Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы: Звук «Ш» и буква Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Девальд Ольга Николаевна

Образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_rechevoe_zvuk_sh_bukva_sh.docx29.05 КБ
Файл zvuk_sh_1.pptx1.37 МБ
Файл zvuk_sh_2.pptx2.27 МБ
Файл zvuk_sh_3.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Конспект ООД по обучению грамоте

с использованием ИКТ

с детьми подготовительной к школе№ 6

Образовательная область: «Речевое развитие».

Тема: Звук «Ш» и буква Ш.

Составила

воспитатель:

Девальд .О.Н.

Югорск

 2017


Тема: «Звук [Ш] и буква Ш».

Тип: Обобщающее.

Цель: создание условий по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать углублять и систематизировать представления о звуках и звуковом  анализе слова; составлять и записывать с помощью схемы предложения: (сложное, простое, повествовательное, восклицательное, вопросительное).

Уточнить показ артикуляционной гимнастики и артикуляцию звука [Ш].

Совершенствовать умения подбирать слово с заданным звуком [Ш], находить позицию данного звука.

Упражнять в чтении односложных и двухсложных слов; с помощью картинок находить  слово по первым звукам.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок;  зрительное внимание, память, все виды моторики; речевые навыки.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде; коллективе, слушать воспитателя.

Методы обучения:

Словесные: беседы, указание, поощрение.

Метод наглядной передачи с использованием ИКТ; словесный, контроль, игровая ситуация; деление на команды по признаку цвета.

Предварительная работа:

Беседа о звуках, составление звукобуквенного анализа.

Упражнение в чтении односложных и двухсложных слов; с помощью картинок находить "спрятанное" слово по первым звукам.

Материалы:

Демонстрационный: слайды к презентации  ООД.

Раздаточный: схема-таблица для звукобуквенного анализа, фишки;

карточки для задания «Подчеркни букву Ш »; картинки для оценивания друг друга; цветные фигуры для работы в команде по признаку цвета.

Оборудование: компьютер,  интерактивная доска, указка.


Ход ООД:

Организация

Содержание

I. Организационный момент.

Слайд№ 1

(Жан)

Слайд№2

(письмо)

Артикуляционная гимнастика

Слайд№3

-Дверь открою стану звать ребят

Ребят в гости приглашать

Встали на дорожку подравняли ножки.

-Ребята, наш друг из Африки, Жан прислал нам письмо на английском языке.

-С помощью компьютера я перевела текст с английского языка на русский.

-Хотите узнать, что пишет нам Жан?

Письмо:

-Здравствуйте мои друзья!

-Я очень хочу изучить русский язык, но у меня не все получается, особенно путаю произношение звуков.

-Помогите мне, пожалуйста.

С уважением Жан.

-Ребята, поможем Жанну изучить русский язык?

-Чтобы Жанну было легче усвоить нашу грамоту, надо научить его выполнять артикуляционную гимнастику.

-Внимание на экран:

-Готовы? Начали!

-Первое упражнение: «Грибочек»

-Второе упражнение: «Мостик»

-Третье упражнение: «Трубочка»  

-Четвертое упражнение: «Бабочка»

-Пятое упражнение: «Толстячки - Худышки»

-Молодцы!

-Сегодня Мы Жанну расскажем про звук (Ш).

-Вспомните артикуляцию звука (Ш).

(дети выполняют артикуляцию данного звука)

-Какой это звук?

-Как вы догадались?

-Твердый или мягкий? (почему?)

-Звонкий или глухой?

–Как проверим? (с помощью горлышка).

-Внимание на экран:

-А сейчас, познакомим Жана с чистоговорками с данным звуком.

-Внимание! Читаем и проговариваем четко, следим за речевым аппаратом.

-Ша-ша-ша-я – качаю малыша.

-Ши-ши-ши-глубоко дыши.

-Шо-шо-шо-поем мы хорошо.

-Шу-шу-шу-пилотку я ношу.

-Ше-ше-ше-утка в камыше.

-Молодцы!

-А сейчас, произнесите последнее предложение громко (тише, тихо, шепотом).

-Молодцы! Я думаю, Жан повторял за нами и у него все получилось.

Д/у «Прочти слово, раздели его на слоги, назови позицию звука».

