Практикум для родителей «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»
методическая разработка по логопедии
Мероприятие провоодилось в рамках Семейного клуба "Содружество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley_razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 21.51 КБ |
prezentatsiya_razvitie_rechi_dlya_roditeley.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для роодителей
«Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»
Цель: создание условий для формирования педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Задачи:
познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
План проведения:
Вступительная часть.
Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Практикум
Заключительная часть.
Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Значение речи в жизни людей огромно.Сл.2 Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Сл.3 На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.
Сл.4 К 5 - 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Сл.5 Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Следующий компонент – это лексика,Сл.6 т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.
В структуру речи входит и грамматика. Сл.7 Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе; на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях, во время проведения игр.
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания.
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?(Высказывания родителей)
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным.
А когда дошкольник не задаёт вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Практическая часть
А сейчас мы предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.
Игра «Подарок»
Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом и просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или « Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету».
Говорим по-разному
Для игры мне нужно 3 участника:
Вам нужно прочитать стихотворение с удивление, вы читаете в расстроенных чувствах, а вы со злостью
А теперь нужно прочитать с акцентами: Армянский, французский, украинский.
Игра «Разными глазами»
Для игры мне нужно 3 участника:
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
Обыгрывание сказки «Теремок»
Герои: Мышка-норушка;
Лягушка-квакушка;
Зайчик-побегайчик;
Лисичка-сестричка;
Волчок-серый бочок;
Медведь косолапый.
Итог
Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.
Я благодарю вас за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека
ПРОБЛЕМА – научить детей связно и выразительно излагать свои мысли
К 5 - 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка : - уметь полно и последовательно излагать свои мысли; - логически обосновывать свои высказывания; - свободно пересказывать рассказы и сказки; - описывать произошедшие события; - - правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Звукопроизношение - Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Лексика - это словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.
Грамматика – это наука о строе языка о его законах .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....
Развитие связной речи дошкольников в детском саду
Развитие связной речи дошкольников в детском саду...
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Большое внимание приобретает связная речь среди навыков,...
Практикум для родителей «Развития связной речи дошкольника посредством музыки»
Всю свою жизнь мы проводим в обществе, получаем информацию, обмениваемся ей. Согласитесь, как приятно иметь дело с человеком, который умеет внятно выразить свои мысли, чувства, стремления. Умение обща...
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей в детском саду и дома»
Семинар-практикум для родителей«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»...
Семинар – практикум для родителей: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет....