Развитие связной речи дошкольников в детском саду
статья по логопедии на тему
Развитие связной речи дошкольников в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников в детском саду
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью.
В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).
В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов.
Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Развитие связной речи происходит:
- во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы)
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей детского сада на тему "Развитие связной речи дошкольников", "Играем на кухне"
Буклет для родителей детского сада на тему "Развитие связной речи дошкольников", "Играем на кухне"...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Практикум для родителей «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»
Мероприятие провоодилось в рамках Семейного клуба "Содружество"...

"Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"
quot;Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"...
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей в детском саду и дома»
Семинар-практикум для родителей«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...