Практикум для родителей «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»
методическая разработка по логопедии

Шваб Яна Владимировна

Мероприятие провоодилось в рамках Семейного клуба "Содружество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для роодителей

«Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»

Цель: создание условий для формирования педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;

привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

План проведения:

Вступительная часть.

Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Практикум

Заключительная часть.

Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Значение речи в жизни людей огромно.Сл.2 Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Сл.3 На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.

Сл.4 К 5 - 6 годам  современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Сл.5 Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Следующий компонент – это лексика,Сл.6  т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

В структуру речи входит и грамматика. Сл.7  Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе;  на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях, во время проведения  игр.

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?(Высказывания родителей)

Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным.

А когда дошкольник не задаёт вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Практическая часть

А сейчас мы  предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом и просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или « Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам  большую конфету».

Говорим по-разному

Для игры мне нужно 3 участника:

Вам нужно прочитать стихотворение с удивление, вы читаете в расстроенных чувствах, а вы со злостью

А теперь нужно прочитать с акцентами: Армянский, французский, украинский.

Игра «Разными глазами»

Для игры мне нужно 3 участника:

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Обыгрывание сказки «Теремок»

Герои: Мышка-норушка;

Лягушка-квакушка;

Зайчик-побегайчик;

Лисичка-сестричка;

Волчок-серый бочок;

Медведь косолапый.

Итог

Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

Я благодарю вас за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома Учитель-логопед: Шваб Я.В.

Слайд 2

Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека

Слайд 3

ПРОБЛЕМА – научить детей связно и выразительно излагать свои мысли

Слайд 4

К 5 - 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка : - уметь полно и последовательно излагать свои мысли; - логически обосновывать свои высказывания; - свободно пересказывать рассказы и сказки; - описывать произошедшие события; - - правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Слайд 5

Звукопроизношение - Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Слайд 6

Лексика - это словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.

Слайд 7

Грамматика – это наука о строе языка о его законах .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Развитие связной речи дошкольников в детском саду

Развитие связной речи дошкольников в детском саду...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Большое внимание приобретает связная речь среди навыков,...

Практикум для родителей «Развития связной речи дошкольника посредством музыки»

Всю свою жизнь мы проводим в обществе, получаем информацию, обмениваемся ей. Согласитесь, как приятно иметь дело с человеком, который умеет внятно выразить свои мысли, чувства, стремления. Умение обща...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей в детском саду и дома»

Семинар-практикум для родителей«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»...