Слайд№4

-А сейчас, сядет на стульчик тот, кто прочитает слово,  определит, сколько в нем слогов и на каком месте стоит звук «Ш»?

-Внимание, экран:

-Работаем быстро, начали.

-Как определили количество слогов?

-Верно, молодцы!

Жану есть чему у вас поучиться

-Молодцы, с упражнением вы справились!

Игровой момент

С/д игра: « Постучим».

Задание

«Характеристика звуков»

Слайд№ 5

-А сейчас, мы с вами поиграем с нашими ушками, чтобы они были внимательными и хорошо слышали. Игра называется «Постучим».

-Вы все закроите глаза, они будут отдыхать, а ваши ушки будут работать, внимательно слушать    ритм бубна.

-А,  затем этот ритм бубна,  вы повторите с помощью хлопков в ладоши.

 (потопав ногой).

- Всем, понятно?

Приготовились?

- Начали.

- С игрой все справились, молодцы!

-Ребята, давайте Жану расскажем правила

 русского языка.

-Какие звуки есть в русском языке? (гласные и согласные).

-Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным).

-Как вы определяете, что это гласные звуки?

(когда мы произносим гласные звуки, то во рту нет преграды) Верно, молодцы!

-Что вы еще знаете о гласных звуках? (в алфавите их шесть; они бывают ударные и безударные)

-Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (синим или зеленым)

-Как вы определяете, что это согласные звуки?

(когда мы произносим согласные звуки, то во рту есть преграда: язык, губы, зубы).

-Что вы еще можете сказать о согласных звуках?

(Они бывают твердыми и мягкими)

-Как мы узнаем, что это твердый звук? (Когда мы произносим твердый звук, он звучит серьезно, сердито, твердо)

-А как мы узнаем, что это мягкий звук? (Когда мы произносим мягкий звук, он звучит с улыбочкой).

-Что еще вы можете рассказать о согласных звуках? (Они бывают звонкими и глухими)

-Как мы определяем, что это звонкий звук? (Горло вибрирует, звучит)

-Как мы узнаем, что это глухой звук? (Горло молчит)

-Какое правило вы знаете о звуках и буквах?

(звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем).

-Верно, молодцы!

-Что получится, если звуки соединятся?

(получатся слоги).

-Что получится, если слоги соединятся?

(получатся слова).

-Что получится, если слова соединятся?

 (получатся предложения).

-Что получится, если предложения соединятся?

 (получится текст).

-А какие бывают тексты?

(стихи, рассказы, повести, былины).

-Верно, молодцы!

Физминутка: « Буквы»

(Дети стоят в кругу)

-А сейчас детвора, отдохнуть пришла пора

-В старом дереве дупло,

это домик буквы О.

(дети показывают движением руки букву О).

-Рядом с нею на суку,

примостилась буква У.

(дети садятся на корточки)

-В гости к ним из далека,

прибежала буква А.

(дети бегут по кругу).

-Прилетела буква Я на спине у воробья.

(машут руками как крыльями).

-Буквы стали веселиться:

-И смеяться (хи-хи-хи) и кружиться.

-То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки.

-То присядут, отдохнут

то опять плясать начнут.

Задание:

«Звуковой анализ слова»

Слайд № 6

Чтобы перейти к следующему заданию, предлагаю вам занять рабочие места и вспомнить правила работы за столом.

-Внимание на экран!

-Для Вас на экране представлено слово для звукового анализа слова.

-Составляем схему данного слова.

-Выложите схему фишками.

-Какой первый звук в слове «Школа».

(почему этот звук обозначили синим цветом?)

(про все звуки спросить; когда работаем со звуком «О», спросить, что еще можно сказать об этом звуке).

-Сколько звуков в слове «Школа»;

-Сколько согласных звуков?

-Сколько гласных звуков?

-Сколько слогов в этом слове?

-Как вы догадались?

-Проверяем задание  с помощью экрана. Молодцы!

Задание:

«Составьте слово из первых звуков»

Слайд№ 7

-Переходим к следующему этапу обучения нашего друга.

-По первым звукам картинок, мы научим

Жанна составлять слово.

-Внимание, экран!

-Молодцы!

Гимнастика для глаз

Слайд № 8, 9.

-Внимание!

Игровая пауза для глаз.

Задание:

Д/у « Составь и запиши с помощью схемы предложение».

