Рабочая программа учителя - логопеда на 2015 -2016 год
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа коррекционно - развивающей деятельности в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 6 - 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа учителя - логопеда на 2015 - 2016 год (подготовительная группа) | 107.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Улыбка»
г. Феодосия
Республика Крым
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ «Детский сад №23 «Улыбка»
_____________________________ Шило Л. А
«____»___________
Принято на заседании педагогического совета
«_____» ____________
Протокол № _______« » 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СООТВЕТСВИИ С ФГОС ДО В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
6 -7 лет
Учителя-логопеда
Романовой Ксении Александровны
На 2015 – 2016 год
г. Феодосия
Содержание:
- Пояснительная записка………………………………………3-4
- Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы 5 -7
- Оформление деловой документации……………………… 8
- Организационная и коррекционная работа……………… 9
- Работа с родителями ……………………………………….10 -11
- Сотрудничество со специалистами ……………………….12
- Повышение профессиональной компетентности……….. 13
- Индивидуальная логопедическая работа…………………14 -15
- Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте………………………………………….16 -23
- Дыхательная гимнастика А.А Гуськовой………………. 24 -29
- Пальчиковые игры……………………………………… 30 -32
- Игры по формированию правильной голосоподачи и плавности речи…………………………………………………………33 - 34
- Новые логопедические технологии………………………………. 35-39
- Использование моделей звуков……………………………………. 40 - 41
- Список детей………………………………………………………. 42
Литература………………………………………………………………43
- Пояснительная записка
В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложнённую нарушениями звукопроизношения, фонетико- фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, недоразвитием речи системного характера; оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей.
Изучение речевой деятельности ведётся систематически: в сентябре, когда ребёнок поступает в группу для детей с задержкой психического развития, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью изучения качественных изменений в развитии речи. Во время диагностики используется методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, разработанная Коненковой И.Д., (рукопись которой была рецензирована профессором Левченко И.Ю. и профессором Чиркиной Г.В.) учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Выполнение заданий оценивается в бальной системе, по результатам логопедического обследования даются развёрнутые заключениия
В качестве наглядно – дидактического обеспечения используются:
- Методический комплект Н. В. Нищевой.
- Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова.
- С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Санкт - Петербург
Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей начинается с середины сентября, после завершения обследования. Эта работа ведётся с использованием методики индивидуальной работы по коррекции дефектного звукопроизношения Коноваленко В.В и Коноваленко С.В., рецензированной кандидатом педагогических наук, зав. кафедрой развивающего обучения ИППК КЭЦРО Приходько Еленой Гавриловной и зам.зав. ПМПК научно-методической работе Волковой Татьяной Николаевной.
Индивидуальная работа по формированию фразы и по развитию связной речи у детей ведётся с использованием методики Т.Н. Новиковой – Иванцовой.
Опираясь в своей фронтальной работе на программу Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» и методическое пособие Н.В. Нищева «Занимаемся вместе» учитель-логопед стремится к соблюдению поставленных ею необходимых условий логопедической работы, и к достижению динамики в развитии дошкольников. Занятия по развитию речевого(фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей группе проводит учитель-логопед согласно сетке занятий.
Тесная взаимосвязь специалистов приводит к положительной динамике в развитии воспитанников дошкольного учреждения.
Также в свободное от занятий время логопед проводит с детьми дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, игры по формированию правильной голосоподачи и плавности речи, логоритмические упражнения без музыкального сопровождения и настольные игры, направленные на развитие и совершенствование речи старших дошкольников, а также игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Все вышеперечисленные виды педагогической деятельности проводятся фронтально и относятся к профилактической работе. Кроме того используются новейшие логопедические технологии: музыкотерапия, массаж ладоней с помощью массажной расчёски, су-джока, колечек – пружинок, теннисных шариков и применение моделей артикуляции звуков.
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий. В конце учебного года успехи детей в развитии звукопроизношения заносятся в цветные диаграммы – где отслеживается положительная динамика, что является показателем работы учителя-логопеда в детском саду.
- Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
Речевое развитие
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
- Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
- Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
- Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
- Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
- Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
- Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
- Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
- Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
- Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
- Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
- Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
- Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
- существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
- Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
- Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
- Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
- Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
- Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
Развитие просодической стороны речи
- Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
- Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
- Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
- Учить говорить в спокойном темпе.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
- Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
- Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
- Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
- Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
- Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка)и введением их в предложения.
- Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
- Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
- Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕТАМ ГРАМОТЫ
- Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
- Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.
- Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
- Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
- Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
- Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу—щу с буквой У).
- Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
- Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
- Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
- Оформление деловой документации
Виды документации | Срок исполнения | Примечание |
План работы учителя –логопеда | Август | |
Книга учёта детей с обозначением диагноза | Сентябрь | |
Карта речевого развития на каждого ребёнка | Сентябрь | |
Индивидуальная карта развития | В течение учебного года | |
Книга анализа результативности коррекционной работы с детьми | В течение учебного года | |
Выписки из протоколов ПМПК | Июнь | |
Книга взаимодействия воспитателей и учителя-логопеда группы | На протяжении учебного года | |
Картотека дидактических игр, методических рекомендаций | В течение учебного года |
- Организационная и коррекционная работа
Содержание | Срок исполнения | Примечание |
Индивидуальные занятия | Ежедневно | 10.00 – 12.00 |
Фронтальное занятие | Вторник | 9.00 - 9.30 |
Подгрупповое занятие | Четверг | 1ая подгруппа 9.00 -9.25 2ая подгруппа 9.35 – 10.00 |
Консультации для воспитателей | Последний четверг месяца | 8.30 -9.00 12.00 -12.30 |
Консультации для родителей | Ежедневно | 8.30 -9.00 12.00 -12.30 |
Проветривание помещения. | Ежедневно | |
Работа с документами | Ежедневно | Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ. Учет посещаемости. Заполнение книги взаимодействия с воспитателями группы |
Приобретение учебной и методической литературы | В течение учебного года | Рамки Монтессори, пазлы: «Транспорт» «Домашние животные», дыхательная гимнастика по Стрельниковой; Борисенко «Грамматика в играх» |
Изготовление картинного материала к фронтальным и индивидуальным занятиям | В течение учебного года | |
Изготовление дидактических игр для развития речи детей | В течение учебного года | «Кого везут в зоопарк?»,Игра на образование притяжательных прилагательных для детей с речевыми нарушениями «Насекомые»единственное и множественное число. «Собери букет»игра на классификацию цветов и согласование числительных и существительных для детей с речевыми нарушениями. |
- Работа с родителями
Цель:привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс
Форма работы | Содержание работы | Срок исполнения | Примечание |
Проведение родительских собраний | 1. Организационное Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы» 2. Итоги работы за первое полугодие. Тема: «Динамика речевого продвижения каждого ребенка» 3.Итоги всей коррекционной работы. Тема: «Итоги коррекционной работы за год» | Сентябрь Январь Май | Основные вопросы: - необходимость специального направления обучения детей в условиях коррекционной группы. - Анализ результатов обследования детей. - Организация логопедической работы в течение учебного года. - Информация о содержании логопедических занятий в период обучения. Требования к речи детей. Роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. Прогноз, конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего обучения ребенка в коррекционной группе. Анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению. |
Консультации для родителей | по интересующим их вопросам: «Характеристика речи ребёнка от 6 -7 лет». «Профилактика отклонений в развитии ребёнка». «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях» «Формирование графических навыков» | На протяжении учебного года | |
Индивидуальные беседы | В течение учебного года | ||
Наглядная агитация | Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика» Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика» Папка «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи» Папка «Развитие внимания, памяти, мышления» | Сентябрь Декабрь Март Май | |
Тренинги | «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» «Учим детей произносить свистящие звуки» «Учим детей произносить шипящие звуки» «Звуки [р], [р`] – трудности обучения произношению» | Октябрь Декабрь Февраль Апрель | |
Утренники | По учебному плану | ||
Открытые логопедические занятия | Ноябрь Февраль Май | ||
Анкетирование родителей | Сентябрь |
- Сотрудничество со специалистами
Содержание | Срок исполнения | Примечание |
- Познакомить специалистов с результатами обследования. - Посетить музыкальное и физкультурное занятия Цель:
Взаимосвязь с детским психиатром Взаимосвязь с медицинскими работниками ДУЗ Взаимосвязь с логопедом ГПНБ Работа с педагогами
«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
«Формирование лексико - грамматической стороны речи у детей с помощью дидактических игр».
- «Правила проведения артикуляционной гимнастики». | В течение учебного года Каждую среду В течение учебного года С первого сентября в течение всего года | Анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедическоговоздействия. (ПМПК) Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с их последующим анализом Средняя группа (4 - 5 лет) |
- Повышение профессиональной компетентности
Содержание | Срок исполнения | Примечание |
Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе | В течение учебного года |
- Индивидуальный план коррекционной
работы с ребёнком на учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуальных коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развития слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
2.Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
артикуляторно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков в такой последовательности:[1]
свистящие С, З, Ц, C`,З`
шипящий Ш
сонор Л
шипящий Ж
соноры Р, Р`
шипящие Ч, Щ
Способ постановки смешанный.
Подготовитьельные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок»,«Щёточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р`: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводится как индивидуально, так и в подгруппе:
- С, З, Ш, Ж, С`, З`, Л` автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных[2];
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
- Р, Р` можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
- Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
- Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
- Дифференциация звуков:
С – З, С – С`, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – С`, Ч – Т`, Ч – Щ;
Щ – С`, Щ – Т`, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – Р`, Р` - Л`, Р` - Й, Л` - Л;
5. Автоматизация звуков в спонтанной речи ( в диалогической речи
в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…)
проходит совместно с воспитателями и дефектологами.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
- Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
- Развитие связной выразительной речи на базе правильно
произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения;
нормализация просодической стороны речи;
обучение рассказыванию.
