Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей в детском саду и дома»
консультация (младшая группа)

Семинар-практикум для родителей

«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

                                                             подготовила: воспитатель Гумерова Н.М.

Семинар-практикум для родителей

«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»

Материалы и оборудование: экран и мультимедиа проектор; бейджи трех цветов на каждого родителя; 3 стола; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджи у родителей; музыкальный центр; аудиозаписи со спокойной и веселой музыкой; полочка с новыми игрушками; листы с заданиями для каждой команды; ручки; иллюстрации к картинам «Грачи прилетели» Саврасова А. К. и «Три богатыря» Васнецова В. М. ; листы бумаги и цветные фломастеры.

                                      Ход семинара – практикума

1 .Приветствие

При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета.

- Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас.

«Давайте поздороваемся! » - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.

Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия.

2. «Мозговой штурм»

- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.

- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно, тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома».Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».

1. Что такое связная речь?

2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?

3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!

З. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»

Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

- Какие важные характеристики связной речи мы можем выделить из определения?

- Каково назначение связной речи?

Связная речь не существует сама по себе, она есть результат сложения других сторон речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, словарь, без них связная речь бедна и неправильна.

Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.

- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ) .

Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.

Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.

- Скажите, для детей 5-6 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему?

По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, рассказывание) .

- Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании. Оно может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.

Итогом рассказывания является рассказ.

- Какой вид рассказывания наиболее простой? Наиболее сложный?

- От каких условий зависит развитие связной речи?

4. Практикум «Когда моя семья со мной»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации? »

Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.

5. Мини-лекция «Обучение детей рассказыванию в детском саду»

Детей 5-б лет учат связно рассказывать на занятиях по развитию речи, вне занятий коллективно и индивидуально. Показателями связной речи являются:

-понятность

-последовательность

-логичность

-точность

-плавность

-связность

выразительность

В соответствии с этими показателями детей:

1. Учат понимать тему рассказа или картины, раскрывать ее в рассказе, давать название картине, заголовок рассказу;

2. Учат соблюдать структуру рассказа, понимать, о чем говорится в каждой части рассказа; составлять план-схему, план-рисунок рассказ;

3. Учат использовать разные средства связи между предложениями, между частями рассказа;

4. Учат плавно рассказывать, без пауз;

5. Учат использовать интонацию и выразительные средства языка (красивые слова). Например, снег мягкий и пушистый, как вата, укутывает (олицетворение) белым покрывалом (метафора) все вокруг.

Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы.

Описание

1 часть = название предмета (например, стол) ;

2 часть = перечисление его свойств, качеств, действий (например, он деревянный, с металлическими ножками, небольшой) ;

3 часть = оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый) .

Повествование - это развитие сюжета во времени и логической последовательности.

Жесткая структура рассказа:

1 часть - с чего все началось;

2 часть - развитие событий;

3 часть - чем закончилось.

Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей.

1 часть - тезис;

2 часть - доказательство;

3 часть - вывод.

Контаминация - смешанный тип рассказа.

В старшей группе уже достаточно хорошо умеют составлять описания; большой упор на обучение повествованию; рассуждение пока только в зачаточном виде.

Чтобы научиться составлять повествовательный рассказ, нужно знать:

1. Разные способы зачина. У вас на столах листочки с заданиями.

Прочитайте и выполните задание 1;

2. Разные средства связи предложений между частями и между предложениями. Прочитайте и выполните задание 2.

6. Игровой практикум

В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны?

Звучит музыка, в зал входят дети.

- Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.

- Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры-описания. Согласны?

1 игра «3агадки»

Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать конфеты, которые съедите в группе.

Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно.

Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их.

-Молодцы!

2 игра «Радио»

Сегодня диктором на радио будет. .. Выходи сюда и объявляй! А вы, уважаемые родители, должны отгадать о ком идет речь! За каждого правильно отгаданного человека,

громкие аплодисменты!

Дети описывают кого-нибудь из ребят группы. Родители угадывают детей.

Молодцы!

3 игра «Магазин игрушек»На полочке стоят новые игрушки. Родители будут «продавать» вам, ребята, игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая. .. » Если ребенок отгадал, должен заплатить за нее вежливым словом и комплиментом. «Купленными» игрушками вы, ребята, можете дружно вместе поиграть в группе. Поблагодарите взрослых за то, что они с вами поиграли. А теперь отправляйтесь в группу играть новыми игрушками.

Дети под музыку уходят из зала.

-Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание)

7. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картинке»

- Пришла пора проверить, что вы запомнили.

Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.

- Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование.

Описание - вы зритель перед картиной:

1 часть - название автора;

2 часть - перечисление всех героев, их положение в пространстве, одежда, их действия.

3 часть - отношение к картинке.

Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть) ; затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть) ; чем все закончилось (нет на картине, 3 часть) .

Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель:

-Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.

-Что вы видите на картине?

-О чем эта картина?

-Как ее можно назвать?

-Давайте придумаем рассказ по этой картине.

-Сколько частей должно быть в рассказе? (3).

-Назовите их.

-О чем можно рассказать в первой части?

-О чем во второй части?

-О чем в третьей?

-Нарисуйте план-схему, план из рисунков к рассказу:

-Запишите свой рассказ на листе.

-Что было трудно? Почему?

8. Игра «Прямой эфир»

Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты.

Родители по одному от группы по желанию берут микрофон – кеглю и дают устные рекомендации по развитию связной речи.

9. Обратная связь (с мячом)

- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?

- Что понравилось? Что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Практикум для родителей «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»

Мероприятие провоодилось в рамках Семейного клуба "Содружество"...

Семинар-практикум «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»...