Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности
статья по логопедии на тему

Александровская Наталья Юрьевна

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности. ИКТ в современном образовательном пространстве выступает как средство повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда и является составляющей профессионального мастерства современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – коммуникационные технологии  в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности

Александровская Н. Ю.

МБДОУ г. Кудымкара

«ЦРР - Детский сад № 17 «Солнышко»

 В условиях современной действительности роль учителя-логопеда достаточно велика. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленна группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые, в свою очередь, препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма, снижают успешность освоения школьной программы. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта. Сопровождение ребенка специалистом - логопедом становится обязательной составляющей процесса обучения и воспитания.

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности.

Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, стимуляцию активного саморазвития и самообразования, готовность к постоянному профессиональному росту и мобильности способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентноспособного специалиста.

В последние годы процент детей со сложными речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом, значительно увеличился. Зачастую процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм работы, игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать логопедическую помощь наиболее большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Педагогическая практика показывает, что современный учитель-логопед должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению форм организации собственной деятельности и средств коррекционно-педагогической работы. Поэтому поиск новых технологий обучения, позволяющих повысить эффективность коррекционной работы, - актуальная задача.

Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, однако  современного ребенка невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности. Следовательно, логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Одним из таких приёмов является использование компьютерных технологий.

Применение элементов информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности специалиста. Развитие информационных компьютерных технологий предъявляет  к современному специалисту новые требования. От него требуются не только высокие профессиональные навыки, но и умение использовать современные методы обучения и педагогические технологии, принципиально изменяющие образовательную среду. Профессионализм современного учителя заключается не только в знании своего предмета и методики его преподавания, но и в необходимости владения ИКТ -компетентностью.

ИКТ-компетентность учителя-логопеда – это стремление владеть информационной культурой, готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютера, мультимедиа-проектора, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Современные компьютерные технологии дают возможность подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Компьютер становится мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Компьютерные технологии представляют информацию в яркой, занимательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные технологии - современный инструмент педагога для преодоления дисбаланса между обучением и развитием ребёнка, возникающего в практике, когда обучение сводится к механическому заучиванию.

1.  Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования.

2.  Появляется возможность освоить детьми модель общения с вымышленными героями компьютерной игры, как основной для общения  с реальными людьми. Ребенок не стесняется своего дефекта.

3.  Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

4.  Во время логопедических занятий с использованием компьютерных программ у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.

5.  Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

6.  Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

7.  У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

Использование компьютерной технологии повышает мотивацию не только за счет игровой ситуации, на которой базируются упражнения, но и за счет того, что ребенок получает одобрение, похвалу и со стороны взрослых,  и со стороны компьютера.

Введение игровых форм обучения с использованием яркой компьютерной графики побуждает учащихся к более активной речи, общению, повышает у них настроение и вызывает интерес к учебному процессу. Те знания, которые дети получают на логопедических занятиях, успешно переносятся ими на свободную и учебную деятельность. Следовательно, компьютерные речевые игры способствуют повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Это было доказано в ходе проведенного эксперимента по использованию компьютерных технологий  на основе апробации компьютерной программы «Игры для Тигры» в нашем детском саду.

Дети лучше усваивали материал, с интересом занимались на занятиях, сократились сроки автоматизации звуков, повысился уровень речевого развития детей, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью.

По данным диагностики детей, на начало эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень развития не выявлен ни у одного ребенка, выше среднего-38%, средний-52%, ниже среднего-10%; интерес к занятиям был 70%; в контрольной группе соответственно выше среднего – 33%, средний – 57%, ниже среднего – 10%, интерес к занятиям – 70%.

На конец эксперимента:

В экспериментальной группе высокий уровень развития речи составил - 48%, выше среднего -43%, средний-9%, ниже среднего - нет; интерес к занятиям возрос до 95%. В контрольной группе высокий уровень – 48%, выше среднего – 37%, средний – 15%, ниже среднего –  нет, интерес к занятиям – 60%.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника.  

Однако сегодня мы не можем не признать тот факт, что компьютер еще не стал мощным помощником учителям - логопедам в реализации коррекционных программ. Во-первых, специализированных логопедических программ и игр не так уж и много, во-вторых, имеющиеся и разрекламированные разработки отпугивают высокой ценой, в – третьих, многие имеют несовершенства, требуют дополнений и изменений.