- Развитие речевого (фонематического) восприятия
и подготовка к обучению грамоте
2015 – 2016г.
сентябрь – октябрь – ноябрь (11 занятий)
- Вспомнить гласные звуки и буквы [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Выделить отличительные признаки гласных звуков.
- Закрепить представления о согласных звуках.
- Закрепить представления о гласных и согласных звуках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить представления о твёрдости – мягкости согласных звуков.
- Закрепить представления о глухости - звонкости согласных звуков.
- Звук и буква [Ц].
- Звуки [с - ц]. Буквы С –Ц
- Звук и буква [Ч].
- Звуки [ч - ть].
- Звуки [ч - сь].
- Звук и буква [Щ].
Декабрь – январь – февраль (12 занятий)
- Звуки [щ - сь].
- Звуки [щ - ч]. Буквы Щ–Ч
- Звуки [щ - ть].
- Звуки [щ – ч – сь - ть].
- Звуки [щ - ш]. Буквы Щ–Ш
- Звук [j]и буква [Й].
- Звук [jэ]и буква [Е].
- Звук [jо]и буква [Ё].
- Звук [jа]и буква [Я].
- Звук [jу]и буква [Ю].
- Звук и буква [Л].
- Звук [Ль].
Март - апрель – май (11 занятий)
- Звуки [л - ль].
- Звук и буква [Р] (2 занятия)
- Звук [рь].
- Звуки [р - рь].
- Звуки [р - л]. Буквы Р –Л (2 занятия)
- Разделительный мягкий знак Ь
- Твёрдый знак Ъ
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх – пяти звуков.
- Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
Календарный план работы (1 раз в неделю) совместной работы в соответствии с планированием по С.Г.Шевченко и Н. В Нищева
№ | дата | тема | коррекционно-развивающие задачи | оборудование, игры и игровые упражнения |
1 | Вспомнить гласные звуки и буквы [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Выделить отличительные признаки гласных звуков. | Развивать внимание, фонематичес-кое восприятие, мышление, графо-моторные навыки. | Оборудование: Буквы; игрушки, предметные картинки в названиях которых есть звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Игры и игровые упражнения: «Телефон», «Что изменилось», «Назови первый звук». «Кнопочки», «Ловишки»
| |
2 | Закрепить представления о согласных звуках. | Чёткое произнесение согласных звуков. Дифференциация звуков на слух. Развивать внимание, фонематичес-кое восприятие, мышление, | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласные звуки Игры и игровые упражнения: «1-2-5», «Что изменилось», «Назови первый звук». «Кнопочки», «Ловишки», «Живые звуки» | |
3 | Закрепить представления о гласных и согласных звуках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. | Чёткое произнесение согласных и гласных звуков. Дифференциация звуков на слух. Развивать внимание, фонематическое восприятие, мышление, | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласные звуки Игры и игровые упражнения: «Запомни и повтори», «Что изменилось», «Кнопочки», «Живые звуки» | |
4 | Закрепить представления о твёрдости – мягкости согласных звуков. | Закрепить произношение и различение твёрдых и мягких звуков. Развивать внимание, фонематическое восприятие, мышление. | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласные звуки Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Что изменилось». «Кнопочки», «Запомни и повтори», «Живые звуки» | |
5 | Закрепить представления о глухости - звонкости согласных звуков. | Правильное произношение и различение звонких и глухих согласных | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласные звуки Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Что изменилось». «Кнопочки», «Запомни и повтори», «Живые звуки» | |
6 | Звук и буква [Ц]. | Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Не разбуди Катю», «Закончи слово». «Кнопочки», «Запомни и повтори» | |
7 | Звуки [с - ц]. Буквы С –Ц | Правильное произношение и различение звуков [с - ц] Знакомство с буквами | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Не разбуди Катю»,»Насос», «Наоборот». «Кнопочки», «Запомни и повтори» | |
8 | Звук и буква [Ч]. | Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ч | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Кузнечик», «Большой - маленький». «Кнопочки», «Запомни и повтори» | |
9 | Звуки [ч - ть]. | Дифференциация звуков. Развивать внимание, фонематическое восприятие. | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Кузнечик», «Молоточек», «Наоборот». «Кнопочки» | |
10 | Звуки [ч - сь]. | Дифференциация звуков Развивать внимание, фонематическое восприятие. | Оборудование: звуковые символы, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Кузнечик», «Насосик», «Наоборот» | |
11 | Звук и буква [Щ]. | . Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Щ | Оборудование: Буквы; звуковые символы, игрушки, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Щётка», «Что изменилось?». «Кнопочки», «Запомни и повтори» | |
12 | Звуки [щ - сь]. | Правильное произношение и различение звуков [щ - сь] | Оборудование: звуковые символы, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Щётка», «Насосик», «Наоборот» | |
13 | Звуки [щ - ч]. Буквы Щ–Ч | Правильное произношение и различение звуков [щ - ч] Закрепление букв | Оборудование: звуковые символы, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Щётка», «Кузнечик», «Наоборот», «Хлопушки», «Большой – маленький» | |
