Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы: Звук «Ш» и буква Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Образовательная область "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_rechevoe_zvuk_sh_bukva_sh.docx | 29.05 КБ |
zvuk_sh_1.pptx | 1.37 МБ |
zvuk_sh_2.pptx | 2.27 МБ |
zvuk_sh_3.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Конспект ООД по обучению грамоте
с использованием ИКТ
с детьми подготовительной к школе№ 6
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тема: Звук «Ш» и буква Ш.
Составила
воспитатель:
Девальд .О.Н.
Югорск
2017
Тема: «Звук [Ш] и буква Ш».
Тип: Обобщающее.
Цель: создание условий по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать углублять и систематизировать представления о звуках и звуковом анализе слова; составлять и записывать с помощью схемы предложения: (сложное, простое, повествовательное, восклицательное, вопросительное).
Уточнить показ артикуляционной гимнастики и артикуляцию звука [Ш].
Совершенствовать умения подбирать слово с заданным звуком [Ш], находить позицию данного звука.
Упражнять в чтении односложных и двухсложных слов; с помощью картинок находить слово по первым звукам.
Развивающие:
Развивать слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок; зрительное внимание, память, все виды моторики; речевые навыки.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в команде; коллективе, слушать воспитателя.
Методы обучения:
Словесные: беседы, указание, поощрение.
Метод наглядной передачи с использованием ИКТ; словесный, контроль, игровая ситуация; деление на команды по признаку цвета.
Предварительная работа:
Беседа о звуках, составление звукобуквенного анализа.
Упражнение в чтении односложных и двухсложных слов; с помощью картинок находить "спрятанное" слово по первым звукам.
Материалы:
Демонстрационный: слайды к презентации ООД.
Раздаточный: схема-таблица для звукобуквенного анализа, фишки;
карточки для задания «Подчеркни букву Ш »; картинки для оценивания друг друга; цветные фигуры для работы в команде по признаку цвета.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, указка.
Ход ООД:
Организация | Содержание |
I. Организационный момент. Слайд№ 1 (Жан) Слайд№2 (письмо) Артикуляционная гимнастика Слайд№3 | -Дверь открою стану звать ребят Ребят в гости приглашать Встали на дорожку подравняли ножки. -Ребята, наш друг из Африки, Жан прислал нам письмо на английском языке. -С помощью компьютера я перевела текст с английского языка на русский. -Хотите узнать, что пишет нам Жан? Письмо: -Здравствуйте мои друзья! -Я очень хочу изучить русский язык, но у меня не все получается, особенно путаю произношение звуков. -Помогите мне, пожалуйста. С уважением Жан. -Ребята, поможем Жанну изучить русский язык? -Чтобы Жанну было легче усвоить нашу грамоту, надо научить его выполнять артикуляционную гимнастику. -Внимание на экран: -Готовы? Начали! -Первое упражнение: «Грибочек» -Второе упражнение: «Мостик» -Третье упражнение: «Трубочка» -Четвертое упражнение: «Бабочка» -Пятое упражнение: «Толстячки - Худышки» -Молодцы! -Сегодня Мы Жанну расскажем про звук (Ш). -Вспомните артикуляцию звука (Ш). (дети выполняют артикуляцию данного звука) -Какой это звук? -Как вы догадались? -Твердый или мягкий? (почему?) -Звонкий или глухой? –Как проверим? (с помощью горлышка). -Внимание на экран: -А сейчас, познакомим Жана с чистоговорками с данным звуком. -Внимание! Читаем и проговариваем четко, следим за речевым аппаратом. -Ша-ша-ша-я – качаю малыша. -Ши-ши-ши-глубоко дыши. -Шо-шо-шо-поем мы хорошо. -Шу-шу-шу-пилотку я ношу. -Ше-ше-ше-утка в камыше. -Молодцы! -А сейчас, произнесите последнее предложение громко (тише, тихо, шепотом). -Молодцы! Я думаю, Жан повторял за нами и у него все получилось. |
Д/у «Прочти слово, раздели его на слоги, назови позицию звука». Слайд№4 | -А сейчас, сядет на стульчик тот, кто прочитает слово, определит, сколько в нем слогов и на каком месте стоит звук «Ш»? -Внимание, экран: -Работаем быстро, начали. -Как определили количество слогов? -Верно, молодцы! Жану есть чему у вас поучиться -Молодцы, с упражнением вы справились! |
