Рекомендации по организации речевого уголка в логопедической группе ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Семенова Елена Владимировна

Игровой и дидактический материал речевого уголка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации речевого уголка в логопедической группе ДОУ

 Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.

 В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул,  большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

 При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:

 наполняемость уголка;

 разнообразие материалов;

 возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых   нарушений;

 доступность;

 системность;

 эстетика оформления;

 ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

 В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

 фонематического слуха;

 дыхания;

 воздушной струи;

 артикуляционной моторики;

 правильного звукопроизношения;

 словаря;

 фразовой речи;

 мелкой моторики пальцев рук;

 звукового анализа и синтеза слогов и слов.

 Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,  физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ТНР.

 Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

 Материал, содержащийся в коррекционном уголке, может носить многофункциональный характер, использоваться в разных целях.

 Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.

 Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также  удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.

 Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки.

 Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Дидактический материал в речевом уголке  в подготовительной логопедической группе 

 Дидактические пособия

 Дидактические игры

Задачи

1.  Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

 «Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцветная поляна»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке ;«Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

 Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова

 «Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»; «Фонематика»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

 Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко); схема для характеристики звука.

  4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)

 Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте

 Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)»

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

 Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим буквы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по сло гам», «Родная природа»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; «Белоснежка» — читаем с подсказками; книжки-малышки и др.

 «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

 Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме)

 «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

 Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

 Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица», «Два козлика» и др.)

8. Развитие мелкой моторики

 Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв)

 Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и  др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация речевого уголка в разновозрастной группе компенсирующей направленности.

quot;Рекомендации по организация речевого уголка в разновозрастной группе компенсирующей направленности"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Особенности организации психологических уголков в группе МДОАУ"

В буклете представлен перечень материалов и оборудования, который может входить в психологический уголок в группе ДОУ...

Методические рекомендации к оформлению речевых уголков групп детского сада

Содержание речевого уголка в группах дектского сада....

Организация речевых режимов в логопедической группе для детей с заиканием

В презентации раскрыта одна из технологий формирования плавной речи у детей с заиканием. Материал может быть интересен логопедам, психологам, родителям детей, страдающих заиканием....

Организация речевого уголка в условиях группы

Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности. Оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речи достигается путем создания речевого уголка....

Методические рекомендации по организации речевого уголка в ДОО

Методические рекомендации по организации речевого уголка в ДОО...

Рекомендации по организации речевого уголка в группе детского сада

Консультация адресована воспитателям общеразвивающих групп и групп коррекционной направленности...