исункам, а впоследствии угадываем на слух кому принадлежит «песенка».

Слайд 10

Блок упражнений на буквы: Подготовительный этап. Формирование пространственных представлений на примере собственного тела: тело симметрично, есть левая и правая сторона. Проговариваем где на лице заканчиваются уголки губ относительно глаз (работа с зеркалом), где верх и низ ушей относительно глаз и рта. Первый этап. Перекодировка звуков в символы. Голова – пространство строки, имеет строгие границы: верх, низ, право, лево. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем – превращаем звук в букву. Пишем букву на лице с помощью пальца –карандаша. Второй этап. Ребенок переходит на схему №1, потом на схему на №2.

Слайд 11

Перекодировка звуков в символы: Схема №1 – схема лица на лист А 4 , Схема №2 –маленькая схема 1 /6 листа. Пересечение диагоналей с прямыми – 2 п одчелюстные и 2 лобные точки.

Слайд 12

Перекодировка звуков в символы: Третий этап: ребенок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется на вымышленном экране или зеркале размером 10 см, 5 см, 1см. Четвертый этап: переходим на бумагу – ребенок пишет букву ручкой на листе бумаги форматом А4, лежащем горизонтально. Буква пишется на всю высоту листа, затем лист горизонтально склады- вается и ребёнок снова пишет букву, таким образом уменьшая высоту строки и вписанной в нее буквы.

Слайд 13

Перекодировка звуков в символы: Важно! Провести все 4 этапа, где последовательно работают мышцы плеча, предплечья, локтя, кисти. Таким образом формируется двигательная память на перекодировку звука в значок . Время и нагрузка варьируется в зависимости от возраста и способностей ребенка. Занятие в подготовительной группе длиться 25-28 минут.

Слайд 14

Наши результаты: Диагностика включает 3 оценочных критерия: 1- саморегуляция и самоконтроль 2- звукобуквенный анализ 3- фонематический слух Первый раз детей диагности - р овали в сентябре, второй – в мае, результаты отражены н а наглядной диаграмме

Слайд 15

Литература: Корсакова Н.К. Клиническая нейропсихология- М., 1989. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистическое исследование. –М., 2002. Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ межполушарий асимметрии мозга. – М., 1986. Шишкова С.Ю. – Психологические представления о готовности ребенка к обучению к школе - М., 2003. Шишкова С.Ю. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста с проблемами в обучении. – М., 2005. Шишкова С.Ю. Буквограмма . – М., 2005. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий. –М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....

Использование в работе учителем-логопедом песочной терапии.

в статье речь идет об использовании учителем-логопедом в своей коррекционной работе песочной терапии. работа с песком помогает снимать мышечное напражение у ребенка, способствует лучшей автоматизации ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был  провед...

«Современные образовательные технологии и методики в работе учителя-логопеда». Мастер - класс «Приёмы постановки звука [Ш]».

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при корр...

Синквейн и его использование в работе учителя-логопеда

Успех коррекционного обучения у детей с нарушением речи во многом зависит от заинтересованности дошкольников в процессе обучения. Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...