Логопедическая помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
материал по логопедии

Лысенко Любовь Владимировна

Варианты упражнений, заданий, игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям

«Областной центр диагностики и консультирования»

Купинский филиал

Логопедическая помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети с нарушениями речи, осложнёнными гиперактивностью, требуют к себе особого внимания. Логопед выстраивает свою работу над звукопроизношением и общим развитием речи, с учётом нарушения координации движений, недостаточного развитие мелкой моторики рук, неразвитостью чувства ритма, сниженного уровня развития вербальной памяти, внимания, восприятия, которые выражены более значительно, чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи, но без СДВГ. Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. А гиперактивные дети неохотно выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

И, тем не менее, надо помочь такому ребенку и сделать логопедическую работу максимально эффективной. Логопед проводит как групповые, так и индивидуальные занятия, но с данной категорией детей, все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий. Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться, а логопеду - подобрать наиболее эффективный способ взаимодействия с ребёнком при коррекции речевых нарушений.

Логопед должен почувствовать ребёнка, что называется «поймать общение на одной волне», чтобы в дальнейшей работе исходить из его потребностей и возможностей. Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка: например, одному ребёнку нравятся задания с элементами соревнования; кто то может успешно заниматься по сигналу таймера, либо с песочными часами. Другому ребёнку необходимо больше раздаточного материала или настольные игры. Таким образом, исходя из выявленных интересов, логопед планирует занятия, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях. Это самый главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении логопедических занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело. В свою очередь, это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

Не менее важный аспект - сформировать ритуал занятия. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их не стимулируют и не воодушевляют. Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. Под конец можно повторить что-нибудь из уже знакомого материала. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.

При проведении логопедических занятий с данной категорией детей необходимо предлагать ребёнку больше игр на развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, давать ребёнку возможность выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий. Такой выплеск энергии необходим ребёнку и обусловлен его особенностями.

Давайте ребёнку задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями. Я предлагаю Вам несколько вариантов таких упражнений.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

  • расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;
  • «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломанным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

  • запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) – шо (руки вверх) – шу (руки опустить);
  • «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

  • игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);
  • «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

  • «Живые слова»: каждый ребенок играет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;
  • «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы. «Сова летает по лесу». Соня пьет ананасовый сок». Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание.
  • «Прошагай предложение» ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Технологии коррекции СДВГ на занятиях по логопедии

1.Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2.Обучение самомассажу.

3.Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4.Игры для развития тактильного взаимодействия.

5.Пальчиковые игры.

6.Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

Давайте рассмотрим их подробнее.

  1. Использование релаксаций, визуализаций.

Упражнения на релаксацию и развитие воображения я взяла из работы Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» (Все упражнения на релаксацию, по возможности, выполняются под спокойную расслабляющую музыку).

Полёт высоко в небе»

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

«Путешествие в волшебный лес»

Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день.

  1. Обучение самомассажу.

Массаж рук ребристым карандашом, массаж пальцев рук, точечный массаж на улучшение иммунитета по Уманской, массаж спины друг-другу после сна, который несет в себе много функций - закаливание, развитие дружелюбных отношений с помощью тактильных ощущений и легкое расслабляющее действие.

Как известно, на мочке уха находятся точки, которые связаны со всеми нашими органами. Если ребенок никак не может успокоиться и уснуть, воспитатель может сделать ему легкий массаж мочки уха. Через 5-10 минут успокаиваются даже самые шаловливые дети.

  1. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

«Кулак - ладошка», гладить себя по голове прямыми движениями, а по животу - круговыми, поочередное выполнение движений руками вверх и вниз. Игры «Внимание», «Третий лишний», «Бездомный заяц» и т.д.

  1. Игры для развития тактильного взаимодействия.

Достаточно часто у гиперактивных проявляется агрессия. Это происходит потому, что ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями. Для коррекции таких проявлений есть игры, которые условно можно назвать «ласковые». Они учат ребенка относиться к окружающим лояльно, доброжелательно.