14 | Звуки [щ - ть]. | Правильное произношение и различение звуков [ш - ть] | Оборудование: звуковые символы, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Щётка», «Молоточек», «Наоборот», «Хлопушки», «Запомни и повтори» | |
15 | Звуки [щ – ч – сь - ть]. | Правильное произношение и различение звуков [щ – ч –сь -ть] | Оборудование: звуковые символы, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Щётка», «Молоточек», «Насосик», «Кузнечик», «Наоборот», «Хлопушки», «Запомни и повтори» | |
16 | Звуки [щ - ш]. Буквы Щ–Ш | Правильное произношение и различение звуков [щ - ш] Закрепление букв | Оборудование: звуковые символы, предметные картинки в названиях которых есть согласный звук Игры и игровые упражнения: «Щётка», «Шарик», «Наоборот», «Телеграф», «Запомни и повтори» | |
17 | Звук [j]и буква [Й]. | Закрепление правильного звука и знакомство с буквой Й. развитие внимания и памяти | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Хлопушки», «Запомни и повтори» | |
18 | Звук [jэ]и буква [Е]. | Закрепление правильного звука и знакомство с буквой Е. развитие внимания и памяти | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Хлопушки», «Запомни и повтори», «Кнопки» | |
19 | Звук [jо]и буква [Ё]. | Закрепление правильного звука и знакомство с буквой Ё. развитие внимания и памяти | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Телеграф», «Запомни и повтори», «Кнопки» | |
20 | Звук [jа]и буква [Я]. | Закрепление правильного звука и знакомство с буквой Я. развитие внимания и памяти | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Телеграф», «Запомни и повтори», «Эхо», «Кнопки» | |
21 | Звук [jу]и буква [Ю]. | Закрепление правильного звука и знакомство с буквой Ю. развитие внимания и памяти | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Телеграф», «Запомни и повтори», «Эхо», «Кнопки» | |
22 | Звук и буква [Л]. | Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Л | Оборудование: Касса букв, звуковые символы, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Самолёт», «Ловишки», «Запомни и повтори», «Загадки», «Кнопки» | |
23 | Звук [Ль]. | Закрепление правильного произношения звука | Оборудование: Касса букв, звуковые символы, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Самолётик», «Запомни и повтори», «Кнопки» | |
24 | Звуки [л - ль]. | Правильное произношение и различение звуков [л - ль] | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Наоборот», «Самолет - самолётик», «Запомни и повтори», «Кнопки» | |
25 | Звук и буква [Р] (2 занятия) | Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Р | Оборудование: Касса букв, звуковые символы, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Ловишки», «Хлопушки», «Запомни и повтори», «Кнопки», «Тигр» | |
26 | Звук [рь]. | Закрепление правильного произношения звука | Оборудование: Касса букв, звуковые символы, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Ловишки», «Хлопушки», «Запомни и повтори», «Кнопки», «Тигрёнок», «Найди лишний предмет» | |
27 | Звуки [р - рь]. | Правильное произношение и различение звуков [р - рь] | Оборудование: Касса букв, звуковые символы, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Ловишки», «Хлопушки», «Запомни и повтори», «Кнопки», «Тигр -Тигрёнок», «Наоборот» | |
28 | Звуки [р - л]. Буквы Р –Л (2 занятия) | Правильное произношение и различение звуков [р - л] Закрепление букв | Оборудование: Касса букв, звуковые символы, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Хлопушки», «Запомни и повтори», «Кнопки», «Чего не стало?» «Тигр - Самолёт», «Наоборот» | |
29 | Разделительный мягкий знак Ь | Познакомить с буквой мягкий знак | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Хлопушки», «Запомни и повтори», «Кнопки», «Скажи наоборот» | |
30 | Разделительный твёрдый знак Ъ | Познакомить с буквой твёрдый знак | Оборудование: Касса букв, предметные картинки. Игры и игровые упражнения: «Хлопушки», «Запомни и повтори», «Кнопки», «Скажи наоборот» | |
31 | Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх – пяти звуков. | Развитие фонетико- фонематического восприятия. | Оборудование: Касса букв, фишки согласных и гласных звуков. Игры и игровые упражнения: «Хлопушки», «Запомни и повтори» | |
32 | Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов. | Учить понимать чтение слов, предложений, небольших текстов. | Оборудование: Касса букв. Схемы предложений. Игры и игровые упражнения: «Эхо», «Запомни и повтори» |
10.Дыхательная гимнастика по А. А. Гуськовой.
Специальные упражнения для преодоления речевых дефектов у детей.
Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-рёберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребёнка. С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития осуществлять короткий, лёгкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:
- Вдох и выдох через нос;
- Вдох через нос, выдох через рот;
- Вдох через рот, выдох через нос;
- Вдох и выдох через рот.
Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме. Их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
Детям с нарушением речевой деятельности методика А.А. Гуськовой предлагает следующие упражнения:
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
месяц | Лексическая тема | Название игры | |
Сентябрь | Времена года. Осень. Начало осени. | ||
Дождик И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги. Осенний ветерок И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз. 3—4 раза. | |||
Овощи | Капуста растет И.п.: сидя на корточках. 1 — медленно подниматься (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-о-о-о-х!». Повторить 3—4 раза. Тянем морковь И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — наклонить туловище вниз (вдох); 2 — «тянуть морковку», на выдохе произносить: «У-у-у-х!». Повторить 3—4 раза. | ||
Октябрь | овощи | ||
Фрукты | Вкусная груша И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3—4 раза. Кислое яблоко И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-у-у-у!». Повторить 3—4 раза. | ||
Перелётные и водоплавающие птицы | |||
Лесные ягоды. Грибы | Эхо в лесу И.п.: о.с. 1 — сложить руки рупором у рта (вдох); 2 — на выдохе громко произносить: «Ау! Ау! Ау!»; 3 — сложить руки рупором у рта (вдох); 4 — на выдохе тихо произносить: «Ау! Ау! Ау!». Повторить 2—3 раза. | ||
Одежда. Головные уборы | Шитье на швейных машинах И.п.: о.с. 1 — правой рукой «крутим ручку швейной машины» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина); 3 — правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 2 раза | ||
Ноябрь | Обувь | КАБЛУЧКИ СТУЧАТ: На выдохе произносить: ККККККК | |
Насекомые осенью | Пчелы жужжат И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЖ-ж-ж!». Повторить 3—4 раза. . Комар звенит И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЗ-з-з!». Повторить 3—4 раза. | ||
Посуда | Чайник кипит И.п.: о.с. 1 — слегка выпячивать живот (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Пых! Пых!». Повторить 3—4 раза. Дуем на горячий чай И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — плавный выдох через вытянутые трубочкой губы. Повторить 3—4 раза. | ||
Домашние животные | Корова И.п.: о.с. 1 — приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Му-му-му! Му-му-му!». Повторить 3—4 раза Кошка и котенок И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить громко, низким голосом: «Мяу-мяу!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить тихо, высоким голосом: «Мяу-мяу!». Повторить 2—3 раза. | ||
Декабрь | Зима. Зимующие птицы | Греем ручки И.п.: о.с. 1 — потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3—4 раза. Синичка И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Синь-тень!». Повторить 3—4 | |
Домашние животные и их детёныши | Корова И.п.: о.с. 1 — приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Му-му-му! Му-му-му!». Повторить 3—4 раза Кошка и котенок И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить громко, низким голосом: «Мяу-мяу!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить тихо, высоким голосом: «Мяу-мяу!». Повторить 2—3 раза | ||
Дикие животные | Сердитый ежик И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа (вдох); 2 — на выдохе произносить «п-ф-ф-ф», затем «ф-р-р». Повторить 3—4 раза. | ||
Новогодний праздник | Снег идет И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. Веселое настроение И.п.: о.с. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»; 3 — плавный вдох; 4 — на выдохе произносить: «Хо-хо-хо!»; 5 — плавный вдох; 6 — на выдохе произносить: «Хи-хи-хи!». Повторить 2 раза. | ||
Январь | Логопедическая диагностика (промежуточная) | Упр. по выбору | |
Мебель | Дверь скрипит И.п.: о.с. 1 — поворот туловища вправо (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!»; 3 — и.п. (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!». Повторить 2—3 раза. | ||
Транспорт | Трамвай И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, изображая электрические дуги (вдох); 2 — притопывать ногами, на выдохе произносить: «Стук-тук! Стук-тук!». Повторить 3—4 раза. | ||
Февраль | Профессии | ШОФЁР: На выдохе: дын-дын-дын-дын…. На приеме у врача И.п.: о.с. 1 — широко открыть рот (вдох); 2 — на выдохе произносить: «А-а-а-а-а!». Повторить 3—4 раза. | |
Труд зимой | Веселое настроение И.п.: о.с. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»; 3 — плавный вдох; 4 — на выдохе произносить: «Хо-хо-хо!»; 5 — плавный вдох; 6 — на выдохе произносить: «Хи-хи-хи!». Повторить 2 раза. | ||
День защитника отечества | Пулемет И.п.: лежа на полу. 1 — имитировать стрельбу из пулемета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д-д-д!». Повторить 3—4 раза. Солдаты И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить протяжно: «Ур-а-а!». Повторить 3—4 раза. | ||