Поэтому возникла идея создать свой программный продукт - версию логопедических игр, известных детям в бумажном варианте, но перенесенных на компьютерную основу. В процессе создания  компьютерной версии логопедических игр было разработано и внедрено в практику  электронное пособие, которое называется « Веселая семейка».  Это семейка компьютерных героев. Пособие представляет собой систему взаимосвязанных гиперссылками презентаций.

Оно содержит  игры и упражнения на все группы звуков, которые чаще всего нарушаются. Это пособие позволяет работать над всеми сторонами речи. То есть логопед имеет возможность, работая над звуковой стороной речи, одновременно  развивать у ребенка и фонематический слух, и обогащать словарный запас, и устранять несовершенства грамматического строя языка, и совершенствовать связную речь и развивать психические процессы. По этим направлениям и подобраны и будут подбираться в дальнейшем игры и упражнения данного пособия.

Например, на подготовительном этапе работы над звуком при проведении артикуляционной гимнастики логопед проводит занятия перед зеркалом, предлагая ребенку при выполнении упражнения опираться на показ взрослого и на изображение артикуляционной позы на картинках или фотографиях. Этот вид работы требует многократного повторения одних тех же движений в течение достаточно длительного времени. Постепенно интерес детей к этому виду работы ослабевает, и логопеду приходится преодолевать явное или скрытое сопротивление детей. Использование в качестве опоры картинок и символов, включенных в мультимедийную презентацию, позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка.

 Кроме комплексов артикуляционной гимнастики в пособие включены игры на автоматизацию звука «Цветное пианино», «Собери бусы», «Добавь слог», «Выбери предмет», «Четвертый- лишний». Программный продукт «Веселая семейка» может использоваться  при обучении навыкам звукового анализа. С этой целью в пособие включен звуковой тренажер.

Пособие позволяет проводить работу не только по преодолению нарушений звукопроизношения, но и формировать лексико-грамматические средства языка. По этому направлению пособие содержит игры «Большой - маленький», «Один - много». На этапе работы над предложением можно использовать игру «Добавь слово». В пособии есть возможность развивать психические процессы через игры «Четвертый лишний», «Путаница». Используя предлагаемое пособие, логопед сможет не на словах, а на деле обеспечить качественную индивидуализацию учебного процесса, так как освоение новых речевых навыков будет происходить в свойственном ребенку темпе.

Компьютерные технологии позволяют обеспечить возможность свободного самостоятельного обращения к наглядным опорам как средствам, помогающим осознать смысл ситуации.

Использование компьютерных технологий необходимо и принципиально в том случае, когда за счет компьютерной поддержки педагог стремится изменить позицию ребенка в обучении, т. е. создать условия для формирования его активной позиции. Ребенок уверен в объективности машины, поэтому не спорит с компьютером и не обижается на него. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Таким образом, компьютерные технологии – мощный толчок в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка. Они позволяют не только преодолеть речевые нарушения, но и сформировать мотивацию ребенка к трудным для него коррекционным занятиям, новую активную позицию, осмыслить собственные успехи.

Одновременно с этим ИКТ в современном образовательном пространстве выступает как средство повышения  профессиональной компетентности самого учителя-логопеда. ИКТ-компетентность  является составляющей профессионального мастерства  современного педагога.

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионального мастерства учителя – логопеда -  одно из важнейших условий повышения качества образования.

Библиографический список:

  1. Косинова Е.М. « Уроки правильной речи» ЭКСМО, Москва, 2004
  2. Репина З.А. «Новые информационные технологии: специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» Вопросы гуманитарных наук, 2004 ,№ 5
  3. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Пермь, 2007
  4. Урсова О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-предметника .Материалы межрегиональной научно-практической конференции  Санкт-Петербург, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности

Профессиональная  компетентность –  интегральная характеристика  профессионализма, включающая  в себя развитые  личностно-деятельностные  структуры. Развитие личности лог...

«Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей»

ОглавлениеВведение…………………………………………………………………… 3- 4 стр.Глава 1. Теоретические подходы к решению проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов. ...

Проект" Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"

Описание проекта "Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Цифровизация образования предполагает широкое использование в обучении мобильных и интернет-технологий, притом не только как инструментов, но и как «среды существования», открывающей новые...

«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»

в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направл...