Ласковые игры - это игры с прикосновениями, когда можно прикасаться друг к другу. Их можно проводить прямо на ковре.

«Слон на спине».

Все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат на ковре, на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов, букв, цифр. Кто угадал, что нарисовано - водит сам. Если детям это окажется слишком трудно, можно «пустить им» побегать по спине разных животных: кошку, муравья, слона и т.д.

«Ласковый кубик»

Дети садятся на ковер. По очереди выбрасывают кубик. Выпадет 1 надо погладить соседа, 2-обнять, 3- сделать массаж спины, 4 – пожать руку и т.д. Все, что хотите придумать из ласковых жестов. Дети постарше могут стесняться проявлять ласку. Надо им объяснить, что надо стесняться ударить кого-нибудь, проявить грубость, а ласковые жесты это проявление доброго отношения, привязанности.

  1. Пальчиковые игры.

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.

Сейчас очень много книг с пальчиковыми играми. Я расскажу о тех, которые встречаются редко.

«Конструктор из спичек»

Надо взять немного спичек без серных головок, пластилин, который используется как соединительный материал. Из пластилина скатать маленькие шарики. Попробуйте из спичек построить кубик, дом и т.д. Можно дать задание, что бы дети сами придумали какую-нибудь геометрическую конструкцию, а потом рассказали, что у них получилось.

«Бирюльки»

Сложить 20 спичек в кучу в беспорядке на столе. Играющие поочередно по одной осторожно берут из кучки палочки так, чтобы не пошевелить другие. Палочки посчитать. Кому удастся собрать большее количество палочек, тот и выиграл.

«Охотники»

Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложить четыре пальца вместе, большой палец отвести в сторону - это «берлога медведя». Одну палочку поставить у входа в «берлогу», слегка прислонив один ее конец к большому пальцу. Это - «медведь». Отмерить от «медведя» расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии. положить четыре палочки - «пули». Мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы - это охотники. Щелчками каждого из этих пальцев о палочки постараться сбить палочку (убить медведя).

Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством «выстрелов», тот и побеждает.

  1. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

Этот вид игр обычно используется во время прогулки. И, конечно же, у каждого из вас в запасе достаточно таких игр. Поэтому не буду утомлять вас описанием их, ограничусь перечислением: «Раз, два, три – фигура замри» - надо изобразить какую-либо геометрическую фигуру (шар, круг, кубик, квадрат и т.д.), «пятнашки-елочки», «различные шаги», «палочки - выручалочки», различные эстафеты и т.д.

  1. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать. На примерах сказочных героев знакомим детей с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением. Первичное знакомство с эмоциями происходит при чтении сказок. Затем, становясь старше, дети проживают различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания при знакомстве с культурным наследием человечества (литература, музыка).

Помогает детям развивать умение видеть эмоциональные переживания у других такая игра, как «передай лицо». Видеть добрые и злые поступки учит такой вид деятельности, как сочинение небольшого рассказа по картинке, на которой изображены дети, животные в веселом, грустном, плачущем состоянии. Надо придумать историю о том, что произошло и как можно помочь тем, кто плачет. Можно предложить детям на прогулке «превратиться» в растущее дерево, не политый цветок, сломанную ветку, брошенную игрушку и т.д. и рассказать о своих мыслях, эмоциях, переживаниях. В результате расширяется круг понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому пониманию себя и других людей, к сопереживанию, у них чаще происходят эмпатичные проявления по отношению к окружающему миру.

Эти и другие технологии могут быть применены в разных разделах логопедической работы, использоваться воспитателями на занятиях, в режимных моментах. Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

Учитель-логопед: Лысенко Любовь Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью...

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (в русской аб­бревиатуре — СДВГ, в других странах — ADHD). Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?...

Причины и механизмы заболевания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В статье раскрываются причины и механизмы заболевания детей с синдромом дифицита внимания....

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побу...