(сложное, простое).

Слайд№ 10, 11.

-А сейчас предлагаю показать Жанну, как мы умеем работать в команде.

-Сегодня мы разделимся на команды по признаку:

«Цвета» (показать картинку-признак).

-На столе лежат цветные фигуры, выберите одну из них.

-Соединитесь в команды по цвету, для этого, найдите цветок вашего цвета и встаньте возле него.

-Внимание на экран!

-Какое время года изображено на экране?

-Верно, весна.

-Выбери те капитанов команды.

-Выберите картину по цвету вашей карты.

-Какие бывают предложения? (простые и сложные).

-Составьте простое предложение повествовательное; вопросительное; восклицательное!

-Произнесите его голосом.

-Капитаны команд запишут предложение у доски схематично, а мы проверим.

Молодцы!

-Жанн я думаю тоже составил предложение.

Задание:

«Подчеркни букву Ш»

«зачеркните букву «Ж»

Работа по карточке.

Слайд № 12

-Ребята, перед вами на столе лежит карточка с разными буквами.

-Внимание, задание: подчеркни букву Ш»

«зачеркните букву «Ж».

-Покажите Жанну, как правильно дети сидят за партой, располагают карточку на парте, держат карандаш.

-Ребята, а сейчас, я предлагаю вам

Проверить друг друга: если есть одна ошибка,  накладываем картинку с изображением тучки, а если нет ошибок, то накладываем картинку солнышко.

Итог

Рефлексия

Слайд № 13

-От кого пришло письмо?

Кому мы помогали?

Давайте, вспомним, какие задания мы выполняли.

Какое задание было самым сложным?

Какое самым интересным?

Какое задание вы выполняли с легкостью?

-А сейчас, давайте  оформим наши ответы в виде эмблемы нашего детского сада.

-Пусть солнечные лучики покажут:

Малиновые - вам было легко и интересно выполнять задания.

Оранжевые – вы испытывали небольшие трудности, но вы все равно с ними справились.

Голубые – вам было трудно выполнять задания.

-Посмотрите, как засверкало своими лучиками солнышко, но, а кому было трудно,

не огорчайтесь.

-У нас с вами еще будет время позаниматься.

Как вы думаете, Жанну пригодятся ваши знания?

Вы молодцы! Не оставили своего друга, а откликнулись на его просьбу помочь ему узнать нашу русскую грамоту. Я думаю, что и он вам поможет изучить английский язык. Жан Вас благодарит, он по электронной почте прислал вам письмо на русском языке. Прочитайте его: «Ребята, спасибо за помощь!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Vydkcn ! C;lvonjdps , gfhruycv fjf

Слайд 4

Прочитай и определи, на каком месте находится звук «Ш», и сколько слогов в слове ШАР ШАПКА КАША ШИЛО ПУШОК СУШКА ГОРШОК ЧАШКА ТИШЕ ШАРЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВИЛА РУССКОЙ ГРАМОТЫ

Слайд 2

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Слайд 3

СОСТАВЬ СЛОВО ПО ПЕРВЫМ ЗВУКАМ КАРТИНОК А Ш К Ш И


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПОДЧЕРКНИ БУКВУ «Ш», ЗАЧЕРКНИ БУКВУ «Ж»

Слайд 3

Ребята, спасибо за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Материал может быть использован как готовая разработка в работе по предшкольной подготовке, с группой воспитанников, имеющих заключение общее недоразвитие речи IV уровня и фонетико-фонематическое недо...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Автор-составитель: Чередникова Ирина ВалерьевнаМесто работы, должность: МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Тополек», учитель-логопед высшей категории.Предмет: обучение грамотеКласс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Наш гость - Инопланетянин» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по обучению грамоте«Наш гость  - Инопланетянин»в подготовительной к школе группе                         ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...

Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе Цель: выявление степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.Задачи:Коррекцио...

"Дифференциация С - З" конспект КОД по обучению грамоте для воспитанников с ТНР подготовительной к школе группы во 2 периоде

Конспект подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по обучению грамоте воспитанников подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи во 2 периоде. Тема &l...

Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза в подготовительной к школе группе "Звуки Д-Дь. Буква Д"

Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза "Звуки Д-Дь. Буква Д". Обучение чтению с помощью пособия Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом" ...