Логопедическая помощь детям с синдромом двигательной активности и дефицита внимания.
методическая разработка по логопедии на тему

Снитко Татьяна Николаевна

В последние годы многими специалистами отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении и речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеяность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность  -  признаками, характеризующими "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). В случае наличия каких-либо нарушений речи у детей с СДВГ, одним из первых специалистов, начинающих работать с такими детьми, является логопед. В статье даны рекомендации как же помочь такому ребёнку и и сделать логопедическую работу максимально эффективной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Логопедическая помощь детям с синдромом двигательной активности и дефицита внимания.

 

В последние годы многими специалистами отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении и речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность – признаками, характеризующими «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

              Речевое развитие  гиперактивных  детей очень часто страдает.            Могут быть различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, или общее недоразвитие речи, тахилалия, заикание. Тонус органов артикуляции, как правило, повышен, у многих детей с СДВГ присутствуют признаки дизартрии. Навыки чтения и письма этих детей также значительно ниже, нежели у сверстников и не соответствует показателям их интеллектуальных способностей. В случае наличия каких-либо нарушений речи у детей с СДВГ, одним из первых специалистов, начинающих работать с такими детьми, является логопед. Дети с  нарушениями речи, отягощёнными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Логопед,  работая над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно, также, должен учитывать другие имеющиеся нарушения. Например, нарушения  координации общих движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, снижение уровня  развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно – логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи. Поэтому речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребёнка сосредоточенности и усидчивости.  И вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребёнок категорически не может. Усаженный на занятия, он уже через пять минут спустя ему очень захочется пить, есть и т.д. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и  болтает.

Как же помочь такому ребёнку и сделать логопедическую работу максимально эффективной? Коррекционные занятия, в зависимости от развития ребёнка с СДВГ, могут быть  как групповыми  так и индивидуальными. Но индивидуальные занятия всё же предпочтительнее. Индивидуальные занятия помогут ребёнку максимально раскрыться, а логопеду – подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции.

              Итак, мы начинаем с ребёнком заниматься. Занятие начинается уже тогда, когда ребёнок в первый раз переступает порог логопедического кабинета. Логопед  должен  встретить ребёнка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, всё, что в ней находиться, прежде всего, игрушки.  Заметив, что больше всего ребёнку понравилось, педагог даёт ему заинтересовавшую его вещь и подключиться к его игре на равных. Логопед  должен почувствовать ребёнка, «поймать общение на одной волне», чтобы в дальнейшей работе исходить из потребностей и возможностей самого ребёнка. И в последствии, главное, заниматься осторожно, не форсируя события и стараясь не вызывать у ребёнка негативной реакции. Многие возбудимые дети могут неплохо контролировать своё поведение, если их к этому мотивировать.            Обязательное наличие у ребёнка позитивной мотивации на занятиях - это  самый главный, основополагающий принцип в работе логопеда с  детьми с СДВГ.

          Характерная черта умственной деятельности детей с синдромом гиперактивности – цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает  5 – 15 минут, по истечении которых они теряют контроль  над  умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг отдыхает, накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.  В моменты  «отключения» ребёнок занимается посторонними   делами, а на слова логопеда не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать 5-15 минут, после чего мозг снова «отключается» произвольное управление  интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.   Все занятия с ребёнком  должны проходить в форме игры. Игры подбираются исходя из индивидуальных особенностей ребёнка.  Объединяем эти особенности и эффективно используем в логопедической   работе. Почти для всех детей с СДВГ подходит игра с таймером. Она помогает повысить  мотивацию ребёнка к контролю за своей реакцией и даёт возможность почувствовать удовлетворение от выполненного  действия.  Н-р, «Когда пройдёт пять минут, таймер просигналит вот так  (логопед демонстрирует сигнал таймера). И  если за пять минут ты ни разу не отвлечёшься от своего задания, я дам тебе фишку (картинку, наклейку  и пр.). Когда наберёшь пять (десять) фишек, ты сможешь затем взять всё, что захочешь, из «сумки с сокровищами» (мешочек или сумочка с заранее приобретёнными маленькими игрушками).  Игра с таймером  способствуют развитию навыков самоконтроля. Если игра ребёнку интересна, он проявляет настойчивость, которая, вполне вероятно, позволит ему справиться с задачей и получить определённое вознаграждение. Для возбудимого ребёнка очень важно почувствовать успех в игре и  ощущение победы.  