Орудия труда. Инструменты | Молоток На выдохе произносить: Т.Т.Т.Т.Т ТТ.ТТ.ТТ.ТТ.ТТ.ТТ. | ||
Март | 8 Марта – международный женский день | Мама кормит малыша И.п.: о.с. 1 — поднести руку ко рту (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ешь! Ешь! Ешь!». Повторить 3—4 раза. Веселое настроение И.п.: о.с. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»; 3 — плавный вдох; 4 — на выдохе произносить: «Хо-хо-хо!»; 5 — плавный вдох; 6 — на выдохе произносить: «Хи-хи-хи!». Повторить 2 раза. | |
Животные жарких стран | Слон пьет воду И.п.: о.с. 1 — вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2 — выдох. Повторить 3—4 раза. Змея И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1 — вдох-выдох, руки вытянуть вперед («Ш-ш-ш!»); 2 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза. Рычание тигра и тигренка На выдохе произносить: РРРРРРРР Рььььььььь | ||
Ранняя весна | Капель стучит по крыше И.п.: о.с. 1 — плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2 — на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!». Повторить 3—4 раза. Ручеек звенит И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Дзынь-дзынь-дзынь!»; 3 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 4 — на выдохе произносить: «Жур-жур-жур!». Повторить 2—3 раза. | ||
Животный мир морей и океанов | Дельфин плывет И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 — вдох-выдох, наклониться вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена; 2 — вдох-выдох, наклониться вперед, левым локтем коснуться правого колена, и.п. Повторить 3—4 раза. Шум моря И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. | ||
Апрель | Комнатные растения | Цветы И.п.: о.с. 1 — на вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело (не отрывать пятки от пола), задержать дыхание; 2 — на выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2—3 раза. | |
Насекомые. Обобщающие понятия: животные, рыбы, птицы, насекомые | Пчелы жужжат И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЖ-ж-ж!». Повторить 3—4 раза. . Комар звенит И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЗ-з-з!». Повторить 3—4 раза. Рыба сорвалась с крючка И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3—4 раза. ДЯТЕЛ На выдохе произносить Д.Д.Д.Д. | ||
Космос | Ракеты в небе Ракеты загудели — у! Ракеты полетели — и! На полянку тихо сели — эх! Да и снова полетели — у! | ||
Школа. Школьные принадлежности | . Ладошки И.п.: о.с. 1 — медленно похлопать в ладоши (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлоп-хлоп!»; 3 — быстро похлопать в ладоши (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!». Повторить 2 раза. Поднимемся на носочки И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — подняться на носки, одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох); 2 — медленно присесть, колени в стороны, руки вперед, на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. | ||
Май | Наша Родина – Россия. 9 Мая – День Победы | Салют И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох; 2 — произносить на длительном выдохе: «Салю-у-у-у-т!». Повторить 3— 4 раза. | |
Родной город Феодосия | Новый дом И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить 2—3 раза: «Тук-тук-тук!». И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «До-о-о-ом!». | ||
Москва – столица России | Салют И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох; 2 — произносить на длительном выдохе: «Салю-у-у-у-т!». Повторить 3— 4 раза. Новый дом И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить 2—3 раза: «Тук-тук-тук!». И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «До-о-о-ом!». | ||
Логопедическая диагностика (итоговая) Насекомые. Времена года. Лето. Полевые цветы | Колокольчик звенит И.п.: о.с. 1 — на вдохе присесть, послушать, как «звенит» колокольчик; 2 — на выдохе произносить: «Динь-динь Пчелы жужжат И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЖ-ж-ж!». Повторить 3—4 раза. . Комар звенит И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «ДЗ-з-з!». Повторить 3—4 раза. Тянем руки к солнышку И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — вдох, поднимать руки вверх; 2 — выдох, и.п. Повторить 3—4 раза. |
- Пальчиковые игры
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы. У них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы.
Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить множество разнообразных игр, но особенно хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры подбираются в соответствии с текущей лексической темой при помощи практических пособий Косиновой «Пальчиковая гимнастика» и Нищевой Н.В «Картотека методических рекомендаций» могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в ходе физкультминуток.
