Консультация "Семейное чтение"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В консультации отражены современные подходы к проблеме семейного чтения. Освещены методы и приемы для прведения семейного чтения. Прилагается красочная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie_1.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Здравствуйте, уважаемые слушатели. Вопросы нравственного воспитания детей всегда занимали приоритетное место в дошкольном образовании и на сегодня главной задачей ДОО остается – ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей.

И мое желание выступить по данной теме неслучайно, мы столкнулись с тем, что современные дети не часто просят взрослых почитать им, так как чуть ли не с первых дней ребенку «вручается» в руки сотовый телефон, айфон, планшет, а как только ребенок начинает самостоятельно ходить, любимым местопровождением становится компьютерный стол и экран компьютера ,

и все это взамен первых колыбельных песен ,пестушек , потешек, что является первой ступенькой для эмоционального контакта между ребенком и членами семьи. Эта ступенька очень важна у ребенка для развития слухового восприятия , интонационной выразительности речи. Все реже используют родители детские стихи, сказки. Постепенно теряется эмоционально- духовная ниточка связывающая всех членов семьи.

Педагоги ДОУ отмечают, что,  подрастая, наши воспитанники все меньше интересуются  детской художественной литературой, а из бесед с детьми выясняется, что многие родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. А ведь родители должны не только как можно чаще читать детям, а читать , вызывая у детей желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения, желание беседовать по содержанию прочитанного, задавать вопросы, обсуждать поступки героев. Со своей стороны взрослые должны отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Именно чтение сказок  и рассказов позволяет детям познакомиться с такими нравственными категориями: добро – зло, любовь – ненависть, искренность – лживость, милосердие – бессердечие, уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и способствует возникновению семейных обычаев, традиций.

Чтобы привить любовь к чтению, нужно сделать этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом. Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение. Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности. Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и превращать их в песенки.

Что делать, если малыш не проявляет интерес к чтению книги?

Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Улучите момент, когда малыш займётся игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Замечательно, если по ходу чтения ребёнок будет договаривать последний звук, слог, слово.

Дети с удовольствием озвучивают «Путаницу» К. Чуковского. Попробуйте попросить ребёнка изобразить кого-нибудь из героев рассказа или стишка по ходу чтения или сами продемонстрируйте действия персонажа. Спросите, кто это был, что делал.

Особенность нашего ДОУ- мы принимаем детей с 1г 3мес.И,  важно, что именно воспитатель  группы  раннего возраста -Щербакова Т. М. организовала «Мамину школу». Одна из главных задач этой «школы» - приобщение родителей к семейному чтению через ознакомление детей и взрослых с устным народным творчеством. Когда идет процесс адаптации ребенка к детском саду потешки и прибаутки, попевки и поговорки способствуют успокоению ребенка, вживанию его в новый коллектив

За последние годы в нашем ДОУ собрано много материала в электронном виде по данной теме для педагогов и родителей. Для детей младшего возраста в группах созданы уголки социально- нравственного развития. Для старших дошкольников – уголки патриотического воспитания.

 По теме духовно – нравственного воспитания в нашем саду проведены следующие мероприятия;

- открытое м-е в подг. гр. Сюжетно-ролевая игра « Путешествие на корабле»;

- НОД «Что такое дружба» в стар.гр., « Знакомство с профессиями» в мл. гр.;

- родительские собрания: «Семейные традиции» в ср. гр. и «Дерево держится корнями, а человек семьей»( по пословицам и поговоркам)в под. Гр.

Также в ДОО проходит « Неделя Добра» - старшие дошкольники берут шефство над малышами: одевают их на прогулку, дарят подарки , сделанные своими руками, показывают драматизацию сказки.

Педагоги нашего детского сада возродили традицию - посещение старшими дошкольниками городской библиотеки. Дети с удовольствием участвуют  в тематических викторинах, выставках, посвященных юбилейным датам писателей и поэтов. Есть дети, которые являются постоянными читателями библиотеки, домой берут книги, читают с родителями, рисуют рисунки

Еще одной формой способствующей семейному чтению является читательский дневник. Это красочные странички, которые оформляются родителями и вкладываются в портфолио ребенка. В читательском дневнике родители записывают: дату, автора и прочитанное произведение. Также краткое содержание ( по пересказу ребенка) и его впечатления о прочитанном. Пожеланию ребенок может нарисовать рисунок. Сначала выставка рисунков организуется в приемной группы, затем рисунки передаются в библиотеку.

Портфолио представляет собой красочный материал о ребенке и его семье: странички об имени ребенка, семейные традиции, достижения, увлечения.

Традиционно, что меня ,как логопеда приглашают на родительские собрания, где я обращаю внимание родителей на важность семейного чтения как развития речи ребенка. В каждой группе в начале учебного года в логопедический уголок для родителей помещаю список рекомендуемой литературы для каждого возраста и памятку « По организации семейного чтения».

Для родителей старших дошкольников на родительских собраниях

 провожу консультации:

- « Использование мнемотехники в заучивании стихов»

- «Изготовление настольного театра для драматизации сказов»

Хочется подвести итог своему выступлению и надеяться на то, что современными  семейными традициями станут не только походы с шашлыками, а тесное общение между членами семьи, и многими забытое семейное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...