Игровой момент С/д игра: « Постучим». Задание «Характеристика звуков» Слайд№ 5 | -А сейчас, мы с вами поиграем с нашими ушками, чтобы они были внимательными и хорошо слышали. Игра называется «Постучим». -Вы все закроите глаза, они будут отдыхать, а ваши ушки будут работать, внимательно слушать ритм бубна. -А, затем этот ритм бубна, вы повторите с помощью хлопков в ладоши. (потопав ногой). - Всем, понятно? Приготовились? - Начали. - С игрой все справились, молодцы! -Ребята, давайте Жану расскажем правила русского языка. -Какие звуки есть в русском языке? (гласные и согласные). -Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным). -Как вы определяете, что это гласные звуки? (когда мы произносим гласные звуки, то во рту нет преграды) Верно, молодцы! -Что вы еще знаете о гласных звуках? (в алфавите их шесть; они бывают ударные и безударные) -Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (синим или зеленым) -Как вы определяете, что это согласные звуки? (когда мы произносим согласные звуки, то во рту есть преграда: язык, губы, зубы). -Что вы еще можете сказать о согласных звуках? (Они бывают твердыми и мягкими) -Как мы узнаем, что это твердый звук? (Когда мы произносим твердый звук, он звучит серьезно, сердито, твердо) -А как мы узнаем, что это мягкий звук? (Когда мы произносим мягкий звук, он звучит с улыбочкой). -Что еще вы можете рассказать о согласных звуках? (Они бывают звонкими и глухими) -Как мы определяем, что это звонкий звук? (Горло вибрирует, звучит) -Как мы узнаем, что это глухой звук? (Горло молчит) -Какое правило вы знаете о звуках и буквах? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем). -Верно, молодцы! -Что получится, если звуки соединятся? (получатся слоги). -Что получится, если слоги соединятся? (получатся слова). -Что получится, если слова соединятся? (получатся предложения). -Что получится, если предложения соединятся? (получится текст). -А какие бывают тексты? (стихи, рассказы, повести, былины). -Верно, молодцы! |
Физминутка: « Буквы» (Дети стоят в кругу) | -А сейчас детвора, отдохнуть пришла пора -В старом дереве дупло, это домик буквы О. (дети показывают движением руки букву О). -Рядом с нею на суку, примостилась буква У. (дети садятся на корточки) -В гости к ним из далека, прибежала буква А. (дети бегут по кругу). -Прилетела буква Я на спине у воробья. (машут руками как крыльями). -Буквы стали веселиться: -И смеяться (хи-хи-хи) и кружиться. -То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки. -То присядут, отдохнут то опять плясать начнут. |
Задание: «Звуковой анализ слова» Слайд № 6 | Чтобы перейти к следующему заданию, предлагаю вам занять рабочие места и вспомнить правила работы за столом. -Внимание на экран! -Для Вас на экране представлено слово для звукового анализа слова. -Составляем схему данного слова. -Выложите схему фишками. -Какой первый звук в слове «Школа». (почему этот звук обозначили синим цветом?) (про все звуки спросить; когда работаем со звуком «О», спросить, что еще можно сказать об этом звуке). -Сколько звуков в слове «Школа»; -Сколько согласных звуков? -Сколько гласных звуков? -Сколько слогов в этом слове? -Как вы догадались? -Проверяем задание с помощью экрана. Молодцы! |
Задание: «Составьте слово из первых звуков» Слайд№ 7 | -Переходим к следующему этапу обучения нашего друга. -По первым звукам картинок, мы научим Жанна составлять слово. -Внимание, экран! -Молодцы! |
Гимнастика для глаз Слайд № 8, 9. | -Внимание! Игровая пауза для глаз. |