(К)-Косинова Е.М. «Пальчиковая гимнастика»
(Н) – Нищева Н.В. «Картотека методических рекомендаций»
(Н2) НищеваН.В. «Занимаемся вместе»
Тематическое планирование на 2015 -2016г.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
месяц | Лексическая тема | Пальчиковая гимнастика. Название игры | страница в пособии |
Сентябрь | Осень. Начало осени. | Листики | (Н) 122 |
Овощи | |||
Капуста | (Н) 124 | ||
Октябрь | Овощи | Капуста | (Н) 124 |
Фрукты | Яблоня | (Н2) 7 | |
Перелётные и водоплавающие птицы | Птичка пьёт водичку. Птичка летит. | (К)20 | |
Лесные ягоды. Грибы | Лесные подарки | (Н2) 8 | |
Одежда. Головные уборы | Ножницы | (К)32 | |
Ноябрь | Обувь | Новые кроссовки | (Н)90 |
Насекомые осенью | Божья коровка | (Н)117 | |
Посуда | Помощники | (Н2) 12 | |
Домашние животные. | Собака. Лошадь. Кошка | (К)42.44 | |
Декабрь | Зима. Зимующие птицы | кормушка | (Н2) 13 |
Домашние животные и их детёныши | Бурёнушка | (Н)96 | |
Дикие животные | Сидит белка на тележке | (Н2)16 | |
Новогодний праздник | На ёлке | (Н) 99 | |
Январь | Логопедическая диагностика (промежуточная) | ||
Логопедическая диагностика (промежуточная) | |||
Мебель | Мебель | (Н) 140 | |
Транспорт | Лодочка. Пароход | (К)16 | |
Февраль | Профессии | Человечек | (К) 34 |
Труд зимой | Дружные пальчики | (К) 52 | |
День защитника Отечества. | Пальчики - солдатики | (Н2) ср.гр | |
Орудия труда. Инструменты | Ножницы. За работу! | (К) 32 (К) 50 | |
Март | 8 марта – международный женский день. | Семья | (К) 48 |
Животные жарких стран | В гости | (К) 54 | |
Ранняя весна | Деревья. Корни | (К) 18 | |
Животный мир морей и океанов | Рыбы | (К) 16 | |
Апрель | Комнатные растения | Цветок | (К)22 |
Насекомые. Обобщающие понятия: животные, птицы, рыбы, насекомые. | Божья коровка Рыбы Собака. Лошадь. Кошка | (Н)117 (К) 16 (К)42.44 | |
Космос | ракета | (Н2) 11 | |
Школа. Школьные принадлежности. | В школу | (Н)164 | |
Май | Наша Родина – Россия. 9 мая – День Победы. | Дом и ворота | (К) 24.28 |
Родной город. Феодосия | В гости. Дом | (К)54. 24 | |
Москва – столица России. | Дом и ворота | (К) 24.28 | |
Логопедическая диагностика (итоговая) |
- Игры по формированию правильной
голосоподачи и плавности речи
В течение учебного года упражнения подбираются и адаптируются на усмотрение учителя-логопеда в зависимости от текущей лексической темы.
После того как сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса. С этой целью можно использовать, например, такие игровые упражнения.
Эхо
Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо отвечает. Затем группы меняются ролями.
Вьюга
Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у… по сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят : У-у-у… по сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки – дети говорят тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса.
Дует ветер
Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок : в-в-в
(произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» дети громко повторяют.
В лесу
Детям предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашёл большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют. Петя шёл по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)
Лесенка
Перед детьми картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.
«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) на четвёртую ступеньку прилетел жук сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з.)
ТЕРЕМОК
Посмотри на картинку. Ты, конечно, узнал, какая это сказка? Угадай, кто это говорит? (Логопед изображает по очереди волка, лису и всех остальных животных, а ребёнок угадывает.) Затем наоборот.
КТО КРИЧИТ?
Угадай, кто кричит – мама или детёныш?
- Новые логопедические технологии
Во время проведения индивидуальной логопедической деятельности используется музыкотерапия. Это воздействие музыки на человека в терапевтических целях.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
- замедляют пульс;
- увеличивают силу сердечных сокращений;
- способствуют расширению сосудов;
- нормализуют артериальное давление;
- стимулируют пищеварение;
- улучшают аппетит;
- облегчает установление контакта между людьми;
- повышают тонус коры головного мозга;
- улучшает обмен веществ;
- стимулируют дыхание и кровообращение;
- усиливают внимание.
Музыка действует избирательно, в зависимости от:
- характера произведения;
- инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет).
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
- «Времена года» Чайковского;
- «Лунная соната» Бетховена;
- фонограмма пения птиц.
Орнитотерапия – лечение пением птиц. Теперь понятно почему многие любят слушать пение птиц. Их чириканье и посвистывание кажется очень гармоничным и душевным. Они вносят гармонию и успокоение своим пением.
Соловьиное пение – переливчатое, многоколенное, с чередованием мягких и резких, громких и тихих музыкальных обертонов – взбадривает, создает настроение, призывает к работе. Хорошо лечит депрессивные состояния и неврозы, снимает головную боль. Подобным образом действуют на человека и задорные флейтовые песенки маленькой славки.
Учащенное сердцебиение, аритмию могут снять птичьи трели с равномерными ритмами: канареек, певчих дроздов, овсянок, зябликов. Звучные бодрые мелодии, выводимые щеглом и чижом, помогут при неврозах, снимут раздражительность и усталость.
Хроническая гипертония лечится спокойными песнопениями черного дрозда. В первые весенние дни запоет зарянка, песню которой легко узнать: переливчатые свисты начинаются с характерного скрипа. Замечено, что звуковые вибрации, издаваемые зарянками, снимают головные, сердечные и суставные боли, спазмы в печени, желудке, сердце, сосудах. Они полезны и тем, кто страдает от бессонницы.
В апреле над полями зазвенят жаворонки. Пение у них льющееся, с мелодичными трелями. У полевого жаворонка есть лесной собрат птица юла, в пении которой преобладают длинные нежные трели, создающие радость и покой в душе.
