Речевая карта форма №2
материал по логопедии на тему
Данная форма речевой карты утверждена Департаментом образования г. Москвы. За основу взята «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Авторы: О.А.Безрукова; О.Н.Каленкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_forma_2.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма № 2
Утверждено Департаментом
образования г. Москвы
«27» июля 2010 г.
Образовательное учреждение ГБОУ СОШ №281
дошкольное отделение.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «___» __________2013 г.
Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Возраст ___________________
Родители (законные представители) _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире Общие представления об окружающем мире соответствуют / не соответствуют возрастной норме ; обедненные представления об окружающем мире ; представления об окружающем мире не сформированы. ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона соответствует / не соответствует возрастной норме
Объем словаря «объем словаря ограничен / резко ограничен, очень мало «периферийных» слов даже из наиболее распространенных, прагматически ценных для этого возраста тематических групп; словарь преимущественно состоит из слов, обозначающих предметы, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова обозначающие признаки и качества предметов. Словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытавой тематики»
«объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации»_________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Системная организация словаря (ассоциативные связи)
«системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования; наблюдаются слабые ассоциативные связи, преобладают случайные, немотивированные ассоциации; организация словаря отличается бессистемностью, отсутствием мотивированных адекватных ассоциаций»
«системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически/ ситуативно обусловленных связей, наблюдаются выраженные (незначительные)трудности установления родовидовых ,антонимических и пр. отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; в лексиконе много слов, значение которых усвоено только на номинативном уровне»
«системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей; в лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
«соответствует возрастной норме; ниже/ значительно ниже возрастной нормы»____________________________
___________________________________________________________________________________________________
Словоизменительные навыки и умения находятся на самой начальной стадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, в речи присутствует большое количество морфемных (формообразовательных) аграмматизмов; усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка»
«словоизменительные навыки находятся на стадии формирования характерной для речи детей более младшего возраста; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных словоизменительных моделей»
«словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе, в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок ( в основном при непродуктивном словоизменении)»
«словоизменительные навыки сформированы»___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Словообразовательная деятельность
«словообразовательная деятельность не сформирована ; морфологическое членение слова не доступно; наблюдаются выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок»
«словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования; усвоены продуктивные словообразовательные модели; в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным нерегулярным моделям»
«словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдается незначительные трудности в усвоения нерегулярных словообразовательных моделей»
« словообразовательная деятельность сформирована»____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Синтаксические навыки и умения
«синтаксические навыки и умения сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения,, понимания смысла синтаксических конструкций более сложной структуры затруднено; предикативная часть многих самых элементарных конструкций отсутствует»
«синтаксические навыки и умения сформированы на уровне, соответствующем более младшей возрастной группе( ниже возрастного эталона) наблюдаются выраженные трудности построения распространенных в языке синтаксических конструкций ( пропуск предлогов, информативно значимых частей) , ошибки согласования и управления, недоступно понимание логико-грамматических конструкций»
«синтаксические навыки в целом сформированы, при построении регулярных синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений с причинно-следственной или временной связью, вариативные возможности построения конструкций различного вида на очень низком уровне»
«синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций, вариативность их применения, ребенок демонстрирует трансформационные возможности при оперировании синтаксическим материалом»___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста
«идентифицирует / не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста»
«понимает только основную информацию текста»
«доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста»
«доступно понимание скрытого смысла»______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Продуцирование текста
«может/не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации»
«рассказ соответствует / не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта / раскрыта частично / не раскрыта»
«соблюдает / не соблюдает временную, логическую последовательность событий»
« нарушена / не нарушена связность и логичность изложения»
«адекватно / не адекватно формулирует основное содержание сюжета»
«свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связанного текста»
____________________________________________________________________________________
Репродуцирование текста
«может / не может воспроизвести текст, воспринятый на слух»
« пересказ соответствует / не соответствует оригиналу: сюжетная линия не нарушена / нарушена
«при пересказе сохраняет / не сохраняет лексику оригинала»
«демонстрирует вариативность используемых лексических средств при сохранении сюжетной линии текста»
___________________________________________________________________________________________________
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции
Уровень сформированости фонетико-фонологическои компетенции соответствует/ не соответствует возрастной норме»_______________________________________________________________________________
Состояние фонематического слуха
«фонематический слух сформирован/ не сформирован»
«наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных ( например з-с,ш-ж) нарушено различение твердых и мягких согласных; аффрикат и входящих в их состав звуков ( ц-с, ч-ть)»_____________________________________
____________________________________________________________________________________
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза
«навыки фонологического(звукового) анализа и синтеза находятся на самой начальной стадии формирования; ребенку доступен анализ звукового ряда, состоящего из трех гласных звуков, анализ обратного слога( гл+согл)
«навыки фонологического(звукового) анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования; ребенку доступен анализ слов типа_______________________________________________________________________»
Слоговая структура слова
«слоговая структура слова не нарушена / нарушена (пропуски / перестановки / замены звуков / слогов)»
_________________________________________________________________________________
Звукопроизношение не нарушено / нарушено ( тип нарушения)»
| с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| т | т’ | д | д’ | к | к’ | г | г’ | х | х’ | в | в’ | ф | ф’ | а | о | у | ы | э | и |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата нарушено / не нарушено
Зубочелюстные аномалии: нарушения прикуса (прогнатия / прогения; глубокий/открытый / перекрестный прикус)
Неправильное положение зубов и изменение их формы(адения,диастема,сверкомплектные зубы, зубы измененной формы (шиповидные , бочковидные, клиновидные и кроглоссия)
Анамалии уздечек верхней и нижней губы и языка________________________________________________________
Пороки развития челюстно-лицевой области и системные анамалии мягких тканей и костей лица:
Расщелины губы, твердого и мягкого неба, альвиолярного отростка неба, деформации челюсти, несмыкаемые губы_________________________________________________________________________________________________
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены/ не нарушены»
-Речедвигательные расстройства ( неврологический синдром в артикуляционной моторике) спастический парез/ гиперкинезы/атаксия;
- нарушения функций лицевой мускулатуры:тонус мышц лица (спастичность, гипотония, дистония),гипомимия, сглаженность носогубной складки, асимметрия лица,гиперкинезы лица,синкенезии(содружественные движения в артикуляционном аппарате)тонус мышц губ(спастичность, гипотония, дистония), ограничение подвижности губ.
-нарушения функций мускулатуры языка:тонус мышц языка (спастичность, гипотония, дистония) девиация языка(отклонения языка в сторону),гиперкинезы языка, тремор языка.- нарушения функций мускулатуры мягкого неба:малоподвижное мягкое небо, провисание небной занавески,отклонение увуля от средней линии,повышенный или пониженный небный и /или глоточный рефлекс
-вегетативные расстройства: гиперсаливация(постоянная или усиливающаяся при определенных условиях), покраснение/ побледнение кожных покровов
-нарушения акта приема пищи: отсутствие или затруднения жевания твердой пищи, поперхивание, захлебывание при глотании.
3.3. Речевое дыхание и голосообразование нарушено / не нарушено
«речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий»
-нарушения ритма речевого дыхания: затрудненное, поверхностное, неритмичное; нарушение дифференциации носового вдоха и ротового выдоха: ротовой выдох укорочен, вдох не глубокий
-нарушения голосообразования ( афония, дисфония):нарушения высоты ( очень низкий или очень высокий(писклявый голос), силы( очень тихий / излишне громкий), тембр ( охриплость, «дребезжащий», «скрипучий»)
4. Просодическое оформление речи нарушено / не нарушено
«речь интонационно выразительна / невыразительна: слабая выраженность голосовых модуляций / голос немодулированный / монотонный / слабо модулированный»
«темп речи нормальный / патологически ускоренный / замедленный»
«ритм речи не нарушен / нарушен: речь растянутая ,скандированная»
«нарушение темпоритмической организации речи: заикание, запинки»
«допускает / не допускает ошибки в постановке ударения»
«правильное / на правильное интонационное членение / объединение речи ( паузирование, повышение / понижение голоса)»
«понимание / не понимание постановки логического ударения, способность репродукции интонационных конструкций различного типа»
____________________________________________________________________________________
5. Двигательное развитие «сформированы /сформированы недостаточно / не сформированы»
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы _____________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) _____________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память
«объем вербальной памяти, достаточный для осуществления полноценной коммуникации»
«объем вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации: наблюдаются: незначительные / выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации»
____________________________________________________________________________________
6.2. Речевое внимание
«сформировано / не сформировано»
«наблюдаются трудности концентрации и / или распределения внимания при работе с вербальным материалом»
____________________________________________________________________________________
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)
« соответствует / не соответствует возрасту; нарушено / не нарушено»
«наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира»
«решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление)»
«мышление наглядно- образное, носит целевой, организованный характер»
«мышление наглядно- образное, присутствуют элементы абстрактно-логического / словестно-логического мышления»
____________________________________________________________________________________
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития _____________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок __________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.3. Особенности речевого поведения ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях __________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________
____________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Логопед _____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...