Задание: Д/у « Составь и запиши с помощью схемы предложение». (сложное, простое). Слайд№ 10, 11. | -А сейчас предлагаю показать Жанну, как мы умеем работать в команде. -Сегодня мы разделимся на команды по признаку: «Цвета» (показать картинку-признак). -На столе лежат цветные фигуры, выберите одну из них. -Соединитесь в команды по цвету, для этого, найдите цветок вашего цвета и встаньте возле него. -Внимание на экран! -Какое время года изображено на экране? -Верно, весна. -Выбери те капитанов команды. -Выберите картину по цвету вашей карты. -Какие бывают предложения? (простые и сложные). -Составьте простое предложение повествовательное; вопросительное; восклицательное! -Произнесите его голосом. -Капитаны команд запишут предложение у доски схематично, а мы проверим. Молодцы! -Жанн я думаю тоже составил предложение. |
Задание: «Подчеркни букву Ш» «зачеркните букву «Ж» Работа по карточке. Слайд № 12 | -Ребята, перед вами на столе лежит карточка с разными буквами. -Внимание, задание: подчеркни букву Ш» «зачеркните букву «Ж». -Покажите Жанну, как правильно дети сидят за партой, располагают карточку на парте, держат карандаш. -Ребята, а сейчас, я предлагаю вам Проверить друг друга: если есть одна ошибка, накладываем картинку с изображением тучки, а если нет ошибок, то накладываем картинку солнышко. |
Итог Рефлексия Слайд № 13 | -От кого пришло письмо? Кому мы помогали? Давайте, вспомним, какие задания мы выполняли. Какое задание было самым сложным? Какое самым интересным? Какое задание вы выполняли с легкостью? -А сейчас, давайте оформим наши ответы в виде эмблемы нашего детского сада. -Пусть солнечные лучики покажут: Малиновые - вам было легко и интересно выполнять задания. Оранжевые – вы испытывали небольшие трудности, но вы все равно с ними справились. Голубые – вам было трудно выполнять задания. -Посмотрите, как засверкало своими лучиками солнышко, но, а кому было трудно, не огорчайтесь. -У нас с вами еще будет время позаниматься. Как вы думаете, Жанну пригодятся ваши знания? Вы молодцы! Не оставили своего друга, а откликнулись на его просьбу помочь ему узнать нашу русскую грамоту. Я думаю, что и он вам поможет изучить английский язык. Жан Вас благодарит, он по электронной почте прислал вам письмо на русском языке. Прочитайте его: «Ребята, спасибо за помощь!» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Vydkcn ! C;lvonjdps , gfhruycv fjf
Прочитай и определи, на каком месте находится звук «Ш», и сколько слогов в слове ШАР ШАПКА КАША ШИЛО ПУШОК СУШКА ГОРШОК ЧАШКА ТИШЕ ШАРЫ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
СОСТАВЬ СЛОВО ПО ПЕРВЫМ ЗВУКАМ КАРТИНОК А Ш К Ш И
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОДЧЕРКНИ БУКВУ «Ш», ЗАЧЕРКНИ БУКВУ «Ж»
Ребята, спасибо за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".
Материал может быть использован как готовая разработка в работе по предшкольной подготовке, с группой воспитанников, имеющих заключение общее недоразвитие речи IV уровня и фонетико-фонематическое недо...
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".
Автор-составитель: Чередникова Ирина ВалерьевнаМесто работы, должность: МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Тополек», учитель-логопед высшей категории.Предмет: обучение грамотеКласс...
Конспект занятия по обучению грамоте «Наш гость - Инопланетянин» в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по обучению грамоте«Наш гость - Инопланетянин»в подготовительной к школе группе ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».
Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...
Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе
Конспект ООД по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе Цель: выявление степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.Задачи:Коррекцио...
"Дифференциация С - З" конспект КОД по обучению грамоте для воспитанников с ТНР подготовительной к школе группы во 2 периоде
Конспект подгрупповой коррекционной образовательной деятельности по обучению грамоте воспитанников подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи во 2 периоде. Тема &l...
Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза в подготовительной к школе группе "Звуки Д-Дь. Буква Д"
Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза "Звуки Д-Дь. Буква Д". Обучение чтению с помощью пособия Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом" ...