В мае в густых кустах по берегам рек можно услышать непрерывное мягкое стрекотание – это голос сверчка, небольшой буровато-серой подвижной птички. Ее ритмичное пение помогает при перевозбуждении нервной системы, повышенном сердцебиении, сердечно-сосудистых болезнях.
Весьма полезно общаться с птицами на природе. Но узнавать голоса птиц, выделять их из общего хора зачастую не под силу даже опытным орнитологам. Поэтому для начала обзаведись записями голосов птиц и слушать их дома. Вооружившись багажом знаний, можно попытаться вычленить из многоголосья нужный голосок. Важно научиться отключать остальной шумовой фон и создавать канал связи между определенными сочетаниями звуков и соответствующими центрами в коре головного мозга.
Мощный психотерапевтический эффект пение птиц оказывает зимой. Простой щебет – средство от зимней депрессии, светодефицита и общей угнетенности организма.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель индивидуальной логопедической деятельности с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности;
- стимуляция двигательных функций;
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
- растормаживание речевой функции;
- развитие чувства ритма, темпа, времени;
- развитие мыслительных способностей и фантазии;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- нормализация просодической стороны речи.
Особенности использования:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной).
Хромотерапия
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
- вегетативной нервной системы;
- эндокринных желез.
Часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с
различными нарушениями психической деятельности. Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода, который предполагает учёт соотношения речевых нарушений и их взаимосвязи с другими сторонами развития психики. Нарушения звукопроизношения обуславливаются различными патогенными факторами и имеют разную степень проявления. Именно поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений.
На индивидуальных логопедических занятиях цвет используется для автоматизации произнесения звуков, что превращает его в увлекательный и творческий процесс. Дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации, обговаривают все действия. Нужный звук повторяется многократно, а дети получают удовольствие от работы с цветом.
Синий цвет:
- оказывает успокаивающее воздействие;
- расслабляет;
- снимает спазмы;
- уменьшает головные боли;
- понижает аппетит;
- стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет:
- оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет:
- угнетает психические и физиологические процессы;
- снижает настроение.
Красный цвет:
- активизирует;
- повышает физическую работоспособность;
- вызывает ощущение теплоты;
- стимулирует психические процессы.
Зелёный цвет:
- успокаивает;
- создаёт хорошее настроение (поэтому люди любят зелёный лес, луг, зеленовато-голубую воду);
- повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.
Розовый цвет:
- тонизирующее действие;
Жёлтый цвет:
- вызывает чувство покоя;
- нейтрализует негативные действия.
В.М.Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость
психических процессов. Опыты показали, что благотворны близкие к тепловой части спектра цвета: красный тонизирует, розовый облегчает подавленное состояние, жёлтый, цвет радости и покоя, нейтрализует внешние негативные воздействия.
- Использование символов звуков
при их постановке и автоматизации.
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Применение моделей при постановке звуков, независимо от формы
речевых нарушений, помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребёнка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию произносимого звука. У ребёнка при работе с моделями создаётся правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов, не принимающих участие в произнесении звука и знание положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляционный профиль, ни фотографии и т.д., образ не формируют уже потому, что не дают возможность определить органы, не участвующие в произнесении звука.
Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
На первом этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.
При проведении коррекционной работы по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо выявить форму нарушенного произношения. В связи с этим можно использовать схему постановки звуков.
Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребёнка искажённое произношение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.
Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом полноценного формирования произносительных навыков. Несформированность фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным параметрам. В то же время известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляторной базы звуков, причём верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.
- СПИСОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ
№ | Фамилия, имя ребёнка | Число, месяц, год рождения | Речевые нарушения. | ||
2015 на 1.09 | 2016 на 15.01 | 2016 на 1.06 | |||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 |
Литература:
- «От рождения до школы» под ред. Н,Е .Вераксы. Пилотный вариант 2014 г
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/В.М.Акименко. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009год.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010год.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития, 2008год.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития: материал для логопедов, дефектологов, психологов/и.Д.Коненкова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009год.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001год.
- Кузьменко И., Лаптева Е., Орлова И. Использование цвета в коррекции речевых нарушений.//Дошкольное воспитание, 2012г., № 7.
- Развитие речевого дыхания А.А Гуськова
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Н.В. Нищева. «Занимаеся вместе»
- Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева
[1] Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
[2] Звонкие согласные З, Ж, З` не автоматизируются в обратных слогах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год в условиях логопункта.
Рабочая программа учителя-логопедана 2014-2015 учебный год по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возрастадля групп общеразвивающей направленности в ус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...
Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год
Аннотацияк Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР 2016 - 2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана на основе адаптированной...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа для коррекционно-развивающей работы в логопедической группе, с детьми от 4 до 7 лет с речевыми нарушениями (далее - Програм...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год
Соответствует ФГОС ДОО...
Рабочая программа учителя-логопеда (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности) на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда(для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности)на 2015-2016 учебный год...