      Необходимо, также, отрабатывать правильную последовательность выполнения заданий.  Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к лёгким. Но для гипердинамических детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребёнок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гипердинамические дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому  начинать нужно с самого лёгкого задания, с того, которое у малыша обязательно получиться. Дальше  нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь лёгким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного.  При такой расстановке сил у ребёнка останется ощущение успешности занятия в целом.

 - Итак, необходимо сформировать у ребёнка положительную  самооценку  и позитивный настрой на предстоящую работу, - это  основополагающий принцип занятий с детьми с СДВГ.

- Следующий, не менее важный принцип - это этапы занятия. Они должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребёнка и повторяться  на каждом занятии. Меняться могут только задания.

А также:

 1. Для расторможенных детей должен быть специальный набор  заданий (заранее тщательно подготовить перечень заданий,  которые ему давать).

2. В начале занятия нужно сразу давать ребёнку задание (Иди, принеси, пожалуйста …).

3. Необходимо чаще чередовать задания.

4.Предлагать ребёнку больше игр на мелкую моторику и конструктивный  праксис.

5. Давать ребёнку  выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих  пособий.

 

  И ещё несколько необходимых правил:

 - Не «ломайте» ребёнка, а исходите из его особенностей.

- Будьте открыты,  спокойны, доброжелательны к ребёнку. Чем более педагог спокоен и доброжелателен, тем выше эффективность каждого занятия.

 - Не ожидайте всего и сразу. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать  не только внимания, но и общепринятого поведения  во время ваших игровых занятий.

- Предупреждайте переутомления и перевозбуждения ребёнка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий.

- Так как гиперактивному ребёнку сложно  контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы педагог при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» был последователен. Также необходимо учитывать, что ребёнок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

А теперь несколько слов о поощрении:

-  Гиперактивного ребёнка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.

- Ребёнка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.

-Гиперактивного ребёнка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Можно ставить детям-логопатам оценки, хотя это и не предусмотрено ни одной известной методикой.  Н-р,  ставить одну-единственную оценку – 5, но разных размеров. Когда ребёнок, ещё не добился ни каких результатов, можно похвалить его и поставить маленькую пятёрку. Появляются первые успехи  - пятёрка становится  всё больше. Получив самую большую оценку, ребёнок понимает: он сегодня молодец. Он доволен собой и хочет ещё раз выполнить получившееся упражнение, а это и нужно для закрепления результата. Итак, маленькая или большая пятёрка – это якорь, т.е. действенная фиксация положительного  результата.  Ведь успех ребёнка – это и наш успех тоже! Его работа – и наша работа, его чистая, правильная речь – и наша заслуга и огромное удовольствие от своей нелёгкой, но такой нужной работы.

  Библиографический список:

 Тихонова Е.И.  «Он «живой и вертится». Как помочь ему?» Научно-методический журнал « Школьный логопед», № 1(36). - Воронеж,    издательство «Образование», 2011

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Игры для гиперактивных детей. – С-Пб.: Речь, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в старшей логопедической группе на тему: Реализация двигательной активности детей на прогулке.

Конспект прогулки, реализация двигательной активности на прогулке, старшая группа.  Цели:·        укрепление здоровья,·...

Структурированное наблюдение за ребенком при выраженных изменениях в поведении, двигательной возбудимости и дефицитом внимания.

Вниманию предлагается структурированное наблюдение за ребенком в виде анкетирования родителя (законного представителя) при выраженных изменениях в поведении ребенка, сопровождающихся двигательным возб...

«Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания»

Опыт работы «Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания»...

Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна

Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифферен...

Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания

Детский мастер-класс как эффективная форма работы с детьми с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания...

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. Овладение элементарными навыками разговорной ре...